Билет № 7

1) Богослужение ессеев и его связь с христианским. Это одна из сект в иудействе получившие свое начал в 1 пол II в. До Р.Х. первоначально они получили у Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Первоначально их насчитывалось около 4 тыс. они вели аскетический образ жизни и занимались милосердием. Вступающий в секу ессеев, должен был давать клятву чтить Бога, творить дела милосердия, быть справедливым, быть врагом не правды, сохранять верность властям, верно хранить и соблюдать писание.

Проповедь (экзегеза), пение, а вкушение пищи это жертвенный дар, к общему столу, к столу допускались не только члены общины, но и гости (паломники). Затем духовные беседы и поучения. После этого они снимали белую одежду и занимались личным делом. По некоторым сведениям имели дар предсказания будущего.

2) Вернее богослужение в Православаной Церкви на Руси в досинодальный период.Русская Церковь на первых порах руководствовалась уставом Великой Канстантинопольской Церкви, сего песнеными пследованиями. Но через 74 г. при Феодосии Печерском ввел Студийско-Алексеевский устав (в 12 веке еп . Алексий восстановил утерянный устав Студийского монастыря), который стал общерусским монастырским уставом. Действовало два устава(Устав Константинопольской Церкви и С.-А.). В конце 15 века на Руси появился Иерусалимский устав который подвергся изменениям в процессе распространения его в Греческой Церкви им мы пользовались до 1682г. Т.е до конца 17 века сущ. 3 устава.

Во время пения 103 пс. совершалось каждение епископом старейший священник читал по одному стиху из 12 пс., а за ним пел народ. Блажен муж. Пели все три Славы припев к каждому стиху Аллилуйя

После "блажен муж", "Господи помилуй 3 раза", слава и ныне, "Господи воззвах" (исполняли антифонно). Каждение начинали после стихов «Да исправится молитва моя». В это время священник совершал каждение, а диакон нес свечу (служебник 1656 г.)

Русская Церковь унаследовала Вечерний вход совершался соборно не только на праздники но и на кануне воскресных дней, местом совершения входа был соборный храм. Должны были присутствовать не только городские но и прибылые из сел по делам священники, а также начальники монастырей. В больших городах делились на сороки, и входы совершались в одном главном храме этого округа

По окончании пения на "Господи воззвах" диакон перед царскими вратами возглашал " Господу помолимся, хор " Господи помилуй", диакон "Благослови Владыко святый вход, в этот момент открываются Царские врата " Премудрость Прости" и священники поют"Свете Тихий" (разбивали на восем строф и пели на восемь гласов). По пении входили в алтарь. Участвовали во входе епископы, настоятели монастырей, белые рядовые священники и черные. После этого прокимен и паремии с особенностью (в день памяти Бориса и Глеба, Владимира, Ольги и др. читалось в виде паремий чтение о их жизни из летописи). Далее сугубая ектения и просительная ответом на которые на Руси "Господи помилуй " пели (с 15 века). После вечерни совершался молебен. На средине храма рядом с иконой праздника, поставлялся стол, а на нем чаша с заздравной кутьей и сосуд с кануном( узваром) . Кутья делалась из варенных зерен с сахаром и ягодами, а канун медовый напиток. Горела свеча.

В конце свящ. кадил стол со стоящей на нем чашей "Благословен Бог наш..." Пели тропарь, Слава и ныне кондак читали две молитвы на благословение кутьи. Эти 2 молитвы являлись перифразом молитвы на благословение хлебов. Далее отпуст особый, и ели кутью, запивая кануном.

3) Евхаристия в III веке. по преданию Ипполита Римского и Завещанию Господа нашего Иисуса Христа. Предание Ипполита Римского. Здесь литургия описывается после крещения и после хиротонии епископа.

1) Литургия оглашенных:

v Ново-крещённые впервые молятся с верными;

v Целование мира – все подходят к епископу и лобзают его, а ново-крещённые лобзаются с верными;

v Дьяконы приносят епископу приношения – зародыш великого входа;

2) Литургия верных:

v Епископ возлагает руки над приношением – благодарит вместе с пресвитерами, над хлебом и чашей;

v Анафора – архаичная (в РКЦ «литургия Ипполита Римского в духе нового богословия»);

v Преломление хлеба - причащение духовенства со словами «хлеб небесный во Христе Иисусе» и принимающий отвечает: «Аминь». Причащение мирян под двумя видами с теми же словами.

v Причащают мирян от трех чаш: Вино, молоко и вода. Причащающиеся пьют три раза из каждой чаши. Держащие чаши, говорят:с Кровью Христа со словами «Во имя Бога Отца»; с молоком: «во имя Господа Иисуса Христа»; воду: «и во имя Св. Духа и св. Церкви»; причащающийся отвечал: «Аминь».

Молоко, смешенное с медом символизирует полноту обетования, которое было дано праотцам. И когда Бог сказал: «дам вам землю источающие мед и млеко», которую и дал, Тело Свое Христос, от которого мы все питаемся.

Завещание Господа Нашего Иисуса Христа. Литургия неразрывно связана с утренним богослужением.

1) Литургия оглашенных:

v «Хвала зари» читались трехчастная молитва - после первой и второй части, пели: «Тебе хвалим» после третье части «Аминь»;

v потом 4 псалма; песни Моисея, Соломона и др. пророков (канон и ирмосы);

v 2-я молитва, которая делиться на 3-и части с такими же ответами от народа;

v чтец читает, что то изСв. Писания - Пророчества, Апостол; пресвитер или дьякон - Евангелие;

v епископ или пресвитер проповедует;

v Молитва и возложение рук над оглашенными (отпуск оглашенных);

v мистагогия (учение о Евхаристии);

v целование мира верных;

2) Литургия верных:

v приношение Евхаристии или даров на престол;

v Епископ пресвитеры дьяконы, вдовицы, иподиаконы, диаконисы, чтецы и харизматики (дар проявлялся только во время службы).

v Епископы и пресвитеры возлагают руки над хлебами;

v Диакон просит уйти, кто провинился против веры, в любви и других недостойных.

v Анафора – сирийская, архаичная;

v Причащение – причащающийся Тела, отвечает «Аминь», потом причащение Крови, принимающийся, говорит:«Во исцеление души и тела»;

3) Благодарственные молитвы.