рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Западноевропейская политическая мысль в Средние века.

Западноевропейская политическая мысль в Средние века. - Лекция, раздел Образование, КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ Для студентов 2-4 курсов всех форм обучения, всех специальностей Три Крупных Исторических Этапа Включает В Себя Этот Период. Первый -Раннефеод...

Три крупных исторических этапа включает в себя этот период. Первый -раннефеодальный (конец V - середина XI в.); феодализм только консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований. Второй этап - пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI -конец XV в.); для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии. Третий - позднее средневековье (конец XV - начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой европейской политико-юридической мысли. Своеобразие ей придавал также факт исключительно сильного влияния христианской религии и римско-католической церкви. В руках священнослужителей политика, как и все остальные науки, оставалась прикладной отраслью богословия, утверждалось, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви.

Тон в решении проблемы принадлежности власти был задан Аврелием Августином (353-430), который утверждает принципиальный примат церкви над государством, повиновения последнего над первым. Августин считает неприемлемым определение, данное римскому (античному) устройству Цицероном как «общего дела» народа, то есть государства. Формулу Цицерона «res publika est res populi» Августин склонен распространять прежде всего на церковь и лишь опосредованно - на государство.

Одним из наиболее ярких выразителей взглядов церковной идеологии Средневековья был доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский(Аквинат) (1225-1274). Наряду с массой других предметов, Аквинат касается, конечно, и вопросов о государстве, законе и праве. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265-1266гг.), в произведении «Сумма теологии» (1266-1274 гг.) и в иных работах.

В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве - первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична сотворению мира богом. Цель государственности - «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию - правителям, олицетворяющим собою государство.

Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввел различие трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.

Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся на верху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее конституирования, устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое - результат нарушений заветов бога, велений римско-католической церкви. Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Аквината, оказывать этим действиям сопротивление. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.

Аквинат широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных политически оформленному обществу. Он разработал особую теорию закона. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон - универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего - естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение - силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Еще один вид закона - божественный. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его и призвана Библия. Марселий Падуанский(ок.1275 - ок.1343) в трактате «Защитник мира» развивает идею народного суверенитета, согласно которой, высшим законодателем и единственным источником власти в государстве является народ-суверен. Он первым в собственно европейской политической мысли разграничивает законодательную и исполнительную власти. Народ, согласно его концепции, должен доверить реализацию исполнительных функций правительству (правителю), которое будет воплощать на практике то, что считает необходимым законодатель-народ. Важным моментом концепции государственной власти Марселия Падуанского было решительное отрицание властвования над ней католической церкви. Наоборот, государство, светская власть должна контролировать деятельность церкви, а народ должен даже непосредственно избирать высших духовных лиц.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ Для студентов 2-4 курсов всех форм обучения, всех специальностей

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО... ХОЗЯЙСТВА... КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ Для студентов курсов всех форм обучения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Западноевропейская политическая мысль в Средние века.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК КАУКА.
В интересах каждого человека знать сущность и содержание, направление и методы осуществления, многообразие субъектов политики и их реальную роль в политическом процессе. Знание этих и других подобн

Политические учения античности.
В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреч

Политические взгляды эпохи Возрождения.
Основателем новой политической науки стал Николо Макиавелли(1469-1527), который в трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1513-1519) наиболее полно

Политические идеи Реформации.
В первой половине ХVIв. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистс

Новое время.
Проблема соотношения личности, общества и государства становится основным пунктом размышлений представителей политической мысли Нового времени. Общей концептуальной основой для выработки т

ТЕМА 3. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы с целью сохранения определенной общественной структуры и организ

Политическое поведение: его виды
Сфера политических отношений достаточно многообразна она включает и институты, и действия, и процессы, и различные системы обоснования этих действий. Понятие «политическое поведение»

Специфика массового поведения в политике
В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице, уч

Виды политической деятельности
Политическая деятельность — характеристика не только внутреннего механизма — мотивов, форм выражения, реакций, направленности действий и уровня их организации, но всего динамического аспе

Социальный смысл и назначение власти
Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так определил социальное назначение власти "Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общес

Мифологическая концепция власти
Французский политолог Л. Дюги в "Курсе конституционного права", обосновывая закономерность деления общества на "правящих" и "управляемых", "сильных" и

Дуалистическая концепция власти
Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: а) материальное принуждение, б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся

Ресурсы власти
Власть как способность и возможность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению других основа на использовании различных методов и средств, к которым относятся влияние, авторитет, закон, прямое

Суверенитет и легитимность политической власти
  Функционирование политической власти осуществляется набазе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют политическую влас

Типы легитимности
М. Вебер предложи! выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил мотив подчине

Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
  Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования обеспечивается политической системой. Благо

Теория политической системы.
Термин "политическая система" был введен в политологию в 50 - 60-х годах XX века. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики. Процессы развития граждан

Теория политической системы Г. Алмонда.
Г.Алмонд исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических

Теория К. Дойча
Переход развитых стран к информационным технологиям, позволил американскому политологу К. Дойчу (р. 1912) рассматривать политическую систему в контексте "коммуникационного подхода", при к

Структура политической системы
Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

Функции политической системы
В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению о

Политический режим» как категория политологии.
Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует среду и условия политической жизни общества, другими словами

Демократический политический режим
Понятие «демократия» (от греч. demos - народ и kratos -власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, то ест

Тоталитарный политический режим
  Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господств

Авторитарный политический режим
Авторитарный (от дат. autoritas - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, однако, государственный кон

Государство как институт политической системы.
  При рассмотрении этого вопроса важно учесть, что для выражения и представительства общезначимых интересов общество, социальные группы, индивиды создают политические институты. По

Место государства в политической системе
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выя

Движениями, церковью.
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как базового института в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественн

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
  Первоначально термин "партия" обозначал лекальные группировки, отстаивающие свои позиции наряду с заговорщическими группами-фракциями и клиентеллами. Впоследствии, по мере

ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Политическая культура принадлежит наряду с политической психологией и этикой к важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики. Её можно определить как внеинституциональную систему, охватывающу

Политическая социализация.
В политике индивид выступает в качестве гражданина. Стать таким он может только в процессе взаимодействия с другими индивидами, политическими и неполитическими институтами, с обществом в целом. Каж

ТЕМА 11. Политическое лидерство.
По объективным и субъективным причинам политическая активность людей неодинакова. М. Вебер писал, что есть «политики по случаю», то есть рядовые члены общества с минимальным политическим влиянием,

ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ.
Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть, которые впервые возникли с расколом обществ

ТЕМА 13. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ.
  СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ (С-д)- влиятельная сила в рабочем и демократическом движении многих стран. В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий социал-демократи

Понятия и сведения о международных отношениях
С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни человека. Политические мыслители разных времен и народов, а также политики вели и до

Сущность внешней политики.
Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как "внешняя политика". В конечном итоге международные отношения складываются прежде всего и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги