Сила 2. Сила быть собой

Однажды, когда я еще работал в психиатрическом центре, я столкнулся с девушкой по имени Сьюзи, которая обнаружила такую уверенность в себе, которую я никогда не забуду. Она была молодой студенткой и заканчивала обучение в нашем центре. Вскоре она собиралась устроиться на работу и начать терапевтическую практику. Как-то у нас было собрание, и наш директор давал советы молодой студентке, как нужно вести себя на собеседовании у нанимателей. Сьюзи интересовалась новой, еще недостаточно изученной, областью терапии. Для примера назовем этот метод ZX терапией. Директор сказал Сьюзи: « Когда будешь на собеседовании, не говори, что собираешься заниматься ZX терапией. Многие не доверяют ей и не возьмут тебя на работу»

Ответ Сьюзи был потрясающим. Она вскочила и подошла к нему: «Вы, что - шутите? Я собираюсь написать об этом жирными буквами в самом начале моего резюме! Я не собираюсь работать там, где не уважают метод, которым я занимаюсь. Я хочу работать только в том месте, где ценят и приветствуют ZX терапию!»

Какая невероятная уверенность в себе! Она даже не задумывалась о пугающей новизне этого метода. Она четко осознавала те проблемы, которые могут свалиться на ее голову, если она будет притворяться кем-то, кем она на самом деле не является. Она хотела работать там, где ее будут любить, и принимать такой, какая она есть.

Когда-то я написал книгу «Изменись и стань собой». Я написал ее, чтобы помочь людям понять, насколько их поведение зависит от желания показаться хорошим. Многие пытаются выглядеть так, как будто у них нет тех недостатков, которыми они, не дай бог, могут обладать. И как это «поведение-прикрытие» мешает другим увидеть, какие мы на самом деле прекрасные. Единственное, что нам нужно изменить - это перестать претворяться. Отсюда и название - «Изменись и стань собой».

Я хочу, что бы вы прочитали эту главу с целью освободиться от напряжения, которое является платой за постоянную осторожность. Я хочу, что бы вы открыли в себе настоящую, дерзкую сущность и освободили себя от необходимости вкладывать так много энергии на поддержание иммиджа. Я хочу, чтобы вы облегчили себе непосильную и бесконечную задачу самоутверждаться. Я хочу, чтобы вы были свободны от потребности прятать и маскировать свое собственное Я. Я хочу, чтобы вы изменились и стали собой.

И что из этого выйдет? Вы! Тот, кого уже давно всем не хватает. Вы, который может быть спокойным в любой ситуации, потому, что вам нечего скрывать.

Огромное количество энергии уходит на создание таинственной ауры вокруг человека. Для чего? Что же мы такое прячем? Неужели вы действительно думаете, что кто-то покупается на ваш обман? Если кто-то и верит вам, то ваше желание показаться не таким, какой вы есть обманывает их, и притягивает к вам неподходящих людей, людей, которых совсем не радует перспектива общаться с таким человеком, как вы. Это резко уменьшает ваши шансы найти тех людей, которые были бы заинтересованы именно в вас.

Позвольте привести вам пример. Много лет назад я познакомился с очень привлекательной девушкой. Я очень хотел, как-то невзначай с ней встретиться
и подстроил так, что когда она выходила из дому, я проехал мимо на машине. Увидев ее, я остановился, вылез из машины и заговорил с ней, надеясь узнать ее получше. Во время нашей беседы к ней подбежала маленькая собачка. Она пнула собачку ногой, и та убежала. Мне показалось это ужасно грубым, и я решил не назначать ей свидания.

Примерно 12 лет спустя, я читал лекцию в одном университете, где и встретил эту девушку. Во время разговора она призналась: «А ведь я когда-то потерпела фиаско с тобой, Билл. Я даже помню тот день, когда ты остановился у моего дома. Я испугалась, что ты сочтешь меня слабой и ударила собачонку, чтобы казаться смелее».

Удивительно, но то, что она сделала, пытаясь произвести на меня впечатление как раз, и оттолкнуло меня. Кто знает, что мы оба потеряли, только из-за ее нежелания быть самой собой!

Почему же мы не позволяем людям видеть нас такими, какие мы есть? Причина этого в том, что мы не вписываемся в эту жизнь. Я приведу вам два примера того, откуда это чувство могло появиться.
Пример первый:
Пятилетний Томми пролил на скатерть чашку шоколада. Отец шлепнул его и прикрикнул: «Что с тобой? Сколько можно тебе повторять, чтобы ты был осторожнее?»
Из этого примера легко можно заключить, что на глубоком подсознательном уровне Томми решил про себя, что с ним что-то не так.
Однако посмотрите на другой пример:
Отец Джека делал все возможное, чтобы помочь Джеку развить высокую самооценку. Когда мальчик пролил шоколад на скатерть, отец ему сказал: «Ничего страшного в этом нет. Давай я тебе еще налью».
В этом случае, возможно, что, благодаря тому, что отец Джека был понимающим и тактичным, а также тому, что его цель была помочь сыну повысить самооценку. Джек и не сделал глубоких подсознательных выводов о том, что с ним что-то не так. С другой стороны, несмотря на всю положительность папы, сын мог сделать следующий вывод: «Когда папа наливает молоко, он никогда не проливает его. Должно быть, это что-то неправильно во мне».
Также из первого примера может вытекать и то, что, пролив шоколад, ребенок решил, что: «Жизнь отвратительна, когда я проливаю шоколад. Соответственно, я должен все делать хорошо». И, будучи настроенным, на развитие своих способностей, ребенок может достичь больших успехов на пути к повышению самооценки.
В чем же здесь смысл? А смысл здесь таков, что дело совсем не в том, что происходит в жизни, а то, как мы к этому относимся. Это то, как мы, будучи детьми, понимаем те или иные события, происходящие с нами.
И это здорово, потому что нам теперь не нужно тратить время на обвинение событий, произошедших в нашем прошлом. Все, что нам нужно для того, чтобы повысить самооценку, это осознать выводы, сделанные нами из прошлого опыта и перестать застревать на том, что нам в жизни теперь не служит, а также заменить наши старые представления мечтой, которая больше соответствует тому, чего мы хотим от жизни.
Вы теперь, наверное, сидите и думаете: «Как же то, что случилось со мной много лет назад, может влиять на мою жизнь сейчас? Как же я воплощаю в жизнь ту боль, которая живет во мне?»
Секрет этого лежит в ваших детских воспоминаниях.
Если вы приобрели эту книгу, проходя курс «Пойми Себя и Других», то наверное, уже заметили, что до начала курса вам давали заполнить анкету, где нужно было вспомнить три случая из детства. Удивительно, как сильно это помогает инструкторам выявить вашу настоящую самооценку.
Вы видите, что из миллионов событий, происходивших в нашем прошлом, мы помним только некоторые из них. И, если вы поработаете с 6-10 детскими воспоминаниями одного человека, то вы увидите, что выводы, сделанные в каждом отдельном случае часто совпадают. Если вы тщательно изучите каждое детское воспоминание, вы сможете, соединив выводы в единое целое, увидеть определенную модель поведения человека. Мы пользуемся нашими воспоминаниями, как инструментами, напоминающими нам о том, что же мы от жизни ожидаем. Даже если мы ожидаем совсем не то, что в наших лучших интересах.
И не важно даже то, что эти воспоминания влияют на нашу взрослую жизнь. Сами по себе события никак не влияют на нашу жизнь. И только память о событии напоминает нам, о нашем образе жизни. Братья часто рассказывают мне о конфликтных ситуациях и бывает так, что их рассказы об одном и том же событии совершенно разные и это происходит потому, что они воспринимают событие, таким образом, который наиболее соответствует их подсознательным установкам.
Однажды Рудольф Дрейкурс вел курс, и один студент, вспоминая конкретное событие своего детства, рассказал, что он был напуган, так как каждый день, возвращаясь из школы, домой, он вынужден был идти через кладбище. Другой студент, присутствовавший на курсе, усомнился в том, что путь первого студента действительно проходил через кладбище. Во время перерыва на обед выяснилось, что они давние соседи и отправились в места своего детства.
Вернувшись после к упражнению, они заявили, что студенту нужно было бы сделать крюк как минимум в полтора километра, чтобы идти через кладбище. Первый студент был поражен, как то, что он помнит, может являться неправдой.
Итак, вы можете посмотреть на события, которые вы помните из детства, не как на точные отчеты того, что с вами действительно происходило, а как на пример, который еще раз помогает вам убедиться в правоте ваших предрассудков.
И осознание этого очень полезно, потому что нам нужно изобретать примеры, используя при этом воспоминания для того, чтобы очередной раз подтвердить наши подсознательные установки. И, понимая это, мы можем перестать подпитывать эти установки нашими воспоминаниями.
Через некоторое время я вас попрошу записать несколько детских воспоминаний для того, чтобы вы могли пользоваться ими как инструментами, помогающими улучшить вашу жизнь.
Но прежде я должен объяснить вам, что же мы понимаем под детским воспоминаниям. Вот хороший пример детского воспоминания:
«Возраст - 4 года. Однажды я катался на велосипеде и мой брат подтолкнул меня так сильно, что я скатился на обочину и упал в кусты, и весь поцарапался. Я был очень напуган.
Заметьте, что воспоминание начинается со слов «однажды». Оно описывает определенное, конкретное событие. Это не просто описание чего-то общего, случавшегося много раз. Также заметьте, что в воспоминании говорится о том, что мальчик чувствовал в этой ситуации.
А сейчас я приведу пример того, что мы не будем считать детским воспоминанием:
«Мой брат постоянно сталкивал меня с велосипеда».
Это не является детским воспоминанием. Это просто предложение, которое не описывает конкретное событие. Здесь не упоминается то, как ребенок себя при этом чувствовал.
Поэтому, когда вы записываете детское воспоминание, убедитесь, что вы не забыли упомянуть о приблизительном возрасте и о чувствах, испытываемых в тот момент. Пишите самое раннее воспоминание, которое помните в данный, конкретный момент. И не важно, насколько ранним оно будет.

Включите музыку и попробуйте. Отложите книгу, выделите время на то, чтобы написать четыре детских воспоминания.

Здесь звучит некоторое время музыка, затем приглушите звук.

Написали воспоминания? Замечательно! Чтобы научиться работать с ними, давайте анализировать каждое воспоминание по очереди. Начнем с первого, в поисках «морали вашей истории», т.е. тех ваших детских решений, которые вы приняли тогда и которые влияют на вашу жизнь и посей день. А для того, чтобы найти эту мораль было легче, задайте себе следующие вопросы.

Спросите себя: «Если бы это воспоминание являлось отражением моих представлений о жизни, о себе, об окружающих, и являлось бы лучшей возможностью почувствовать свою силу, уверенность, а также свою причастность к происходящим процессам, как бы я закончил следующие предложения:

«Жизнь - это ...»
«Я - ...»
«Мужчины - это...»
«Женщины - это...»
«И поэтому...»

Проанализируйте свое первое воспоминание. А затем подтвердите свои догадки вторым воспоминанием. Продолжайте анализировать и делать выводы до тех пор, пока не выявится четкая картина.
Например, исходя из того воспоминания, которое я вам только что привел, мы можем сказать, что:
Жизнь - это... опасность и нечто пугающее.
Я... способен действовать только тогда, когда меня не контролируют.
Мужчины - это... более сильные, чем я и лучше контролируют ситуацию.
Женщины - это... В этом воспоминании женщины не упоминаются. Необходимо проверить еще несколько воспоминаний для того, чтобы понять, что же этот мальчик решил про женщин. Единственное, что мы можем предположить, опираясь только на это воспоминание, это то, что женщины для него не так важны, как мужчины. Если же и в последующих воспоминаниях не будет женщин, то наш вывод подтвердится.
Поэтому... для того, чтобы оставаться в безопасности и избежать унижения, я никогда не должен позволять мужчинам меня контролировать.
Позвольте я напомню вам воспоминание.
Возраст 4 года. «Однажды я ехал на велосипеде и мой брат слишком сильно толкнул меня вперед, так, что я съехал с дороги и упал в кусты, весь поцарапался и сильно испугался»
И повторю выводы:
Жизнь - это... опасность и что-то пугающее.
Я... способен действовать только тогда, когда меня не контролируют.
Мужчины - это... более сильные, чем я и лучше контролируют ситуацию.
Женщины - это... В этом воспоминании женщины не упоминаются.
Поэтому... для того, чтобы оставаться в безопасности и избежать унижения, я никогда не должен позволять мужчинам меня контролировать.

Сейчас у нас есть только первое предположение. Теперь нам нужно сравнить его с последующими воспоминаниями для того, чтобы подтвердить выводы, либо пересмотреть их. Можно сказать, что мы пользуемся наукой предположений. Очень важно разбирать воспоминания по одному. Иначе вы можете легко попасть в беду, которая называется фактофилией. Это происходит тогда, когда на человека сваливается слишком большое количество информации, и он не в состоянии отличить лес от деревьев.

Итак, давайте разберем следующее воспоминание. Возраст 6 лет. «Я был на дне рождения и пытался соорудить себе мороженое с двойным сиропом. Вдруг одна девчонка задела меня за руку, и все сооружение рухнуло на пол. Я разозлился».

Теперь, сравнивая первое воспоминание со вторым, мы можем откорректировать наши выводы и предположения, что-то повториться, что-то окажется неточным, а что-то нужно будет чуточку подправить.
Во втором воспоминании жизнь описана, скорее как, непредсказуемая и неуправляемая, нежели пугающая. Однако заметим, что характеристики непредсказуемости и неуправляемости подходят к обоим воспоминаниям.

Опять-таки в воспоминании 2 сказано: « Я способен только тогда, когда другие не контролируют меня».

Отметьте также, что в обоих воспоминаниях речь идет об участии, а не о наблюдении. Из этого мы можем заключить, что этот человек не боится принимать участие, но ему не хватает умения.

Когда мы взглянем на оценку других, из второго воспоминания становится очевидным, что наш вывод о женщинах, как о неважных в его жизни, оказался неточным, т.к. здесь, именно женщина явилась причиной его несостоятельности.

Так же становиться ясным, что строчка «И поэтому...» нуждается в дополнении еще и женского пола. Теперь наши исправленные предположения будут звучать примерно так:
«Жизнь - непредсказуема или неуправляема».
«Я - способен только, если меня никто не контролирует»
«Мужчины - сильнее меня, лучше управляют ситуацией»
«Женщины - неуклюжи - и могут спровоцировать ситуацию, которой невозможно управлять»
«Поэтому, чтобы избежать унижения и сохранить безопасность я не должен позволять другим меня контролировать».

Из третьего воспоминания видно, как этот мужчина решил защитить себя от контролирующих людей.
Возраст 10 лет. «Я сидел в своей комнате и мастерил аэроплан. Мне было весело. Я чувствовал себя прекрасно».
Заметьте, что его решение - работать в одиночку!

Только тогда жизнь становиться замечательной. Он все еще активный участник, но уже свободный от влияния контролирующих людей.

Теперь вы видите, как этот человек постоянно напоминает себе выбирать то, что лучше работать в одиночестве. Представьте себе, насколько его жизнь стала бы богаче, если бы он пересмотрел свои детские установки, благодаря которым считает, что сотрудничество ни к чему хорошему не приведет.
Когда же этот человек понял, что поддерживает состояние одиночества в своей жизни, только благодаря этим, живущим в его памяти воспоминаниям, он заменил эти, ограничивающие его установки на другие ожидания, которые помогли ему успешнее работать в команде. А для того, чтобы изменить подобное отношение к жизни и окружающим, он стал вспоминать все те моменты, когда он, как взрослый успешно работал, сотрудничая с людьми. Он тут же обнаружил, что его детские выводы о том, чего можно ожидать от других, были не точной оценкой своих собственных возможностей как взрослого.
А без этих напоминающих о его возможностях воспоминаний, подобные ограничения не могли бы влиять на его жизнь. Мне потребовалось не слишком много времени, чтобы помочь ему намного улучшить его умение работать в команде.
Ищите в своих воспоминаниях нечто общее. Я помню, как один раз, в
1971 году, когда я учил группу дантистов разбирать свои детские вос-
поминания. Я задал им в качестве домашнего задания написать шесть детских
воспоминаний. На следующем занятии мы разбирали одно за другим вос-
поминания одного молодого человека. Когда мы прочитали шестое - вся
группа очень удивилась, и кто-то сказал: «Это воспоминание противоре-
чит всем остальным. Наверное, мы сделали неправильные выводы». В этот
момент молодой человек, воспоминания которого разбирали, засмеялся и
сообщил, что это не его воспоминание. Он взял его из книги по пси-
хиатрии. Это эпизод из детства убийцы маньяка. Все были удивлены как
легко им было распознать, что этот случай совсем не отражает стиль
жизни молодого врача. Он снова рассмеялся: " Очень рад сознавать, -
сказал он, - что воспоминание убийцы мне НЕ подходит!".
Анализ детских воспоминаний позволит вам не только избавиться
от ваших слабых мест, но и превратить ваши недостатки в величайшее
богатство, в ваши достоинства.
В своей книге «Пойми себя и других» я привожу в пример историю о
том, что из-за того, что мой отец всегда ворчал на меня, когда я вып-
рашивал деньги у своего дяди, в моей взрослой жизни у меня была мас-
са ситуаций, когда мне платили деньги, а я боялся их попросить. Как
только я понял связь между моими проблемами и детским воспоминанием,
я не только сумел преодолеть стеснительность и стал просить деньги,
но и прославился, как эксперт по просьбам. Это стало одним из моих
достоинств.
Здесь звучит музыка.
А теперь вы сами поработайте со своими воспоминаниями. А если
вам нужна помощь, рекомендую вам пройти курс" Пойми Себя и Других» и показать
ваши воспоминания инструкторам. Помните, что с помощью ранних воспоминаний вы сможете повысить свою самооценку и набраться смелости
быть самим собой.
В следующей части Билл не столько заинтересован в том, чтобы
дать вам информацию, сколько помочь вам пересмотреть ваш образ мышления. В течение многих лет Билл Ридлер заработал себе репутацию человека, который не только дает нам по-новому взглянуть на старые вещи и легче принять новое в свою жизнь. По мере того, как вы будете читать, вы почувствуете, что автор бросает вызов вашему образу мысли. Идеи этой части главы покажутся вам весьма провокационными. Не позволяйте себе обидеться на это. Вам совершенно не обязательно соглашаться с тем, что здесь написано. Он приводит их вовсе не для того, чтобы вы смогли шире взглянуть на вещи. Вскоре вы убедитесь, что это очень эффективно. Через несколько недель вы почувствуете, что все, во что вы верили осталось с вами, только теперь вы успешнее применяете эти идеи в жизнь.

Я знаю, что вы пришли сюда чему-то научиться, и я также знаю как вам
не хочется терять время зря. Ручаюсь, вы настроены на то, что если
следующее, о чем я буду говорить, не изменит вашего мнения по некоторым вопросам, то я буду для вас бесполезен. Следовательно, если я скажу то, с чем вы уже и так согласны, вы все равно потратите ваше драгоценное время зря.
Уверяю вас, что, выслушав меня, вы не потеряете ни секунды впустую. Итак, прежде чем вы устроитесь поудобнее, чтобы читать, я хочу вас предупредить. В этой части я собираюсь познакомить вас с некоторыми новыми идеями, которые могут показаться вам совсем абсурдными, такими, которые пойдут вразрез с вашими представлениями о мире и о жизни. Я буду говорить очень искренне, и я выбрал говорить об этом, таким образом, который может пошатнуть ваши убеждения. По мере того, как я буду говорить о ваших представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо, некоторые из вас, вероятно, почувствуют, что я иду против того, что вы вынесли из своей религии. Поверьте, это совсем не входит в мои планы. Да, я намереваюсь заставить вас взглянуть еще раз на ваши религиозные убеждения, но совсем не с целью разрушить вашу веру в Бога. Я хочу помочь вам больше получить от вашей религии, научиться жить в соответствии с ее принципами.
А в процессе встряски вашего мышления, вы вполне можете почувствовать острый приступ не любви ко всему, что здесь написано. Это нормально. Я просто предлагаю вам свернуть с обычной дорожки, когда вы отождествляете себя с тем, что думаете и чувствуете и встать на тропу отстраненного наблюдения. Спросите себя: " Неправда ли здорово, что он здесь пишет. Я не прошу вас соглашаться с моими идеями, я предлагаю вам поучиться наблюдать за тем, какие чувства вызывает у вас мой рассказ. Итак, идем дальше".
Мы даже не знаем, для чего существует вселенная. На курсе "Пойми себя и других" инструкторы которого проводят визуализацию, которая называется "фиолетовый пластиковый пакет". В этом упражнении вам предлагается положить все, что у вас есть в огромный пакет. Однажды, слушая инструктора, я положил в мешок весь мир, который я представлял в виде глобуса, медленно опускающегося в пакет. С этим проблем не возникло, затем я попытался сложить туда вселенную. Сперва я представил, как мешок поглощает галактику, но при этом их остается все больше и больше. Вселенная - это не одна галактика. Но что же это?
Группа галактик? К своему великому удивлению я понял, что вселенную
положить в пакет не удастся, так как я даже не знаю, где она заканчивается. К тому же я осознал, что она вообще ничего не знаю о Вселенной и не представляю, для чего она существует.
Однажды, один мудрый человек спросил меня, смогу ли я жить без воздуха? Естественно, я ответил нет. На что он сказал, подвергнув сомнению одно из моих самых непоколебимых верований: «Тогда ты, наверное, и есть воздух, а воздух является частью тебя? До тех пор я думал, что заканчиваюсь там, где кончается моя кожа.
Затем он задал еще более провокационный вопрос. Он спросил, могу
ли я жить без Земли, по которой хожу и без Солнца, согревающего всех
нас. Следующее что я помню, я допустил, что я - вселенная. Подумайте
об этом. Вот мы, целая вселенная, неизвестно, где заканчивающаяся.
Какие же мы невежды, наивно полагающие, что знаем достаточно,
чтобы судить.
Первое, о чем рассказывает нам Библия, это то, что может быть
чем-то очень приятным для нас, как, например райский сад, но как
только мы съедаем плод познания добра и зла и начинаем об этом рас-
осуждать, совершенство райского сада превращается в полный хаос.
У вас может возникнуть естественный вопрос: "А как быть с 10
заповедями?" Придерживайтесь их. И поймите, что вы даже не знаете, по-
чему же они так важны. А может быть, это Бог сказал, что они важны?
Вы, наверное, спрашиваете себя: «Но если я допущу, что знаний
чтобы судить у меня недостаточно, то, как я могу узнать грешник я или
нет?".
Ответ зависит от того, во что вы верите и что вы думаете насчет бога.
Многие, с кем я говорил, верят, что Бог - всезнающий, всесильный
и есть сама любовь. Так? Я понимаю, что это очень сложный вопрос,
поскольку многие из нас умом верят в одно, а сердцем в совершенно
другое. Если бы каким-то образом нам удалось привести в соответствие
наш разум с душой, это позволило бы на самом деле жить в соответс-
твии с религией, которую мы исповедуем.
Трейси Ридлер по этому поводу говорит следующее: Многие из нас
живут не совсем в согласии с собой. " Мы думаем одно, говорим другое,
а чувствуем третье, а делаем что-то уж совсем невпопад".
Например, возможно вы представляете себе все любящее божество, и
в то же время вам кажется, что оно вас за что-то наказывает. Ну, как
же может существо, которое есть сама любовь опуститься до мести?
Месть - это совсем нелюбовь. Прощение - вот поистине любовь. И поче-
му тот, кто любит нас, знает о нас все и все может, прощает нас
только тогда, когда мы ведем себя определенным образом, посещая
церкви и распевая молитвы? Если он всесилен, неужели вы думаете, что
ему нужно что-то от любого из нас? И, конечно, любящее существо прос-
тило бы нас, ведь оно любит нас, безусловно.
А тот, кто все знает, не стал бы требовать от нас молиться ему
определенным образом, он и так всегда знает, что нам нужно и чего мы
хотим. Это нам нужно учиться слушать его. И, естественно, если он
всесилен, то просто не может быть никакого злого соперника, который
захватил бы власть над всем, что вселюбящий, всезнающий и всесильный
бог любит. И если он действительно все любящий, он будет любить всех
и вся. И как только мы начинаем осуждать и ненавидеть то, что нам
кажется плохим, мы противоречим самим себе.
Итак, я предлагаю отбросить чувство и перестать осуждать себя.
Вы можете мне возразить: «Но без системы суждений я могу сделать
что-то не так? Вы предлагаете всем разводиться, как только приспичит,
не зная наверняка правильно это или нет?" Я отвечу вам: "Используйте
систему суждений только как прием, как инструмент, помогающий вам
понять как себя вести в будущем.
Если вам кажется, что развод это неправильно, не разводитесь.
Однако если, несмотря на все ваши попытки предотвратить это событие,
вы все-таки развелись, тогда просто допустите, что если уже развод
состоялся, то исключительно по воле божьей.
В конце концов, Бог наверняка знал, что ваш брак неудачный, ведь
он всезнающий. Так? И без всяких сомнений Он не допустил бы ничего,
что могло бы повредить вам или кому-нибудь другому, ведь Он вселюбя-
щий. Так? И, разумеется, вы сделали ваш выбор с его благословения,
т.к. у того, кто всесилен не будет больших проблем с тем, чтобы дер-
жать все под контролем. Даже если он дал вам дар свободы, неужели у
него не найдется сил воодушевить вас на правильный выбор?
Поэтому, когда вы чувствуете себя виноватыми и вам стыдно, вы
можете взглянуть на это как на оскорбление бога; а может вы просто не
верите в то, что он всемогущий, всезнающий и есть сама любовь? Кроме того, знаете ли вы наверняка, что развод плохо это или хорошо? Я знаю, что когда я был подростком, мои родители развелись. В тот момент я чувствовал себя ужасно. Я помню, как лежал в своей комнате, уткнувшись лицом в подушку, только бы никто не увидел как мне больно от того, что они разводятся. Тогда на душе у меня скребли кошки, но я знаю, что именно та боль подвигла меня посвятить всю мою жизнь борьбе с проблемами, приводящими к разводу. И благодаря моим курсам, которые помогли многим родителям преодолеть их бытовые проблемы, на земле есть тысячи детей, которым не пришлось пройти через ад развода их любимых родителей. Итак, было ли это плохо или хорошо, что мои родители развелись. Возможно, это была часть грандиозного божест-
венного замысла.
Остановитесь на секунду и задумайтесь обо всем том, что должно
было произойти, чтобы вы стали тем, кто вы есть. Почему вы делаете
то, что вы делаете? Ну, одним ответом может быть свобода выбора, ко-
торая у вас есть. Вы свободны выбирать как себя вести и что делать в
любой момент. Однако в то время, как вы наслаждаетесь этим потрясаю-
щим даром, вы несомненно являетесь продуктом миллиардов лет эволю-
ции, а также находитесь под влиянием каждого существа живущего или
когда-то жившего на планете. В реальности вы влияете на ход событий
и одновременно находитесь под влиянием других.
Например. У нас на курсе была женщина, которая не разговаривала
со своим отцом 16 лет. Когда мы спросили почему, она игнорирует его,
она сказала, что когда была ребенком, отец пытался убить ее. Она
вместе с отцом каталась на лодке и ей захотелось искупаться. Отец об-
вязал ее талию веревкой для того, чтобы девочка не утонула, и она прыгнула в
воду. Но течение в реке было настолько сильным, что затащило ее под
лодку. "Я помню, как видела отца сквозь воду, - говорит она, - он
просто сидел и смотрел на меня. Он даже не пытался меня вытащить. Я
задыхалась и мне казалось, что я вот-вот умру. Было ясно, что он хо-
чет, чтобы я умерла. Вдруг течение изменилось и я с трудом забралась
на край лодки. Он опять не пошевелил пальцем, чтобы помочь мне. Ког-
да я все-таки забралась в лодку, он, не сказав ни слова погреб к бе-
регу. С тех пор мы не разговариваем.
А после этого вы, наверное, думаете, что девочка имела право ненави-
деть своего отца. Но не торопитесь с выводами.
Ее отец рассказал нам другую историю. Когда ему было 3 года, их
горничная обвязала его веревкой и заставила его залезть в ванну. За-
тем наполнила ее горяченной водой, которая скрывала его с голо-
вой. "Я помню как я смотрел на горничную сквозь воду. Вода обжигала
меня всего и мне было нечем дышать. Я думал, что я сейчас умру. В
последний момент садовник ворвался в ванную и вытащил меня из воды,
чем спас мне жизнь. А когда я оказался с дочерью в лодке и когда я
видел ее там в воде, страх парализовал меня. После всего мне было
так стыдно, ведь я не помог ей, что мне казалось, что она не заслу-
живает того отца как я. С тех пор мы не сказали друг другу ни слова.
Нет необходимости говорить, что когда оба выслушали рассказы
друг друга, они стали общаться вновь.
Мы и представления не имеем о факторах, влияющих на наше пове-
дение. Мне до сих пор интересно, какую бы историю рассказала нам гор-
ничная. Сколько горя и разочарования заставили ее поступить так не-
обдуманно? Возможно, если бы мы осознали через что каждому пришлось
пройти мы бы не стали делать скоропалительных выводов, осуждая себя
и других.
Быть честнее, осознавать свои мотивы и намерения и принимать
себя - вот, что помогло мне стать менее категоричным. Я оцениваю свои
намерения, наблюдая результат. Чтобы со мною не случилось - все бы-
ло, видимо, моим желанием и намерением. Осознание этого не только
помогло мне повысить самооценку, но и дало возможность людям вокруг
меня стать более открытыми со мной.
Например, однажды я учил курс "Пойми Себя и Других" и в один прекрасный момент я вдруг понял, что я- убийца. До этого момента я сильно осуждал людей, посмевших отнять жизнь у другого человека. На курсе я осознал, что моим намерением было убить своего отца. Однажды он не появился на работе. Это было очень странно, постольку поскольку он всегда приходил на работу вовремя. Вместо того, чтобы все бросить и побежать к нему и убедиться, что с ним все в порядке, я дождался конца рабочего дня и только потом пошел навестить его. После того, как на мой стук никто не отозвался, я взломал дверь. Отец сидел на стуле, мертвый.
Зачем я сидел в конторе до последнего? Чего я ждал? Это произош-
ло потому, что в детстве, маме приходилось ухаживать за моей тетей и
бабушкой, разбитых параличом. Я видел сколько всего ей приходилось
терпеть и как это отражалось на отношениях между родителями. А я в
это время чувствовал себя покинутым и одиноким. В тот день, когда отец не пришел в офис, я дожидался конца рабочего дня из-за страха, что если я приду к отцу, которому плохо, мне придется взва¬лить на себя груз ухаживания за больным человеком, как за растением, так, как это делала моя мать. Я понял, что мне было бы легче найти его мертвым, чем больным, требующим ухода. Я осознал, что желал смерти ради удобства.
Дело в том, что от времени моего прихода ничего не завесило. Когда я вошел, в комнате работал телевизор. Это означало, что скорее всего он умер накануне. Так что пришел бы я раньше - это уже не име¬ло значения. Но все же очевидно, что мне хотелось убедиться в том, что он мертв (только ради того, чтобы не пришлось ухаживать за рас¬тением, даже если цена этого - смерть).
Самое удивительное во всем этом было то облегчение, которое я испытал, поняв, что вовсе не обладаю абсолютным благородством, что я ¬не ангел. Я - убийца. Каким -то образом простое принятие этого в се¬бе освободило меня от ненужных усилий кричать и доказывать, что мне противна даже просто встреча с кем-то, кто может убить. А то, что я принял это в себе не сделало меня настоящим убийцей. Наоборот, это помогло мне увидеть в себе еще массу того, над чем можно поработать.
Интересно также и то, что после моего открытия и признания ко мне пришли 5 человек, действительно совершивших преступление, но не пойманных за это. Один из них сказал: "Помню как он был страшно удивлен, когда вдруг понял, что я всадил в него нож и никогда не забуду выражение ужаса и боли на его лице, когда я нож повернул». Только благодаря тому, что я принял это в себе, я смог им здорово помочь. Один из них, убивший человека в пьяном угаре, открыл центр по борьбе в алкоголем. На дверях центра он повесил табличку :"Все хорошее, что происходит в этой клинике, совершается благодаря Джону Доу". Он расс¬казал мне: «Я повесил эту вывеску, потому что, убив этого парня я ли¬шил его возможности творить добро в мире, так пускай люди почтут Джона за все, что я делаю. Он также признался, что имя Джон Доу -вымышленное, т.к. он все же не хочет, чтобы его арестовали.
Вы понимаете, что помогая людям преодолеть их проблемы с алко¬голем, он возможно вылечил пьяницу, с которым у вас мог бы произой¬ти какой-нибудь конфликт? И может быть ваша жизнь была бы в его ру¬ках!
Итак, я призываю вас меньше осуждать. Откуда вам знать, что вселенная не нуждается в таком человеке как вы, с именно вашими не-достатками?
В первую очередь я предлагаю вам не относиться слишком требова-тельно к самому себе. Я говорю это потому, что все те обвинения, которые мы относим на счет других - это только прикрытие для осуждения своих собственных ошибок.
У меня есть для вас пример того, что критика в сторону других напрямую зависит от недостатка уверенности в себе.
В молодости я работал в производственной кампании, главным уп-равляющим которой был некий мистер В. Владелец кампании работал всего несколько месяцев в году, поэтому он нанял мистера В и сложил на не¬го всю ответственность за ведение дел. Я работал в инженерном отделе и помимо изучал психологию у Рудольфа Дрейрурса. Мне было очень инте¬ресно, как можно на практике опробовать некоторые идеи и методы и как это применимо в бизнесе. Я потратил уйму времени, критикуя мис¬тера В и объясняя своим коллегам, что атмосфера в кампании накален¬ная и что мистер В не в состоянии воодушевить сотрудников на хорошую работу.
Однажды один из наших заказчиков рассердился на мистера В и расторг все заключенные с ним договоры. Меня отправили к ним на завод, чтобы закончить все предыдущие дела.
Там, на заводе я применил все свои знания и умения общения с людьми, чтобы снова завоевать их доверие к нам. Мне не только уда¬лось уговорить его вернуть все заказы, которые он забрал, но и сде¬лать новые.
Когда я вернулся в свою компанию, я был героем дня. Случилось так, что владелец производства был в то время в городе. Он звал ме¬ня к себе и попросил объяснить, что у нас были за проблемы и как я их решил.
Я прямо, без обиняков, объяснил ему, что причиной всех неудач является мистер В. Я рассказал ему о напряженной обстановке внутри компании и подробно обрисовал как по моему мнению нужно управлять людьми.
Я должен признаться, что в то время получал 10 000 долларов в год, а зарплата мастера В составляла 50 000 долларов ежегодного дохода.
Ну, а после всех моих пространных объяснений о том, как можно и нужно улучшить производство, владелец спросил меня: «Скажи мне, Билл, ты знаешь того, кто может сделать все то, о чем ты только что гово¬рил?» Я посмотрел ему прямо в глаза и ответил:...-"Нет". Затем я выс¬кользнул за дверь и вернулся обратно к своим 10 000 долларов в год и к критике мистера В.
Причина, почему я не стал тогда просить повышения в том, что у меня не было столько смелости, сколько у человека, которого я крити¬ковал. Мне было страшно испытывать мои идеи на практике. На словах же они были совершенны. Однако, если бы мне пришлось отвечать за их применение, я возможно не был бы таким героем.
Через короткое время я научился быть более смелым и принял предложение работать на другом заводе в качестве главного управляю¬щего. Представляете, что я обнаружил?
Я понял, что многие из моих идей срабатывают успешно, но неко¬торые из них были слишком идеалистичны и на практике не оправдывают себя. И даже тогда для меня было почти невозможным допустить это, но я понял, что многое из того, что делал мистер В работало прекрасно. Дело в том, что у мистера В было достаточно мужества взять на себя ответственность и быть твердым. А я ошибочно полагал, что если босс будет приветливым и снисходительным, все будут счастливы и будут ра¬ботать вдвое больше. Теория предполагала, а практика все расставила по своим местам.
Поэтому каждый раз, когда вы поймаете себя на том, что кого-то осуждаете, вспомните эту историю и у вас отпадет необходимость быть столь критичным, поскольку вы являетесь прекрасной частицей вселен¬ной, которая развивалась миллиарды лет, чтобы стать такой какой она есть сейчас.