рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Виховання у Стародавній Греції та Римі

Виховання у Стародавній Греції та Римі - раздел Образование, Практичне заняття №3 1. Традиції Виховання У Стародавній Спарті. 2. Афінське Виховання....

1. Традиції виховання у Стародавній Спарті.

2. Афінське виховання.

3. Педагогічні ідеї Сократа, Платона, Аристотеля.

4. Виховання та школи у Стародавньому Римі.

5. Педагогічні ідеї Цицерона, Сенеки, Квінтиліана.

Теми рефератів та доповідей:

Педагогічний практицизм Стародавнього Риму.

Індивідуальне завдання: скласти словник термінів, що зустрічаються під час підготовки до практичного заняття (наприклад: абак – дошка для рахування і т.д.)

1!

Цель, задачи и система воспитания в Спарте.

Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного государства.
В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исто-рической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая сис-тема воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих тру-дов: «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся зако-нодательная система имеют в виду военные цели» . Совершенно оче-видно, что государство в качестве основной и единственной цели вос-питания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и спо-собного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой.
В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обуче-ния вошли только те предметы, которые способствовали развитию фи-зических навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вы-теснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны ду-ши человека.
Рассмотрим теперь на конкретных примерах и исторических фактах методы проведения подобной политики.

***


§ 3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и музыкальное образование.

3.1 Воспитание в семье.
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и макси-мальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младен-ческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от стра-ха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на це-лые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.
Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ре-бенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегре-ческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - на-столько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сце-нами боев и другими картинами повседневных забот.
Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к воен-ной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будуще-го защитника государства: пренебрежение болью и страхом.

3.2 Период государственного образования.
Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и под-разделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. При-чем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается домини-рующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот про-цесс своим узко-военным нуждам.

3.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.
Основной задачей в этот период было развитие способности само-стоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание ос-новных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самооблада-ния, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспита-ния проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который просла-вился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравли-вания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по оконча-нии похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматри-вались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей систе-ме спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.» А поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали предста-вителей старше-го поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков» . На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению б`ольших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все бо-лее суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зи-мой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хва-тать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запреща-лось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на ка-мышах» , которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сде-лать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осто-рожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли го-лодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.
Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообла-дание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую воз-растную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутство-вать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начи-налось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться лю-быми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по оди-ночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или ос-тавались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Ор-фии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «обществен-ного контроля» над вос-питанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной прин-цип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на гла-зах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее писа-тель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязу-ясь с бьющим его, кто из них первым устанет.» Возможно, сечение у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у де-тей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испыта-тельный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они награжда-лись по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков фор-мировали отряды и рассылали их во все части страны для несения по-лицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хож-дение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что способ-ствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям на-стоящего военного похода.» А чтобы максимально приблизить эту ил-люзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочислен-ные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к же-лезной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как суще-ство неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспи-танные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максима-лизмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государ-ства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосфе-ру военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым пуб-личным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, по-сле чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руково-дителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое нака-зание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне стара-тельно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность при-вивалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитан-никам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лако-ническая» речь (от названия государства - Лаконика) становится име-нем нарицательным для обозначения краткости и логичности в переда-че мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наибо-лее насыщенным и трудным.

3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.
На втором этапе государственного военного воспитания его содер-жание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику при-вивались только лишь общие навыки по выживанию в условиях посто-янной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста го-сударство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллек-туальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не толь-ко физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: мо-лодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно вы-соко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже по-зволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обла-дающим всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период ин-тенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом де-лался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.
Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущую роль в системе спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном раз-витии детей была сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчи-ков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет счита-лось роскошью и его целесообразность отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренно-сти... а также прочих нравственных качеств.» . Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спар-танцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию» . Все песни носили военный характер и были либо хвалеб-ными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физи-ческих упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования. Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В об-ласти же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отне-сло также граматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

***

§ 4. Женское воспитание в Спарте.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти пол-ное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине,» - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дро-тики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упраж-нения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоро-выми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кро-ме того, они присутствовали при всех государственных, военных и ре-лигиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также по-лучала после 30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для пред-ставителей обоих полов.
Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

***

АФИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания, сложившаяся в Афинах в 7 - 5 вв. до н. э. Наряду со спартанским воспитанием была одной из наиболее известных систем воспитания в Др. Греции. В Афинах на базе развитого ремесла, торговли, мореплавания утвердился наиболее прогрессивный для того времени гос. строй античной рабовладельческой демократии. Это обусловило расцвет афинской культуры и прогрессивный характер А. в. Цель А. в. - создание гармонически развитого человека. Оно было разносторонним, включало умственное и эстетическое (т. н. мусическое воспитание), нравственное и физич. (гимнастическое) воспитание. Мусическое воспитание осуществлялось в процессе обучения чтению, письму, счёту, пению, музыке, при изучении ораторского искусства, политики, философии. Физич. воспитание было направлено на поддержание здоровья и развитие силы, ловкости и красоты человеческого тела. Это достигалось путём упражнения в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья [т. н. пентафлон "πενταδλον" - пятиборье]. Нравственное воспитание имело целью формирование дисциплинированности, мужества, самообладания, чувства собственного достоинства, скромности, хороших манер.

А. в., в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали им сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезыванию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили читать, писать, играть на к.-л. музыкальном инструменте, а главное домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в полном затворничестве, лишь изредка выходя из дому для участия в религиозных церемониях. Мальчики с 7-летнего возраста посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в к-рой занимались музыкой, пением, декламацией. С 13 - 14 лет они воспитывались в палестре, где под руководством педотриба в течение 2 - 3 лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политич. и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста н палестра были частными и платными. С 16 - 18 лет юноши из наиболее состоятельных и знатных семей, готовящиеся в будущем занять руководящие должности в гос-ве, посещали гимнасий. Здесь они обучались философии, лит-ре, политике, продолжая совершенствоваться в области гимнастики. Гимнасий был гос. уч. заведением. С 18 - 20 лет юноши проходили своего рода проф. курс военного обучения в эфебии, продолжали своё политич. образование, изучали законы страны.

А. в. носило ярко выраженный рабовладельческий характер. Дети рабов полностью исключались из системы воспитания, общение с ними детям свободнорождённых запрещалось. Платность образования делала его недоступным малоимущим свободным гражданам и вынуждала их заниматься с детства ремеслом. Физич. труд не входил в систему А. в., т. к. считался уделом исключительно рабов. В само наименование "школа" (σχολη - буквально досуг) афиняне включали понятие свободы от физич. труда.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Практичне заняття №3

На сайте allrefs.net читайте: Практичне заняття №3.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Виховання у Стародавній Греції та Римі

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Педагогические идеи и взгляды Сократа
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Говорить о педагогической концепции Сократа (469-399 гг. до Р.Х.) можно лишь с определенной долей условности. В его философском наследии

Педагогические идеи и взгляды Платона и Аристотеля
Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагоги

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги