рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ ХУ1-ХУП ВВ.

КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ ХУ1-ХУП ВВ. - раздел Образование, ВЕЛИКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ ТРЁХ МОРЕЙ   Рост Городов И Установление Прочных Экономических Отношений В...

 

Рост городов и установление прочных экономических отношений внутри государства повлияли на развитие русской культуры. Представления людей о жизни, о мире постепенно переставали наполняться только религиозным содержанием. Создавались светские литературные произведения. Повседневная жизнь отражалась в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках, песнях. Многие из них были позднее записали на Тверской земле русские учёные-собиратели.

В среде крестьянства сохранялся и обновлялся календарь природы. Полевые работы и другие хозяйственные занятия проводились в соответствии с народными приметами, охватывавшими круглый год. Большинство примет касалось дождей: например, начало сенокоса в тверских землях рассчитывали по тому, каков день «на Мефодия» (3 июля) и «на Самсона-сеногноя» (10 июля). В грозе видели результат деятельности Ильи Пророка.

На основе слияния народного земледельческого календаря с христианской религией сложилось «бытовое православие». Оно надолго стало доступной и распространённой формой церковного вероучения и обрядности.

К XVII в. вполне оформились основные местные особенности великорусского языка. Селигерские земли являлись территорией северо-западных, а Верхнее Подвинье — западнорусских говоров. В центральных землях Верхневолжья утвердились тверские, а к востоку и северо-востоку от Твери заволжские говоры.

Отличались друг от друга два письменных языка — официальный, то есть язык документов, и народный. Яркий тому пример — знаменитая «Калязинская челобитная», созданная, вероятно, во второй половине XVII в. Это первая пародия в русской литературе. Она написана нарочито деловым языком, хотя имеет совершенно бытовое содержание. Её персонажи,
монахи, жаловались тверскому епископу, что новый их игумен,
«велит часто к церкви ходить», «мало с нами пьёт да много нас
бьёт». Лень и пьянство — вот идеал "героев" талантливой пародии: «А как мы архимандрита избудем и доброго добудем,
который горазд лёжа вино да пиво пить, а к церкве бы пореже
ходил и нас бы, богомольцев твоих, почаще на погреб
посылал...». "Челобитная" стала хорошо известной в народе
и за пределами тверских земель.

Одно из самых замечательных произведений литературы
XVII в. — «Повесть о Тверском Отроче монастыре», дошедшая
до нас в нескольких списках. Она невелика по объёму и написана в жанре исторического романа. В основе «Повести» рассказ об основании монастыря, но одновременно и повествование о человеческих судьбах, о любви, о счастье и несчастье.

Первый тверской князь Ярослав Ярославич, рассказывает «Повесть», заехав во время соколиной охоты в с. Едимоново, узнал о предстоящем в этот день венчании своего дружинника
(отрока) Григория с дочерью местного пономаря красавицей Ксенией. Князю так понравилась невеста, что он обвенчался
с нею. Огорчённый Григорий принял монашество, а через несколько лет основал в Твери монастырь в устье Тверцы.

История со свадьбой вымышлена. Ксения, жена Ярослава, в действительности являлась дочерью новгородского боярина. Исторические персонажи искусно помещены в легендарную обстановку. Написанная местным автором повесть нисколько не провинциальна по своей талантливости. Её считают важным вкладом в создание русской литературы нового времени.

Большое хождение имели документы времён «смуты». Письма полководца Скопина-Шуйского в тверские города призывали к защите родной земли от иноземных захватчиков и «воровских людей»,•к всеобщему единению ради этой цели.

Народная песня о Скопине-Шуйском — одна из самых популярных в XVII в. Торжественный тон её, былинный размах отражают восхищение личностью полководца-освободителя, чьё войско покрыло себя славой в сражениях за Торопец, Торжок, Тверь, в битве на Жабне и других боях:

 

... А кому будет Божья помочь
Скопину-князю Михаилу Васильевичу:

Он очистил царство Московское
И велико государство российское.

 

Совсем иной характер носили грамоты Ивана Болотникова,
ходившие на Тверской земле, в которых он призывал «побивати своих бояр, гостей и всех торговых людей».

Бурные события начала XVII в. отражались не только в художественной литературе, но и в исторических трудах, в хрониках. Яркая "Повесть об осаде Торопца" создана одним из участников обороны города от поляков. Это мемуары, автор которых имел целью сохранение памяти о подвигах защитников города в поучение потомкам.

Несколько уроженцев тверских земель стали в конце XVII в. известными учёными. Один из них — Павел Роговский,

крестьянин Калязинского Троицкого Макарьева монастыря. После долгих лет учебы в Европе он получил в Риме звание доктора богословия и философии. По возвращении в Россию Роговский стал в 1700 г. ректором Славяно-греко-латинской академии в Москве. В это же время началась научная и преподавательская деятельность Леонтия Магницкого, уроженца Осташковской слободы, автора первого русского учебника математики.

Ремесленники в своей практической работе доходили до всего опытным путём. Специальной литературы не было. Знания передавались мастерами от поколения к поколению.

Во всём крае стало распространяться стекольное производство. В Твери занимались мыловарением. Мыло выпускалось нескольких сортов:

«доброе», «портное», «слабкое», «красное» и др. В Твери, Торопце, Кашине, Бежецке и других местностях изготовляли лечебные спиртовые на-
стойки на травах и ягодах. Огромной популярностью в народе пользовались «Лечебники» и «Травники», сборники рецептов изготовления лекарств и мазей.

В больших городах было немало врачевателей-«лечцов». «Рудомёт» (то есть умеющий делать кровопускание) из Кашина Фёдор Григорьев ходил в 1654 г. «во время чумы в село Постникове для рудомётного промыслу через заставу». Правда, послеэтого последовал приказ кашинскому воеводе Непейцину публично наказать нарушителя карантина: «...бить батоги не-
щадно». Распространителями чумы оказались московские стрельцы, бежавшие в тверские земли.

Научные новшества того времени затрагивали, прежде всего, практическую сторону жизни. Они удовлетворяли хозяйственные нужды, улучшали быт и поддерживали здоровье людей.

Прекрасными образцами тверской школы иконописи являются сохранившиеся до наших дней иконы ХУ1-ХУП та. Среди них образа «Никола, с Христом и Богоматерью» из Никольской церкви в Твери, «Рождество Богоматери» из церкви с. Дрюцково Бежецкого района, «Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские» из кафедрального Спасо-Преображенского собора. Заметной частью русской культуры этого времени являлась тверская архитектура. В 1567 г. построена Вознесенская церковь в Оршине Вознесенском монастыре, в 1569-1584 гг. — Ввведенская церковь в Старицком Успенском монастыре, в 1592 г. — Покровская церковь в Краснохолмском Николаевском Антониеве монастыре и Смоленская церковь
в с. Кушалине. В 1630-х гг. в Твери отремонтировали древний Спасо-Преображенский собор, значительное строительство велось в Жёлтиковом Успенском монастыре в низовьях Тьмаки.
В 1689-1696 гг. по распоряжению архиепископа Сергия выстроен новый Спасский собор в кремле. Образцом послужил главный храм Москвы — пятикупольный Успенский собор. Виды Твери, её кремль
и Спасский собор запечатлели на рисунках немецкий учёный
Адам Олеарий, барон Мейерберг, голландский путешественник
Николаас Витсен (1665 г.). Шведский военный инженер Эрик
Пальмквист создал план Твери, первый из известных нам.

В середине XVI в. на одном из селигерских островов,
Столбном,. поселился монах Нил. Слава об этом отшельнике
и совершаемых им чудесах распространилась по всему побережью. По преданию, он отличался такими духовными подвигами, как истязание своей плоти постоянными бдениями и молитвами, когда даже в короткие минуты отдыха не ложился, а повисал на деревянных крюках-костылях, вбитых в стену. Так его изображали на иконах и в деревянной скульптуре. Местные жители рассказывали, что после его кончины на могиле
происходили чудеса исцеления. Это послужило одной из главных причин основания на острове монастыря. В 1591- 1594 гг. в нём построили первую деревянную церковь, Богоявленскую. При царе Михаиле Фёдоровиче в монастырь были сделаны богатые вклады, и настоятель Нектарий, человек энергичный и образованный, заново отстроил обитель. В 1622 г. воздвигли пятиглавую Покровскую церковь, а после большого пожара 1665 г. — каменный Богоявленский храм, освящённый в 1670 г., и возвели каменные стены вокруг монастыря.

В 1694г. на берегу оз, Вселуг в верховьях Волги подняяась в Ширковом погосте многоярусная церковь Рождества Иоанне Предтечи. Местные жители гордо называют её «тверскими Кижами». Высота церкви до креста около 40 м.

Древнейшая из действующих церквей в самой Твери семиглавая «Белая Троица», построенная в 1564 г. на городской окраине, в ремесленной слободе. Впоследствии её внепний вид не раз изменялся, здание обросло пристройками.

Велось каменное храмовое строительство и в других тверских
городах: Торопце, Старице, Кашине, Калязине, в загородных
монастырях, в богатых сельских вотчинах.

Таким образом, Тверской край в XVII в. жил насыщенной
духовной жизнью. Высшие образцы тверской литературы и архитектуры стали национальным достоянием.

 

Глава IV
МЕЖ ДВУХ СТОЛИЦ

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВЕЛИКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ ТРЁХ МОРЕЙ

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ ВЕЛИКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ ТР Х МОРЕЙ... Тверская область самая большая среди центральных областей России Е площадь тыс кв км Но выделяется она среди других областей не...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ ХУ1-ХУП ВВ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Большое разнообразие рельефа на определённой территори
Многообразие растительного и животного мира в таком рельефе помогало человеку приспособиться к изменениям условий жизни. 4. Отсутствие непреодолимых преград (горных цепей, заболочен

В БРОНЗОВОМ И РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ
  В конце 3 тыс. до н.э. природные условия в центре Русской равнины изменились. Климат стал более сухим и холодным. Сокращались площади озёр, падал уровень воды в реках. Меньше стало

ТВЕРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
  Время сохранило мало свидетельств о территории Тверского княжества и его границах с сопредельными государствами Руси. К сожалению, тверские летописи дошли до нас «в жалких обрывках,

У 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ
  Благополучие Тверского княжества во многом зависело звития торговли. Активных и предприимчивых тверских купцов знали по всей Руси, в Литве, Золотой Орде, генуэзских колониях в Крыму

ТВЕРСКИЕ ЗЕМЛИ ПРИ ПЕТРЕ I
  К началу правления Петра I тверские земли входили в состав Замосковного края. Жизнь текла размеренно, не испытывая сильного влияния начавшихся в государстве преобразований. Лишь изр

ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА
  Победа в Северной войне закрепила за Россией Балтийское побережье. В устье Невы была построена новая столица — Санкт-Петербург. Значительно возрастали год от года перев

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги