ВЛИЯНИЕ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ НА КУЛЬТУРНЫЙ, НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

 

Форсированная индустриализация ухудшила жизненный уровень населения. Высокие цены на продукты сельского хозяйства делали их труднодоступными для значительной части городских жителей, получавших низкую заработную плату.

Ухудшение материально-бытовых условий населения, перебои с продовольствием обостряли социальную напряженность в обществе. Положение усугублялось участившимися срывами в области хозяйственного развития. Не выполнялись планы капитального строительства. Падала производительность труда. Ухудшалось качество производимой продукции. Все это усиливало критическое настроение людей по отношению к проводимой политике. Силовая коллективизация, сопровождаемая раскулачиванием, вызвала вооруженные выступления крестьянства. Только в январе-начале марта 1930 г. состоялось свыше 2000 антисоветских выступлений в деревне. Уменьшение норм снабжения хлебом по карточкам (1932 г) привело к массовым демонстрациям протеста в городах и рабочих поселках.

Веками наработанный социальный опыт и культурные традиции оказались под прессом большевистской идеологии. Во всех областях духовной жизни утвердился идеологический диктат, исходивший из коммунистических постулатов. Идеологическое и политическое давление на культуру обернулось ликвидацией замечательных общественных и государственных начинаний, особенно в сфере образовательной составляющей культуры.

В Советской России, а затем в СССР устанавливаются новые социальные отношения и происходят совершенно иные, чем прежде, культурные процессы. Ленин политические, социально-экономические и культурные преобразования рассматривал как составляющие строительства социализма. В одной из своих последних статей – «О кооперации» (1923) он назвал скачок в области развития культуры, который должна была совершить Россия, культурной революцией. Этот термин – «культурная революция» – вошел в научный и политический лексикон. Основными задачами культурной революции являлись: подъем общего культурного уровня народа; создание новой «социалистической» культуры, отвечающей интересам классовой борьбы трудящихся.

Традиционные институты, занимавшиеся социально-воспитательными вопросами, отошли на задний план. Резко изменился статус конфессиональных общин и их центров. Необоснованным преследованиям подверглась Русская православная церковь (РПЦ). Проводились решительные меры по национализации церковной собственности, что в равной мере относилось и к мусульманским духовным центрам. Декретом советского правительства осенью 1920 г. было конфисковано церковное имущество. Церковь лишилась социально-хозяйственных объектов – приютов, больниц и приходских школ. Закрывались также богословские учебные заведения.

В результате наступательной антирелигиозной политики к 1939 г. в стране не осталось ни одного монастыря, резко сократилось количество церквей. Сами религиозные служители подвергались жестоким гонениям. За 1918-1938 гг. было репрессировано 250 митрополитов, архиепископов и епископов Русской Православной Церкви. К 1939 г. на свободе оставалось 4 правящих архиерея: 3 митрополита и 1 архиепископ. Численность священников к началу Великой Отечественной войны составляла чуть более 6 тыс. человек, в то время как в 1917 г. их количество превышало 50 тыс. Резко сократилось число представителей высшего духовенства (со 130 до 4 человек).

С одной стороны, церковь утратила свойственные ей социальные функции, а с другой – народы России лишились духовных ценностей, уходящих своими корнями в традиционные религии.

Одной из главных задач советского правительства была ликвидация азбучной безграмотности, ибо без этого нельзя было построить любое цивилизованное общество. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ). Ликвидация безграмотности проходила не как научно обоснованный социокультурный процесс, а как политическая кампания со свойственными ей административно-командными перегибами. Но, тем не менее, были и положительные результаты. К 1930 г. при тяжелейших экономических и социальных условиях были достигнуты некоторые успехи в системе обучения взрослого и детского населения грамоте. Это позволило XVI съезду ВКП(б) в 1930 г. принять постановление «О всеобщем обязательном начальном образовании», реализация которого должна была содействовать повышению всеобщей грамотности в стране как важнейшего условия успешной реализации ленинского плана построения социализма в СССР.

В рамки идеологизации культуры и общественной жизни вписывается стремление большевиков сформировать новую рабоче-крестьянскую интеллигенцию. Особое значение придавалось системе начального и среднего, а также высшего образования. Вузы по социальному составу студентов и слушателей в основном были рабоче-крестьянскими. Для подготовки к поступлению в вузы действовала широкая сеть рабфаков. Открывались новые высшие учебные заведения с одновременным увеличением численности студентов. В России в 1927-1928 учебном году насчитывалось 148 вузов и 168,5 тыс. студентов, а до 1917 г. был 91 вуз со 112 тыс. студентов. Однако при приеме в вузы соблюдался классовый принцип, то есть привилегиями пользовались выходцы из среды рабочих и крестьян. Для них устанавливались специальные квоты. К 1936 г. сложилась единая советская система образования, которая стала одним из решающих факторов экономической модернизации страны.

По-новому перестраивались все отрасли культуры, включая науку, литературу, искусство.

К 1937 г. в социально-политической и экономической жизни СССР, в том числе России, утвердился тотальный партийный режим. Успехи в социалистическом строительстве приписывались в основном Всесоюзной коммунистической партии большевиков и ее бессменному лидеру – Сталину. Конечно, отмечались на разных уровнях заслуги рабочих, колхозников и советской интеллигенции.

Таким образом, характеризуя социокультурные процессы, происходившие в СССР в 1920-1930-е гг., можно сказать, что они неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты крупные успехи в ликвидации неграмотности значительной части населения и в повышении общеобразовательного уровня всего советского народа. С другой стороны, культурная жизнь страны находилась под прессом партийно-правительственного аппарата, который пытался заставить культуру служить задачам классовой борьбы пролетариата. Наконец, большевистская идеология нивелировала личность, превратив человека в «винтик» единого механизма, ориентированного, прежде всего на коллективные, общественные интересы.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, которую назвали сталинской конституцией или конституцией победившего социализма. По новой Конституции произошла институциональная перестройка представительной власти.