Христианизация Руси и его влияние на историческую судьбу России

Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют также найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.

В 988 г. по инициативе великого киевского князя Владимира Святославовича Киевская Русь принимает христианство в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Следует, однако, отметить, что христианство у восточных славян появилось задолго до их официального крещения, и не один десяток лет прошел от фактической христианизации до формального провозглашения Руси христианской державой. Тем не менее, в 1988 г. в СССР и за рубежом торжественно праздновалось 1000-летие со дня крещения Руси. По решению ЮНЕСКО, это событие отмечалось как юбилейная дата мировой культуры. Принятие православной христианской веры стало важным и во многом переломным моментом в истории Древнерусского государства.

Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов.

Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология – отсутствовал. Поэтому великим князем Владимиром была сделана попытка приспособить к новым историческим условиям языческие верования: собрать всех языческих богов во главе с племенным богом полян Перуном в единый Пантеон. Но эта “языческая реформа” не была принята народом. Как справедливо отмечает А.Д. Сухов, религии, в отличие от юридических актов, не создаются законодательством.

Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось принять уже существующее религиозное верование у соседних государств. Причем такое верование, которое отвечало бы потребностям феодального общества. Подходящие религии в соседних странах имелись. У волго-камских булгар был распространен ислам. У остатков Хазарского каганата – иудаизм. В Западной Европе – католицизм, как одна и ветвей христианства. В Византийской империи - православная христианская вера. При этом следует отметить, что все эти конфессии уже имели своих приверженцев на Руси. Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя Владимира остановился именно на христианстве.