Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амарнской теологии Атона.

В фиванской теологии появляется идея единственного бога. А в амарнской теологии бог уже становится единственным – бог Атон. Только Амун-Ра – это Высшее Существо, но не единственный бог, а Атон – это единственный. Амун-Ра был единственным лишь вначале творения, т.е он создал всех других богов. Фиванская теология – это политеизм, амарнская религия – псевдомонотеизм. Объединение Египта происходит благодаря политике фиванских властителей, поэтому городской бог Фив становится Высшим Существом, а амарнская теология была учреждена царским указом. В фиванской теологии – включенность бога в мир, в амарнской – противостояние бога и мира. Амуну мог молиться каждый индивид, Атону – только царь, все остальные молились триаде – царю, царице и Атону. Таким образом, в амарнской теологии отсутствует «четвертое измерение» - непосредственное взаимодействие человека с богом. Атон, в отличие от Амона, безмолвный бог. Амун-Ра – этическая инстанция («он говорит, и то что должно произойти, происходит»). У Атона отсутствует этический аспект божественности. В амарнской теологии этической инстанцией становится царь(он-судья, он заботится о бедных и т.д). Атон – бог для всех без исключения, Амун – бог для тех, кто помещает его в свое сердце. Хотя в фиванской теологии есть элементы пропаганды, она не распространялась по всей стране насильно. Амарнская теология – это коренная ломка традиционных верований. Амун-Ра вмешивается в ход истории (его воля была на избрание Хатшепсут фараоном и ее коронацию), а Атон не обладает этим свойством. В амарнской теологии роль царя гипертрофированна: бог оживляет все создания для царя, задача царя заключается в том, чтобы управлять миром для бога и «доставлять» богу жертвенные дары. В фиванской теологии многие функции выполняет бог, роль царя не так велика(«спасает робкого из руки насильника, вершит суд между бедными и богатыми, слышит мольбу находящегося в беде, ради кого приходит нильское половодье»). Мир возникает по воле бога и продолжает существовать благодаря божественным мыслям, планам, намерениям. Мир сотворен богом посредством слова(«говорит – и возникают боги»). Сущность бога Атона раскрывается в свете, а не в мифах и генеалогиях(как в фиванской теологии). В отличие от фиванской теологии, бог в амарнской религии имеет конкретный образ – Солнце(шар, сферическое, а не плоское тело, бог проявляет свою активность только в светоизлучении и движении, является также богом света). Бог в фиванской теологии – «владыка вечности-нехех, властитель вечности-джет, владыка великой короны с двумя перьями», он солнечный бог, но не бог света. К тому же, Амун-Ра – городской бог. Обе теологии существовали в Египте в период Нового Царства. В период господства фиванской теологии появляются так называемые «жертвенные формулы», в них были слова – «Жертва, которую дает царь». Бог Амун, в отличие от Атона, не вступает в конкуренцию с традиционными солнечными богами Атумом и Ра, он как бы впитывает в себя их сущности. И Атон и Амун-Ра – государственные боги. Фиванская теология – это новая концепция бога. Амарнская теология также является нововведением. Славословия Амуну-Ра могли переноситься на других богов, а в амарнской теологии попросту не было других богов. Фараоны, учредившие культ Атона(Эхнатон) и почитание Амуна-Ра(Тутмос 3 и Хатшепсут), были поборниками новых идей. В фиванской теологии помимо самого бога существует ещё 3 аспекта этого бога: этическая инстанция(«владыка Маат с сокровенными храминами»), воля(«по распоряжению которой возникают боги») и творец каждого отдельного существа(создающий людей с их индивидуальными различиями). Бог в амарнской теологии – это бог солнца и света, а бог в фиванской теологии – это Бог Жизни. Атон - сокрытый, недоступный бог для каждого, а Амун-Ра является сокрытым в храмах, космосе и текстах.