Шумерское сказание о потопе.

Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атрибутом бога-воина Нингирсу, который передает его царю-воину, выполняющему предначертанную ему миссию победителя внешних врагов. В шумерских контекстах под потопом имеется ввиду наводнение, сопровождаемое порывами ураганного ветра, молнией и громом. В послешумерское время появляется представление о царе, спасшемся от потопа, причем называется место, где он произошел – город Шуруппак. В фрагментах мифа о потопе возникает образ праведного местного царя по имени Зиусудра(«жизнь на долгие дни»). В единственном списке мифа Зиусудра назван царем и жрецом-умастителем, но город, в котором он правил, не упомянут(или эта часть текста разбита). Но в исторических источниках никаких сведений о Зиусудре не обнаружено, поэтому есть все основания считать эту фигуру вымышленной. Но факт самого потопа не подвергается сомнению. Под потопом здесь понимался сильный дождь, сопровождавшийся разливом каналов, ураганным ветром и поднятием уровня воды в реке Евфрат. Климатически такое событие должно было происходить в середине зимы, в январе-феврале, когда миром управляют бог вод Энки и бог дождя Адад. Для шумерских источников образ потопа не осознается в контексте разграничения эпох. (по книге Емельянова «Древний Шумер. Очерки культуры»).Само сказание о потопе: Боги решили уничтожить «семя человечества». Зиусудра выбран для выполнения своей спасительной миссии. Он построил большой корабль, чтобы спастись от потопа. «Все злобные бури, все ураганы собрались вместе». Потоп свирепствовал над всем миром 7 дней и 7 ночей. «Когда потоп отбушевал над страною…солнце взошло, осветило небо и землю». Зиусудра сделал отверстие в корабле и солнечный луч проник внутрь корабля. «Царь Зиусудра пал ниц перед солнцем-Уту. Царь быков заколол, много овец зарезал». После потопа Ан и Энлиль подвели к Зиусудре женщину.