Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.

Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним написал Ватсьяяна. Современные авторы, следуя традиции, представляют ньяю и вайшешику как части «тандема», в котором ньяя обеспечивала логику и эпистемологию, а вайшешика – онтологию и доктрину категорий. Вайшешики не признавали, а ньяки признавали слово праманой – средством достоверного познания. О синктеризме ньяи и вайшешики можно говорить как о достаточно позднем времени, когда среди индийских философов стало обычным делом комментировать тексты не только своей, но и других школ. Ньяя занимается предметами, вызывающими сомнение. Сущее описано как распределяемое по 16-ти категориям(падартхам). 16 падартх: источники знания, предметы знания, сомнение, мотив, пример, доктрина, члены силлогизма, рефлексия, удостоверенность, диспут, софистика, эристика, псевдоаргументы, словесные ухищрения, псевдоответы и причины поражения в споре. Вследствие истинного познания этих 16-ти падартх происходит достижение высшего блага. Некоторые индологи относят эти предметы к философским категориям, другие-к логической верификации. Падартхи помогали при участиях в дискуссиях успешно побеждать противников. 16 падартх не имеют специального философского содержания. Они были адресованы дискурсисту-полемисту. Он должен был придерживаться определенных доктрин, отстаивая свои и опровергая альтернативные. Ему надо было изучать все 3 вида дискуссии, чтобы выбирать, в каком он наиболее силен, и какие в каждом случае следует соблюдать правила игры – будь то научный диспут, спор софистический, где допустимо употреблять и не самые солидные средства, или спор эристический, где задачей является только победа над оппонентом, при полном безразличии к содержанию и своего и чужого тезиса. Дискурсист-полемист должен знать и о причинах поражения в споре. Ватсьяяна обосновывает необходимость выделения именно 16 падартх. Например, без сомнения невозможно само рациональное познание. Ватсьяяна считает, что с точки зрения относительной истины падартх 16, с точки зрения абсолютной – только 2, и первые находятся в отношении субординации по отношению ко вторым в общей системе философских первопринципов. Все 16 падартх получают отчетливое онтологическое прочтение: они соответствуют самому сущему в виде его форм, особых модусов, причем подчеркивается их обладание наличным, «положительным» бытием, в каковом качестве они противопоставляются всей области не-сущего. Субординация 14-ти прагматических категорий по отношению к 2-ум высшим, при которой первые не поглощаются вторыми, а сохраняют свой правовой статус. Прагматические категории оказываются в то же самое время онтологическими. Витсьяяна впервые построил ньяю именно как философскую систему. Он набросал контуры новаторской онтологии, предметность которой составляет не объективное бытие, а мир интеллектуальной практики. Философскими категориями падартхи становятся только у Витсьяяны. Т.о ньяя становится философской системой, обеспеченной собственным категориальным фундаментом. Исходным материалом для категориальности был изначально не категориальный список топиков.