Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.

Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, - имеет место истина – то, что соответствует вещам и лишено заблуждения. То,что не воспринимается, будучи в принципе воспринимаемым, является не-сущим. Тот логический вывод, который противоречит восприятию и преданию – это псевдоньяя. Объект восприятия, в понимании которого не расходятся профан и эксперт – относится к предметам знания. Профаны – те, кто не превзошел стандарты обычных людей, не достиг превосходства в знании благодаря природе или практике. Эксперты – те, кто может исследовать предмет посредством рефлексии и источников знания.Пример – тот предмет, который одинаково известен как профанам, так и экспертам. В учении о высшем атмане, истинное знание – это истинное знание в познании Атмана и других начал, а достижение высшего блага –обретение освобождения. Обретение освобождения происходит благодаря истинному знанию. Активность является причиной низких и благородных рождений. Когда есть рождение, имеет место страдание. Источники достоверного познания(праманы): восприятие(лаукика, аламкика, джняна-лакша, йогаджа), умазаключение(или силлогизм), сравнение(упамана) и слово. Восприятие – это функционирование соответствующих органов чувств по отношению к соответствующим объектам. Когда имеет место контакт, тогда и знание становится средством «измерения» и результат знания проявляется в виде осознания того, что то или иное следует избегать, принимать или относиться к нему равнодушно. Лаукика – это мирское восприятие манасом. Аламкика – восприятие общего.Джняна-лакша – познание на базе прошлого опыта. Йогаджа – интуитивное восприятие всецелостности. Благодаря восприятию происходит получение невербального знания. Восприятие является устойчивым, т.е совпадающим с объектом. Индрии(органы чувств) не способны к восприятию всех объектов, это осуществляется умом-манасом. Умазаключение – это следущее(за восприятием) «измерение» предмета как носителя знака посредством «измеренного» знака. Умазаключения бывают 3-ех видов: по предшествованию, по остатку, по аналогии. По предшествованию – следствие выводится из причины, по остатку – причина выводится из следствия. Сравнение – это познание через сходство. Например, какова корова, такова и лесная корова. Слово-то, посредством чего передается, т.е обозначается, познается смысл. Также слово является свидетельством авторитета. Авторитет – тот, кто располагает непосредственным знанием о предмете. Атман может восприниматься непосредственно через особый контакт атмана и ума-манаса в результате йогической сосредоточенности практикующего йогина. Для обычного человека небо не доступно ни через выводной знак, ни через восприятие, но только через ведийское слово. Перевоплощение – многочисленные воплощения в новом теле. Чтобы достичь освобождения, нужно разорвать привязанности к хорошему и плохому.Мотив – это объект, в соответствии с которым принимают действие. Заключение – воспроизведение тезиса с привлечением аргумента. Существует 3 разновидности дискуссии: диспут, софистика и эристика. Софистика содержит в себе словесные ухищрения, псевдоответы. Эрист не занимается утверждением какого-либо мнения, он занимается только опровержением чужого мнения. Словесные ухищрения – это попытки опровержения положений оппонента посредством переиначивания смысла его слов. Причины поражения в споре: противоречивость и некомпетентность. Достоверным словесным, устным свидетельством ньяики считают только шабду, то есть такое свидетельство, которое является утверждением заслуживающего доверия лица. Устное утверждение достоверно только в том случае, если оно исходит от лица, познавшего истину и высказывающего ее другим для того, чтобы они ею руководствовались. Шабду можно классифицировать 2-мя способами. По первому способу шабда подразделяется на 2 вида:

1)свидетельства, относящиеся к воспринимаемым объектам(дриштарха)

2)свидетельства, относящиеся к невоспринимаемым объектам(адриштарха)

По другому способу классификации шабда подразделяется на священное и обычное, (мирское) свидетельство.