Вайшешика об универсуме как комбинации четырех типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.

Ньяя и вайшешика – атомистические школы. Физический мир состоит из 4-ех физических субстанций: земли, воды, огня и воздуха. Первичные составные части этих 4-ех субстанций – это вечные, неизменные атман, манас, представляют собой вечные бесконечные субстанции, каждая из которых представляет единое целое(это вездесущие субстанции). Состояния освобождения индивидуальное я может достигнуть только по милости бога. Без милости бога ни одно индивидуальное существо не способно к достижению ни истинного познания категорий философии, ни наивысшей цели – освобождения. Бог создает мир не из ничего, но из вечных атомов. Сочетания атомов не являются вечными. Бог также является и разрушителем мира, он освобождает силы разрушения, когда этого требует крайняя моральная необходимость. Бог всемогущ, хотя в своих действиях и руководствуется моральными соображениями о достоинствах и недостатках человеческих поступков. В ньяе приводится несколько аргументов в пользу существования бога(священное писание шрути и т.д). Эфир – единая, вечная и всепроникающая физическая субстанция, которая невоспринимаема. Соединение нитей – основа ткани, являющейся субстанцией, соединение атмана и манаса – основа психических явлений. Соединение барабана с акашей – основа качества звука; соединение атмана, наделенного способностью совершать усилие, и руки – основа движения руки. Автор Прашастапады рассматривает, каким образом соединение производит субстанцию, а каким – качества и движения. В образовании субстанции соединение ни от чего не зависит, т.е является независимой причиной. Когда какие-то из нитей находятся в соединении, а какие-то еще не соединены, возможно ошибочное суждение: «Ткань, составленная из нитей, существует». В образовании субстанции соединение не зависит от других факторов. В образовании же качества и движения соединение выступает как зависимая причина.

Образование субстанций отлично от образований качеств и движений. При образовании будхи(познавательного акта) имеется зависимость контакта манаса и атмана от дхармы. Подобным образом и в случае передвижения, движение пучка травы вызвано соединением с ветром. Соединение в сведении вместе 2-ух вещей, находящихся порознь. Существует 3 вида соединения – порожденное движением одного из соединяющихся предметов, порожденное движением обоих, порожденное другим соединением. Порожденное движением одного – соединение между столбом и орлом; соединения между неподвижной вездесущей акашей и подобными ей субстанциями(временем, направлением, атманом). Соединение, порожденное движением 2-ух объектов(2-ух борцов или 2-ух баранов). Когда происходит соединение атомов земли и атомов воды, при котором атом земли соединяется с другим атомом земли и одновременно атом воды с другим атомом воды, тогда из 2-ух этих соединений одновременно возникает 2 диады. Атом земли может вступать в связь с атомом воды. Ньяики, в отличие от вайшешиков считают, что возможно ещё и вечное соединение. Все соединения порождены причиной, непорожденного соединения не существует. У акаши и подобных ей вездесущих субстанций, нет отдельного существования, поэтому ввиду отсутствия большей субстанции, которая вмещала бы их в себя, им не свойственно соединение с чем-то большим чем они сами. Разрушение же всех соединений вызвано разъединением, присущим одному и тому же объекту, что и соединение. Сочинение вайшешики, дошедшее до нашего времени – «Даша-падартхи»(10 категорий). Изначально в вайшешике не было бога, но в Прашастападе появляется глава о космических циклах, в которой важная роль отводится Махешваре(«Великому Ишваре») – Демиургу. Концепция творения и разрушения универсума: Махешвара правит всей вселенной. Властитель имеет сходство к созиданию такой вселенной, в которой единичные существа могли бы получить по заслугам надлежащую долю удовольствия или страдания. Бог освобождает от страданий существ(освобождение от перерождений), посредством разрушения мира. Разрушение – это «ночь Брахмана». В это время некому страдать и нечем страдать. Период создания сменяется периодом разрушения. Периоды создания и разрушения составляют полный, вечно повторяющийся цикл, называемый кальпа. Озеры и водоемы высыхают, солнце через некоторое отдаленное время должно погаснуть. Процесс мирового распада представляет собой следущее: когда с течением времени Брахма(мировая душа), покидает свое тело, у Махешвары появляется желание разрушить мир. При разрушении вначале разрушаются соединения атомов земли, а затем последовательно – соединения атомов воды, света и воздуха.