Учение о трех гунах.

Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Санкхья была создана мудрецом Капилой. Эта система иногда называется атеистической санкхьей, в отличие от системы йога, называющейся теистической санкхьей. Основанием для такого разделения является то, что Капила не признает существования бога. Очистительное и высшее знание санкхьи было передано Капилой его ученику Асури, из сострадания к миру(карика 69). От Асури знание было передано санкхьяикам. Автор Санкхья-карики Ишваракришна(примерно 415-540 г.). Ишваракришна создал каноническую версию учения, создал санкхью-даршану(школу санкхьи). Ишваракришна уже признавал бога Ишвару. До него шел ожесточенный спор между различными школами санкхьяиков. Ишваракришна полемизирует с двумя видами оппонентов «обычными людьми» и брахманистами-ритуалистами. Ключевым словом Санкхья-карики является слово «дукха» - страдание, которое означает изначальное и безначальное состояние бытия. В этом произведении была намечена только схематизация основных доктрин. Строить санкхью как философскую систему предстояло ее комментаторам. Существует более десятка комментариев к «санкхья-карике». Санкхью-карику комментировал Гаудапада(8 век)-«Джаямангала»(благословие победы) – самый лаконичный из сохранившихся комментариев. «Таттва-каумуди»(«Лунный свет санкхьи(истины)»), выдающего философа Вачаспати Мишры(9в), венчает основную комментаторскую традицию санкхьи. Этот текст оказался самым популярным изложением санкхьи в индийской традиции. Мишра в своем труде опровергал буддийские положения, а также другие ортодоксальные учения. Вачаспати Мишра: «Каждый человек сначала применяет свои внешние чувства, с помощью манаса размышляет, потом относит объекты к своему аханкара(«я») и с помощью будхи(вселенский разум) решает, что ему делать». Ишваракришна был искусен в поэтике. На его произведения опирается вся позднейшая традиция санкхьи: «карма-дипика», «санкхья-сутры». Младший современник Ишваракришны(5 в) – Мадхава предпринял ревизию доктрины(многие индийские философы называли его разрушителем санкхьи). Он пересмотрел учение о гунах и выделил другие гунны: гунны зрительного восприятия, слухового, тактильного и др. Получил известность санкхьяик Виндхьявасин. Санкхья, несмотря на свои дебаты с буддистами, очень долго хранила следы своего «полудессидентского» происхождения. 3 гуны определяются как то, природа чего выявляется в способности вызывать 3 состояния: приятное, неприятное и безразличное. За неприятное отвечает гунна раджас. Пракрити(прадхана) – это первоматерия, первопричина мира объектов. «Деликатнее пракрити нет ничего, которая с мыслью «меня увидели», больше не показывается пуруше(карика 61). Никто сам не освобождается, освобождается пракрити, имеющая много опор. Пракрити не обусловлена никакой другой причиной, она вечна и вездесуща. Пракрити состоит из 3-ех гунн – саттва, раджас и тамас. Гуны невоспринимаемы. Заключение об их существовании делается на основании наличия объектов, являющихся их следствиями. Мы познаем природы гунн, познавая природу их продуктов. Все объекты этого мира, от интеллекта до обычных объектов восприятия, должны обладать 3-мя свойствами, способными вызывать удовольствие, страдание, безразличие. Одна и та же вещь может доставлять удовольствие одному, причинять боль другому и быть безразличной для третьего. Саттва лежит в основе удовольствия, это легкое и светлое бытие. Все проявления легкости в вещах – это элемент саттва. Раджас – причина страдания(дукха), а также подвижности и побуждения. Раджас всегда движется и приводит в движение другие вещи. Раджас помогает активным и недвижимым элементам саттве и тамасу выполнять свои функции. Тамас – небытие, несуществование, апатия, природа безразличия,а также всего тяжелого и свертывающегося, инертность. Тамас – это пассивное и отрицательное начало в вещах, он противоположен саттве. Тамас вызывает у нас сон, дремоту, леность, состояние апатии, безразличия. Саттва, раджас, тамас – их можно сравнить с белизной, краснотой, чернотой. Гуны находятся как в конфликте, так и в содружестве друг с другом. Гуны всегда находятся вместе и не могут быть отделены одна от другой. Каждая гунна пытается подчинить остальные и господствовать над ними. Все вещи содержат в различных пропорциях все 3 гуны. Гуны вечно изменяются и преобразуются. Существует 2 вида превращений гун: во время разложения мира гунны изменяются каждая сама по себе; состояние равновесия гун – пракрити; другой тип преобразования – исходный пункт эволюции вселенной(одна из гунн доминирует над другими, а другие подчиняются ей). Предметы могут: 1)модифицироваться в другие начала(пракрити) 2)быть модификацией других начал(викрти). Отрицание обоих элементов – Пуруша. Пуруша зрячий, а пракрити – нет. В санхья-карике представлены доказательства бытия Пуруши как «чистого» духовного субъекта, а также перечисляются его основные атрибуты. 3 аргумента в пользу множественности Пуруши: 1)имеет место неодновременность рождений и смертей индивидов 2)их деятельность неодновременна 3)неодинаковы и взаимопропорции 3-ех гунн в связи с ними. Гуны служат цели Пуруши. Как в этом мире люди трудятся ради удовлетворения своей потребности, так и пракрити трудится ради целей пуруши(«я»), т.е вполне бескорыстно. Цели пуруши связаны с освобождением, их осуществляет сама пракрити, так как пуруша по причине своей изначальной устраненности, ничего сделать для себя не способен. Сотериологические положения: начало освобождения обеспечивается пониманием адепта, что закабаление и освобождение от закабаления, на самом деле не имеют к адепту отношения, но являют лишь различные лики пракрити. Чтобы достичь освобождения нужно перестроить сознание(непричастность ко всему). Полное и окончательное освобождение наступает уже после смерти – при последнем развоплощении. В Санхья-карике выдвигаются аргументы в пользу множественности Атмана. «я» - это несомненная реальность. «я» отличается от тела и чувств, ума и интеллекта, это чистое сознание, сознание как таковое. «я» - это обладающий сознанием дух, который всегда является субъектом и никогда не становится объектом какого-либо познания. «я» выше всех изменений, свободно от каких бы то ни было привязанностей и не подвержено воздействию каких-либо объектов. Существует множество «я», каждое из которых связано с определенным телом. Ишваракришна предлагает 14-видовую классификацию тех телесных образований, в которых достигает страдания духовный субъект: 8 видов божественных тел, 5 животных, одно человеческое, в них преобладают соответственно саттва, тамас и раджас. Ишваракришна сравнивает тонкое тело с актером, надевающим по желанию костюмы физических тел. Начала мироздания в определенные космические периоды «сливаются» в одно целое. Во время разрушения физические элементы должны быть разложены на атомы, атомы на различные энергии и так далее, до тех пор, пока все продукты не растворятся в необнаруживающейся вечной пракрити.