Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах.

Соединение пракрити и пуруши – это как встреча слепого(пракрити) и хромого(Пуруши), когда слепой посадил на плечи хромого. Эволюция вселенной начинается с контакта пуруши с пракрити. Это особая разновидность действенной связи, посредством которой пракрити подвергается влиянию пуруши, подобно тому, как наше тело приходит в движение под влиянием мысли. Пракрити(творящая), вступая в контакт(самйога) с Пурушей, образует мир объектов. Эволюция не может начаться, пока пракрити и пуруша не связаны друг с другом. В эволюции мира активность пракрити должна находиться под руководством разумной пуруши. Неразумная и активная пракрити и неактивная, разумная пуруша объединяются, чтобы обеспечить свои интересы. При соприкосновении пуруши с пракрити, происходит нарушение равновесия, в котором находились гуны до созидания мира. Раджас первой нарушает покой, затем благодаря раджасу начинают вибрировать и другие гуны. Каждая из гунн пытается установить свое господство над другими. В рез-те постепенной дифференциации и соединения трех гун, возникают их комбинации, где гуны распределены в различных пропорциях, которые и порождают те или иные объекты мира. Результаты эволюции пракрити: «игра» двадцати пяти начал (пракрити, пуруши, тринадцати каран, пяти танматр, пяти материальных элементов). Первый продукт эволюции – манас(интеллект), благодаря ему осознается различие между субъектом и объектом. Второй продукт эволюции – аханкара(самость, яйность), его фунция в обущении «я» и «мое». Потом возникает будхи – вселенский разум. Три внутренних(интеллект, яйность, вселенкий разум) и 10 внешних органов называются 13-тью каранами. Внешние органы ограничены наличными объектами, внутренние имеют дело с прошлым, настоящим и будущим. Внешние – 5 органов действия(во рту, руках, ногах, анусе и половых органах), 5 органов чувств(зрение, вкус, обоняние, осязание, слух). 5 материальных элементов – акаша, воздух, огонь, вода, земля. Возникают 5 танмантр(тонкие элементы потенции): 1)из сущности звука(шабда-танматра) – акаша с качеством звука 2)из сочетания сущности осязания с сущностью звука – воздух с атрибутами звука и осязания 3) из сущности цвета(рупа-танматра), смешанной с сущностями звука и осязания, возникает огонь 4) из сущности вкуса(раса-танматра), в сочетании с сущностями звука, осязания и цвета, возникает вода 5) сущность обоняния(гандха-танматра) в сочетании с другими 4-мя сущностями порождает землю, которая имеет все 5 качеств. Поэтому 5 физических элементов обладают качествами цвета, звука, вкуса, обоняния, осязания. Т.о. танмантры реализуются в 5 материальных элементах. Конечной целью эволюции пракрити является свобода «я». 3 праманы(независимых источника достоверного познания) – восприятие, логическое умозаключение и свидетельство священного писания(шабда). Другие источники познания входят в эти 3 и не считаются самостоятельными. Достоверное познание – это безошибочное познание объекта. Я познает объекты через интеллект, манас, чувства. Во всяком достоверном познании есть 3 фактора – субъект, объект, источник познания(прамана). Восприятие является непосредственным познанием объекта путем соприкосновения его с тем или иным чувством. Восприятия бывают 2-ух видов: неопределенные(аджняна – если преобладает тамас-незнание), определенные. Шабда бывает 2-ух видов: лаукика(свидетельство обыкновенных, внушающих доверие лиц), вайдика(свидетельство шрути, то есть вед).