Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.

После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Саошьянт(часто их трех называют Саошьянтами). Они – сыновья Заратуштры, который оставил свое семя в оз. Кансава, где в надлежащий срок выкупаются избранные девицы. С приходом третьего спасителя наступает решительный момент судьбы мира. Происходит последняя схватка Добра и Зла. Силы зла наконец терпят последнее и окончательное поражение. Мир очищается потоком расплавленного металла, а все, что остается после этого обретает жизнь вечную. Тема воздаяния, наказания играет важнейшую роль в зороастризме. Этика: согласно зороастрийскому учению, главная цель создания и жизни человека – помощь Ахура-Мазде в его борьбе с Ахриманом. Это прежде всего активная деятельность, посильное участие в космической борьбе. Идеал пассивного праведника для зороастризма лишен всякого смысла. Друдж(олицетворение Лжи и Зла) награждается эпитетом «ленивая» или «внушающая лень». Но направление деятельности зависит от самого человека. Человек, сделав выбор между Правдой и Ложью, берет на себя ответственность и за выбор. Содержание деятельности праведного определяется известной зороастрийской триадой – добрые помыслы, добрые речи, добрые дела(благомыслие, благословие, благодеяние). Эта триада противопоставляется триаде неверных: злые помыслы, злые речи, злые дела. Основная добродетель зороастрийца – прилежное занятие сельским хозяйством, бережное отношение к скоту и усердная обработка земли. Собака, охраняющая скот, занимает почетное место. «Видевдатом» предусмотрены специальные наказания за увечья или даже за плохое кормление собак. Особо тяжким грехом считается, если человек дает собаке нераздробленные кости или слишком горячую пищу. Собака чуть ли не приравнивается к человеку: для нее установлены соответствующие степени наказаний за членовредительство по отношению к человеку(первый раз отрезать правое ухо, второй раз – левое и т.д). Зато волк всегда упоминается в перечне врагов зороастрийца. Уничтожение его, как и других вредных животных, - добродетель. Предусматриваются и обычные добродетели: честность(даже с неверным), щедрость. Безбрачие считается тяжелым грехом: человек обязан пополнять войско Ахура-Мазды. Особое место в нормах поведения зороастрийца занимает отношение к огню, воде и земле. Человек должен был оберегать их чистоту так же, или даже более, чем чистоту собственного тела. Под чистотой понимается прежде всего незагрязненность соприкосновением с Насу, т.е демоном смерти.