Становление ведийских космогонических представлений. Понятие «Риты».

Слово «Веды» произошло от глагола «ведать». 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Первоначально было 3 веды, первые 3 более серьезны, чем последняя. Самая древняя из вед – Ригведа. Главный бог в Индии – Индра. Кол-во богов в Индии – около 3 млн. В Ригведе было представление о «боге-творце»(гимны 10). Дэвы-это боги, асуры – это демоническое начало, они дурны. Луна и звезды, море и небо, заря и сумерки считались божественными. Это почитание природы как таковой является древнейшей формой ведической религии. Натурализм и антропоморфизм являются первыми стадиями ведийской религии. 1-ое космогоническое представление «К Небу и Земле». Идет рассуждение, какая из них появилась раньше, небо или земля? «Как родились они?..Кто это знает точно?». Небо и Земля получили «обильного зародыша»(мир). В этом представлении содержится призыв к Небу и Земле – «защитите нас от ужаса». Небо и Земля бессмертны, они являются «прародительницами» мира. Небо и Землю несут счастье, «продвигают далеко вперед». «Спасите от бесчестья, от беды в решающую минуту»(призыв к Небу и Земле»). 2-ое космогоническое представление: «К богам». Брахманаспати «выплавил богов, как кузнец». «В первом поколении богов из небытия бытие родилось». «Бытие родилось от существа с ногами, простертыми кверху». Затем родились стороны света. «От Адити родился Дакша». Когда боги стояли в воде, от них исходила густая пыль. После сотворении мира боги извлекли спрятанное в море Солнце. У Адити 8 сыновей, «с семерыми она присоединилась к богам, Мартанду отбросила прочь». 3-е космогоническое представление – «К Вишвакарману». Вишвакарман породил землю и небо. У него были повсюду глаза и повсюду лицо, повсюду руки и повсюду ноги, он сплавил все вместе своими руками и т.о. породил небо и землю. Вишвакарман – «приносящий всем благо, совершающий добрые дела, очень мудрый и очень сильный, он – высшее проявление, он один дает имена богам». Земля и Небо названы «двумя мирами». 3-е космогоническое представление: Риши старались, чтобы мир был создан посредством жертвоприношений. Пот ришей играл главную роль, его необходимо было бросать в огонь при жертвоприношении. Последнее космогоническое представление – «К неизвестному богу». «Вначале он возник как золотой зародыш». Он единственный все сотворил. Он «дает жизнь, дает силу, его приказ все исполняют». Он – единственный царь мира живых. Стороны света – это руки этого бога. Он установил Солнце и небосвод. «Единственный бог над богами». Он породил небо,землю, воды, его законы истины. Он «не причинит нам вреда». Этот бог – Праджапати. Рита(правда) – космический миропорядок, закон, обычай. Риту охраняют 2 бога – Варуна и Митра. «Рита создала разнообразную пищу, дающую силу, мысль о рите спасает от греха, совершенен и прекрасен образ Риты». Индра устанавливает Риту и поддерживает. Благодаря Рите есть пища и коровы. Мощь Риты приносит богатство. От Риты рождены морские волны. Митра и Варуна – «любители и хранители Риты», благодаря ей они достигли своей «могущественной силы».