Памятник мемфисской теологии».

В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупнейших египетских городов. Мемфис некоторое время был столицей Египта. Птах в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в «Памятнике мемфисской теологии». Впервые «Памятник мемфисской теологии» был правильно понят Брестедом. Этот текст – это часть теологического аргумента в пользу приоритета бога Птаха и тем самым его жилища Мемфиса. Творение выражается в философских терминах: мысль, посетившая сердце бога, и произнесение повеления, воплощающего эту мысль в реальность. Такое творение при помощи мысленного представления и словесного произнесения имеет эмпирические корни в человеческой жизни: власть правителя создавать посредством повеления. Мысль и речь – древние атрибуты власти в Египте, олицетворенные в ранней литературе как божества. Сердце – орган, в котором мысль зарождается, язык – орган, который эту рожденную мысль превращает в чувственную реальность. Мемфисский текст использует мифы о творении: рождение Атума из Нун и создание Атумом Девятерицы богов. Птах приравнивается к Нун, первобытным водам, из которых возник Атум. Птах породил Атума. Девятка богов Птаха – это зубы и губы в его устах.Птах стоит во главе мемфисской эннеады(девятки) богов. 8 богов это – Нун и Наунет(инертность), Хух и Хаухет(беспредельность), Кук и Каукет(тьма над бездной), Амун и Амаунет(сокрытость). Всюду где присутствуют мысль и повеление – творит Птах. Произнесение имени – это акт творения (Птах назвал Шу и Тефнут и тем самым сотворил их). Творение сопровождалось и направлялось словом. Птах создал принципы существования человечества, социальную инфраструктуру(«он создал города, он основал номы…»)Им были созданы духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду. Назначение зрения, слуха и обоняния – передавать информацию сердцу. После всех сотворений появился божественный порядок. Птах был удовлетворен своими творениями. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.
2. Джайнизм и его история. Джайнское учение о субстанциях, их существенных и привходящих признаках.

Джайнизм произошел от слова «победитель». Джайнизм возник в то же время что и буддизм(6-5 в до н.э). Основатель современного джайнизма – Джина Махавира(«великий герой»). Он является 24-тым тиртханкаром(проповедником). Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать. По преданию Джина Махавира родился в семье кшатрия (его зародыш из тела брахманки перенесли посредством Индры в тело кшатрийки). Ещё в чреве матери Махавира начал практиковать ахимсу – не навредить ничему живому. Эмбрион Джины дал себе клятву не оставлять мира до смерти родителей. Махавира получил воспитание, подобавшее индийскому принцу. Супругой Махавиры была царевна Яшодхара, от которой он имел дочь. Родители Махавиры состарились и по рекомендации ордена Паршвы решили покончить с собой. После их смерти, в 30 лет, Джина Махавира начал подвижничество. Он раздал все свое наследство, покинул дворец и отдал свои волосы Индре. 12 лет вел жизнь аскета, очень много постился, мало спал и постоянно пребывал в медитациях. Его цель – освобождение. По одной из версий, Махавира сразу начал проповедовать великому множеству слушателей. Махавира установил уставы для монахов и монахинь, а также для мужской и женской группы мирян. На 14-ом году после просветления Махавиры, в общине произошел раскол. Джайнизм в 1-2 веке разделился на 2 направления: шветамбары(одетые в белое) и дигамбары(одетые в стороны света). Расхождения в каконе между ними. Канон дигамбаров включает в том числе «Чарануйону»(3 текста) – освящает вопросы практической этики и ритуала. В дигамбарской ветви джайнизма имя Кунда-кунды стоит в одном ряду с именами основателя джайнизма Джины Махавиры и его ближайшего ученика Индрабхути Гаутамы. Подлинное имя Кунда-кунды – Падманандин(«лотосовый бык»). По некотрым сведениям существует 5 имен Кунда-кунды, но это положение подвергуто критике. По одной из версий Кунда-кунда был сыном купца. Кунда-кунда являлся ачарьей – наставником учеников.(по книге Железновой «Учение Кунда-кунды». Джайнизм в Индии исчезал 7 раз и возрождался столько же. Джайнизм до сих пор является авторитетным вероисповеданием в Индии. Непричинение вреда живому (ахимса) – основной принцип джайнов. Джайнская философия формировалась достаточно самостоятельно. Она вбирала в себя многие понятия, которые имелись в других школах (понятия мокши, нирваны). Ведантисты критиковали философию джайнов. Буддизм критиковал джайнское учение. Буддисты считали, что большинство джайнов обратились в буддизм. Но на самом деле джайнская община была стабильна. На стороне джайнизма была знать. В джайнскую общину входили полимисты(умение вести полемику очень ценилось). Существует предание, согласно которому после смерти Джины Махавиры, каждый из его учеников составил книгу, 12 книг джайнского учения. Классический период джайнской философии восстанавливается благодаря памятникам канона дигамбаров. Крупный мыслитель 1-2 века – Умасвати. Он написал Атхигама Сутры(постижение категорий реальности). Учителем Умасвати был дигамбарский автор Кунда-кунда, его почитали и дигамбары и шветамбары. Базовое учение джайнизма – это учение о субстанции, их существенных и преходящих признаках. Субстанции вечны и неизменны. Основные субстанции – 5 или 6 субстанций, в зависимости от того или иного направления джайнизма: джива – все живое, джив бесконечно много; путгала – вещество, акаша – эфирное пространство, дхарма – условие движения, адхарма – условие покоя, кала – время, не всеми джайнами рассматривается в качестве субстанции, эту субстанцию признают только дигамбары. Эти субстанции вечные и неизменные, отличаются в своих признаках, признаки бывают существенный и преходящие. Материя состоит из атомов(ану). Все субстанции протяженные. Пространство является беспредельным, а вещество может распадаться. Все разнообразие вещей существует вне и независимо от сознания и может быть включено в состав одной из субстанций. Все субстанции, кроме вещества, неделимы, неосязаемы и бестелесны. Существующим называется то, что возникает, пребывает и проходит. Функция пространства – вмещение всего существующего. Пространство и дхарма разделяются на воображаемые единицы – прадеши. Дхарма сохраняется неизменной на протяжении всех событий, в которых она учавствует. Вещество – это единственная субстанция, которая соединяется и распадается. Вещественной природой обладают не только тела, но и звук. Атомами(праманами) именуют мельчайшие, неделимые частицы вещества. Из атомов складываются молекулы(скандхи). Время(кала) – основа развития, возникновения, пребывания и исчезновения всех проявлений всех субстанций в мировом пространстве. Время подразделяется на физическое, объективное, действительное, субъективное, условное, эмпирическое. Физическое время вечно. Время может проявляться только в пространстве. Существуют атомы времени – это условные единицы. Эмпирическое время – основа джайнских представлений о «мировой истории» и ее периодизации. Условия существования мира подвержены ритмическим колебаниям. Плавно чередуются периоды «прогресса» и «регресса». Джива(душа) является непротяженной и состоит из множества самостоятельных единиц. Джива вступает в соединение с веществом, но она является независимой от вещества. Дживы способны развиваться. Дживы обладают телами(шарира). У богов изменчивое тело, которое способно менять свои очертания по воле дживы. После смерти «пищевого тела», джива стремится ввысь. Джайнизму близка ньяя, признающая множественность душ, наделенных активностью. Джива заполняет любое протяженное тело.