Этические основоположения «Бхагавадгиты». Карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога.

Существует 3 основных перевода Бхагавадгиты. Первым серьезным переводом является перевод Смирнова. Семенцов сделал попытку стихотворного перевода. 3-ий перевод – это перевод Эрмана. Бхагавадгита содержится в 6-ой книге Махабхараты «Книга о Бхишме». Всего есть 18 книг Махабхараты, количество глав в Гите также равно 18. Бхагавадгита является наиболее популярной религиозной поэмой во всей санскритской литературе. Шлока – это основной размер, которым написана Гита. Самая священная шлока Бхагавадгиты – 24-ая шлока 4-ой главы гиты. В Гите 700 шлок. Гита рассматривается не как шрути (священное писание), а скорее как смрити (ставшее преданием).Бхагавадгита наиболее почитаемая в традиции смрити. Время появления: 7-6 в до н.э. и до 3 в. до н.э. Гита не была создана единовременно. Гита явно была предназначена для проповеди: об этом говорится в заключительном разделе 18-ой главы. Учение сталкивалось с завистниками и неверующими. Гита формировалась в среде, насыщенной культурой упанишад, притом не только духовно, но и текстуально. С этим связана некоторая «похожесть» Гиты с упанишадами. Вплоть до 9 века Гита сохраняла свой открытый характер(в нее добавлялись новые главы). По поводу Гиты на Западе нет единого мнения. В Гите:

1)Несколько раз учение объявляется тайным

2)Учение не следует сообщать тем, кто лишен любви к Бхагавану, не обуздывает себя или ропщет.

3)Тот, кто сообщает учение людям достойным, обретает единение с Бхагаваном; такой человек ему особенно дорог.

4)Слушающий учение достигает после смерти миров, в которых пребывают люди благой кармы.

Первый комментарий Гиты вышел в 9 веке н.э. В этом произведении решаются философские, религиозные и этические проблемы. «Песнь Господня» или просто Гита – поэма эпического свода. Махабхарата – история рождения, воспитания, соперничества двух ветвей царского рода Кауравов и Пандавов. Кауравы воплощают в эпосе злое, демоническое начало, Пандавы — начало светлое, божественное. Началось противостояние с того, что Кауравы и Пандавы играли в кости, Пандавы проигрывают и они должны удалиться в изгнание на 13 лет, потом царство должно быть им возвращено – при условии, что последний год они проведут тайно. Если же их узнает в это время кто-либо из Кауравов, то тогда царство уйдет от них навсегда. Пандавы точно выполняют все условия договора и требуют свое царство назад. Кауравы вероломно им отказывают. Начинается война. Поэма начинается с того, как оба врага, выстроив свои войска, смотрят в лицо друг другу. Во главе одного войска Бхима(именно в нем Арджуна). Арджуна – один из 5-ти сыновей Панду, самый знаменитый герой, великий лучник. В другом войске глава – Бхишма, в это войско входят сыновья Дхритарашты. Автор пишет, обращаясь к Кришне, что не желает ни власти, ни богатства, ни победы в бою. Кришна принмает участие в войне как один из союзников Пандавов, а в самой битве – как возничий Арджуны. Однако за скромной видимостью скрывается нечто совершенно иное: Кришна – это величайший из аватар бога Вишну, он спустился в человеческую плоть для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму(мировой закон) – путем спасения добрых и наказания злых. Арджуна думает о том, что нельзя убивать сыновей Дхритарашты, т.к это родичи и от их крови произойдет осквернение. «С истреблением рода гибнут неизменные рода законы». Если гибнет закон, то весь род погружается в беззаконье. Развращаются женщины рода и происходит всех варн смешение. Смешенье варн приводит к аду. Арджуна решает не воевать, но ему является аватар Кришны. У Кришны 2 аватара – Кришна и Рама. Аватар – это снисхождение в определенном облике. Мир является заблудшим, вывести мир из этого состояния – это работа богов. Пространственно-временной континуум наиболее проявлен в образе Кришны(его разверзнутые пасти – это показательный образ, между зубами разрушенные головы богатырей). Своим аватаром Кришна показывает Арджуне, что кшатрий лишь только орудие, кришна должен взять на себя дело – убить ближнего. Благой Господь говорит, что при гибели тела человек не погибает. Сносив одно тело, воплощенный в иное вступает. Поэтому не нужно жалеть человека, которого убиваешь, говорит Кришна Арджуне. Когда гибнут тела, воплощенный ни в одном из них не умирает. Верховный долг кшатрия – воевать. Кришна говорит Арджуне, что если тот не исполнит свой варновый долг, то оскверниться грехом. «Победишь-насладишься ты царством, коль убьют тебя – рая достигнешь.» Критикуются веды и их обряды. Должна быть направленность на само действие, а не на его плоды. В итоге кшатрий соглашается выполнить свой долг, он готов убивать других, но не для собственных целей, не для награды. Арджуна крепко берет свой лук и он готов к бою. Арджуна готов сражаться и убивать, не беспокоясь о плодах и пользе. Кришна являет свой обычный образ Арджуне, став приятным на вид. В итоге 2 войска почти полностью истребляют друг друга. Окончательную победу все же одерживают Пандавы, царство отходит к ним. Гита — это наполовину философская система, наполовину плод поэтического вдохновения. Гита, в отличие от упанишад, не заставляет много размышлять, так как в ней проблема жизни разрешается заранее интеллектуальным путем. Это учение предназначено служить человеку в трудные моменты жизни, когда совесть встревожена и ум в смятении. Основной смысл учения Гиты тот же, что и упанишад; но в ней делается гораздо больший упор на религиозную сторону. Можно достигнуть спасения, не прибегая к самоограничению и умерщвлению плоти. Традиционное мнение о тесной связи Гиты и упанишад содержится в одном древнем изречении, теперь настолько известном, что едва ли стоит его приводить: «Упанишады подобны коровам, Кришна — человеку, их доящему, Арджуна — теленку, а Гита — это замечательное молоко, нектар мудрости». Как философская и религиозная система Гита имеет более законченный характер, чем буддизм, в учении которого ярче выражена негативная сторона. Гита принимает этические принципы буддизма, в то же время отвергая всеотрицающую метафизику буддизма, которая является источником всяческого заблуждения и неверия. Каждый человек в состоянии уничтожить зло, избавиться от греховной плоти и низшей природы, освободить чувства от уз страстей. Каждый борющийся индивид должен стремиться увидеть истину своими собственными глазами, исследовать ее своим собственным разумом и любить своим собственным сердцем. Половина истины, которую мы раскрыли сами, ценнее, чем целая истина, которую мы усвоили от других. Человек — это совокупность разума, воли и чувства, с помощью которых он стремится к истинному наслаждению своим бытием. Он может достичь цели путем познания высшей реальности, или путем поклонения и любви к богу, или путем подчинения своих желаний воле бога(выполнять свой варновый долг). Гармоническое сочетание различных сторон нашей жизнедеятельности, посредством которой достигается истина, создается прекрасное и совершенствуется поведение. Знание о йоге передает господь. Кто разорвет кольцо рождений, достигнет после смерти Господа. Внешнего мира услады приносят страданья, они являются преходящими. Человек только сам себе друг, только сам себе враг бывает. Йогин во всем умерен: в пище, в действии, в сне. Йогин познает запредельное счастье. Кто лишь Атмана образ повсюду созерцает в бесчисленных тварях – тот считается йогином высшим. Люди, считающие, что причина мира похоть попадают в ад. В ад приводят врата тройные: вожделение, злоба, жадность.

Карма-йога –«учение о действии». Выполнение того, что предназначено богом, к какой варне принадлежишь, то и должен делать. Путь другого опасен, смерть принять на своем пути – благо. Кто в недействии видит действие, кто в действии недействие видит – средь людей тот поистине мудрый. Когда человек действует лишь ради жертвы, то у него прекращается карма. Такое действие, или деяние, посредством которого безличное становится личным. Высшее удовлетворение может наступить только тогда, когда индивид перестанет рассматривать себя как самостоятельное действующее лицо и почувствует, что бог в своей бесконечной милости правит миром. Хорошее действие — то, которое помогает освобождению индивида и совершенствованию духа. Правильное поведение — это все то, что выражает наше реальное единство с богом, человеком и природой; неправильное поведение— это все то, что не выявляет эту основную структуру реальности. Если человек при жизни творил добрые дела, но не стал йогином, в следующей жизни он будет наделен благой кармой и получит возможность приобщиться к йоге.

Джняна-йога – «йога знания» - учение о символическом ритуале, внутри которого одно из главных мест отводится жертве знания. Жертва знания имеет своим объектом «божеств и прочих». Жертва знания – вполне реальная жертва, которую, как и любую вещественную жертву, можно адресовать тому или иному божеству(и остальным обитателям сверхъестественных миров – упырям, духам, предкам).Ничто не сравнится в мире с очищающей силой знанья. Пребывающий в знании скоро запредельный покой обретает. Не имеющий знания – гибнет. Отрешенный – тот, кто лишен вожделенья и злобы. Кто видит Атмана – тот незнанье свое уничтожил. Знание выводит нас из сферы односторонних взглядов и ограниченных точек зрения и ведет к всеохватывающей истине, познав которую мы чувствуем, что различия между людьми не являются абсолютными и что поведение человека не может быть хорошим, если оно основано на ложных различиях. Мы видим, что жизни людей имеют общий источник и что независимо существующий вечный дух живет и действует в каждой индивидуальной жизни. Когда эта истина постигнута, чувства и «я» теряют свою власть над человеком. «Знающий – словно Сам Я, ведь он стремится ко мне – к высочайшей цели». «Не зная моей природы отпадают от истины люди». Большинство комментаторов понимают жертву знанием просто «как знание, которое и есть жертва». Даже адепты других(в том числе ведийских) богов сделают лучше, если будут почитать Бхагавана. Неприрывно воспроизводя текст Бхагавадгиты, следует активно воспроизводить в уме соответствующий образ.

Бхакти – йога – «йога почитания или йога любви» - преимущество почитания личного божества, перед аскетами, устремляющимися к сверхличному брахману. Посредством бхакти мы отдаем наши эмоциональные потенции служению божеству. Эмоция является выражением живой связи между индивидами и наполняется религиозным чувством, когда она связывает бога с человеком. Правильно направленный путь бхакти ведет нас к постижению бога. Практикуя йогу, следует направлять ум на Бхагавана. Бхакти-йога, также как и карма-йога, является средством достижения знания. Абсолют в Гите — это «познание познающего, сияние сияющего» первый из богов и людей, предводитель риши, и смерть, которая уносит всех. Автор Гиты особенно подчеркивает, что бог живет в каждом. Бхакти, или истинной приверженностью к богу, согласно Гите, является вера в бога, любовь к нему, преданность ему и слияние с ним. «Кто кого почитает, тот к тому и уходит(духов чтущие – к духам, предков – к предкам, мои бхакты(бхакты господа) ко мне приходят). «Все кто с верой ко мне припадают – они к высшей движутся цели(даже вайшьи, шудры и великие грешники)». Вознаграждение в самом этом пути.