Кто не поколеблен 3-мя гунами, тот освобожден. Гуны – 3 основных компонента материальной природы(саттва, раджас и тамас). Гуны возникли от Кришны, Гуны заключены в Кришне, а не он в них. Кришна пребывает выше, чем гуны. Майя состоит из гун. Майя – иллюзия, неразумные люди не пытаются отыскать Кришну, погубив свое знание майей. В Гите говорится о жертвовании тапаса. Тапас – это все негативное, провоцирующее лень, сонливость и т.д. Гуна саттва(«ясность», «бесстрастие»). Эта гуна превосходит другие. Знание, которое видит в тварях неизменную единую сущность – это саттвичное знание. Если знание порознь видит всякий раз видит особую сущность – это знанье от раджаса. Раджас – это гунна действия, олицетворяет все движущееся, активное. Знание, которое полагает, что в одной вещи все заключено – это темное знание(тамас). Радость и постоянство бывают светлыми, страстными, темными. Нет существ, которые были бы свободны от трех гунн, порожденных природой. Как у брахмана, так и у вайшьи, так и у шудры – естеством порожденные гуны все их действия определяют. Чистота, успокоенность, обузданье, нелживость, знанье, житейская мудрость – вот достоинства брахманов. Сила, твердость, смекалка, доблесть, неспособность к бою и отступленью, властность – признаки кшатриев. Земледелие и торговля, разведение скота – вайшьи дело. То что связано с услуженьем природе шудр подобает. Нужно устремляться к своей дхарме, не пытаться достичь успеха в другой. Если человек будет внимать своей карме, то он достигнет освобожденья. В мире существуют 3 пуруши: один смертен, другой вне смерти, третий является высшим Пурушей. Первый – это все твари, «неизменным зовут второго». Высший пуруша над этими двумя пурушами – это высший Атман, он Владыка. Майя – космическая иллюзия, мираж, марево, которое следует распознать в качестве такового и решительно отбросить. Предел Сущего и Несущего зрим для провидящих истину. «Кришна – это одновременно и Сущее и Несущее. Пракрити означает не столько единое мировое первоначало, сколько группу «восьми Пракрити» (ашта пракритаях), в к-рую наряду с глубинным «непроявленным» включаются ментальные способности буддхи и аханкара, а также пять материальных элементов (бхуты).
Земля, ветер, огонь и воды,
манас, буддхи, пространство, самость
это, Партха, Моя природа,
разделенная восьмичастно,
но лишь низшая; знай же иную,
Мою высшую, Партха, природу:
это — джива, душа всех тварей,
на себе этот мир он держит.
Твердо помни: эта утроба
существа порождает в мире;
из Меня они все возникают
и во Мне растворяются, Партха.
(«Бхагавадгита» (ХШ.5)