Виды знания(джняна):
1)чувственно-логическое-мати(память, понимание, мысль)
2)авторитетное(восходящее к слову авторитета – шрута)
3)ясновидческое(авадхи)-связано с преодолением кармической зависимости. Способность к ясновидению врожденна у существ, страдающих в аду и у божеств
4)телепатическое(манах-парьяя), возникает в случае преодоления кармы, которая мешала познанию.Телепатия достижима только для человека.
5)абсолютное(кевала-джняна)-всеведение, открывает путь к мокше. Это высшая цель знания. Познание совершенное, все постигающее, имеющее объектом мир и не-мир. Такое познание предстает как раскрытие изначально присущего душе свойства всеведения. Процесс восстановления абсолютного знания описывается как последовательное устранение его кармических препятствий.
Ошибки могут вскрасться лишь в первые 3 вида познания. Джайнизм рассматривает познание как отражение объекта в сознании субъекта. В результате правильного познания должно быть достигнуто «благое воззрение»(самьяг-даршана) – необходимое условие освобождения. В то же время правильное познание невозможно, если субъект познания не имеет хотя бы предпосылок «благого воззрения», ибо в противоположном случае знание неизбежно будет ложным. Многие джайнские философы обозначают термином «воззрение» акт получения общего представления о вещах, а термином знание – постижение конкретных деталей.
Джайнская доктрина неоднородности (анэкантавада). Всякая однородность приводит к ошибке, ибо сама действительность неоднородна, многогранна, многомерна. Конкретизируются основополагающие идеи анэкантавады в форме 2-ух отдельных доктрин: найявады и сьядвады. Найявада – это познания вещей и их отношений с помощью системы возможных подходов, точек зрения. По мнению джайнских мыслителей, любой способ познания, за исключением абсолютного, позволяет познать предмет только в некотором отношении, т.е с определенной точки зрения. Этот факт и обозначается термином найя(руководство). Умасвати выделяет 5 найй. Найгама-найя – понимание тех слов, которые общеупотребительны в народе, это нестрогое, ненаучное выражение бытовой речи, где можно говорить, не различая общего и частного, просто называя предмет каким он кажется с первого взгляда. Самграха – второй вид найи. Это рассмотрение вещи как принадлежащей к классу. Сьядвада: о любом объекте можно высказаться семью способами. А именно предмет высказывания:
1)некоторым образом существует (сьяд-асти)
2)некоторым образом не существует (сьяд-насти)
3)некоторым образом существует и не существует (сьяд-асти-насти).Например, стрела в полете.
4)некоторым образом не выразим (сьяд-авактавья). Предмет неописуем-например-«эти небеса не описуемы».
5)некоторым образом и существует и невыразим (сьяд-асти-авактавья ча). Т.е до конца неописуем.
6) некоторым образом и не существует и невыразим(сьяд-насти авактавья ча)
7)некоторым образом и существует и не существует и невыразим(сьяд-асти-насти-авактавья ча). Например, стрела для слепого человека.