Представления древних египтян о человеческой природе и о человеческом уделе.

Мировоззрение египтянина сильно отличается от мировоззрения современного человека. Египтяне верили в мифы, а современный человек воспринимает мифы как вымысел. У древнего человека в сознании присутствует нерасчлененность эмоциональной и логической сферы. В эмоциональном плане мы близки древним и поэтому можем их понять. Египетская культура замкнутая, отсюда происходит непонимание ее другими народами. Основные компоненты человеческой природы –Ах, Ба, Ка, Ха. Ах –дух, прерогатива загробного мира(Ка усопшего просветляется духом). Ба – это жизненные силы(в Дуат). Ха – эмпирическое тело человека (физическое тело). Среди египтологов велись долгие споры по поводу того, что такое Ка. Масперо – родоначальник первого направления в изучении Ка. По Масперо – Ка является точной копией человека, его «двойником», рождается вместе с человеком и воплощением Ка являются статуи. Согласно Штайндорфу Ка является гением-защитником человека, не имеющим отношения к гробничным статуям и изображениям. Кристенсен считал Ка жизненной силой человека. Эрман – Ка, это та сила, которое отличает живое от неживого. Кеес отмечал принципиальную разницу между Ка человека и Ка царя или божества. Более точное определение: Ка – это двойник усопшего в Дуат. Уничтожение противника для египтян значило уничтожение его имени(рен). Также большое значение имело понятие рэн – двойник-имя. Оно было неразрывно связано с усопшим. Имя является носителем личностного начала, оно со смертью не должно гибнуть. Чтобы уничтожить своих врагов, царь от жреца получал горшочки с именами врагов и разбивал их. Представления о жизни человека в подземном царстве у египтян менялись. Например, гробница визиря в Древнем царстве выглядела примерно следующим образом: картины его деятельной, бездуховной жизни. В Древнем ц. считали, что в царстве мертвых(именэт) властвует бог Инэп, он был ответственен за бальзамирование, обработку трупа. В Среднем ц. Инэпа сменяет Осирис, он бог внутреннего, а не внешнего, вершит суд. У людей было представление о веселой и энергичной жизни после смерти. В Древнем царстве велика жажда деятельности. Люди в Древнем царстве считали, что не нуждаются в постоянной поддержке богов. Присутствовала в жизни людей индивидуалистическая тенденция. Характерен материализм. Могила визиря в Среднем царстве значительно отличается от гробницы Древнего царства. В этой могиле жизнь нашего мира на картинах полностью отсутствует, присутствуют магические заклинания, сосредоточенность на загробном мире. В Среднем Царстве появилось внимание к смерти, покою, религии. В Среднем царстве люди верили, что существует личная связь каждого с особым богом. В Среднем царстве изменилось отношение людей к жизни – справедливое отношение к другим людям всегда чрезвычайно похвально. Бедный человек имел такое же право на благосклонность бога, как и богатый. Все люди равны, такими они созданы творцом. Происходит демократизация потустороннего мира о более тесная связь с богами. Все люди после смерти могли наслаждаться вечностью также, как и царь в Древнем царстве. Простолюдины могли стать богами также как фараон. Умерший на суде мог говорить свободно – печать с его уст была снята. В Среднем царстве делался особый упор на маат в смысле общественной справедливости. В Среднем ц. верили, что всякий человек есть божье творение, достойное заботы. В Древнем ц. напротив – ценимой единицей был индивидуум. В общем, египтяне больше, чем другие цивилизации, предавали значение человеку и всему материальному. Египетская цивилизация доверчиво относилась к могуществу человека.