Джайнские этика и сотериология: «три жемчужины» добродетельной жизни и «пять великих обетов».

Непричинение вреда живому – основной принцип джайнов. Убивать нельзя даже муравьев. Махавира ввел аскетические практики – нагота, исповедь. Результаты действий, совершенных в прошлом рождении индивида, аннулируются аскезой и посредством воздержания от «новых дел», останавливается приток будущей кармы. Кармой в джайнизме называют разновидности особого вещества, составляющего кармическое тело дживы. От всех индийских школ джайнизм отличается пониманием кармы как вещества. Карма обуславливает все качества живого существа. Идеал освобождения – свобода от кармического вещества. Благая деятельность вызывает притекание благих карм, неблагая – неблагих. Благими называются кармы, обусловливающие в будущем рождении удовольствие, праведность, веселость, страстность, мужской пол, благоприятную семью, оптимальную продолжительность жизни, а «неблагими» - кармы, противоположные благим. Состояние соединенности дживы с кармой называется связанностью (бандха). Причинами связанности являются – ложное воззрение, «аморальность»-неприятие религиозных обетов, и беспечность – отсутствие внимательной заботы о благе других существ. Существуют кармы, препятствующие познанию. Кармы эмоциональности: приятные переживания (садведья), неприятные переживания (асадведья). Притекание кармы неприятных переживаний происходит в том случае, когда джива, т.е человек или другое существо страдает, испытывает горе, боль, рыдает, кончает жизнь самоубийством или же, наоборот, убивает другого, причиняет страдания другим. «Притекание» кармы приятных переживаний происходит благодаря состраданию ко всем живым существам. Такая же карма возникает в результате занятий йогой. Две кармы семьи обусловливают рождение человека в знатной или незнатной семье. 5 великих обетов: ахимса(отказ от насилия), сатья(отказ от лжи), астейя(отказ от воровства), брахмачарья(целомудрие),апариграха(отказ от погони за мирскими приобретениями, нестяжательство). Обеты, принятые в полном объеме, называются великими, а принятые в частичном объеме – малыми. Рекомендуется брать на себя посильные обязательства, поэтому миряне обычно принимают ограниченные обеты. Но вначале претенденту рекомендуется избавиться от трех «шипов»(шалья), т.е наиболее грубых форм лживости, сладострастия, неправедных воззрений. Поэтому принятие обетов считается уже второй стадией жизни(пратима) верующего. Хотя мирянин, как правило, не способен в полной мере придерживаться великих обетов, он должен стремиться к этому, и в дополнение к частичным обетам, именуемым «нравственными»(шила), ему рекомендуют принять на себя семь дополнительных обетов, резко ограничивающих возможность нерелигиозной деятельности. В Джайнизме разрешено религиозное самоубийство (самлекхана). Оно разрешается по причине времени (например, время всеобщей эпидемии чумы), из-за физической слабости, болезни или старости, делающих невозможным выполнение ежедневных обрядов. Кроме того, самлекхана разрешается после 12 лет бесплодного подвижничества. Религиозное самоубийство осуществляется путем прогрессирующего поста, который начинают с пропуска одного приема пищи в день и постепенно доводят до полного отказа от еды и питья, сопровождая эти ограничения интенсивными религиозными размышлениями.«Три жемчужины» добродетельной жизни: правильное воззрение, правильное знание и правильное поведение. Освобождение(мокша, нирвана) является религиозным идеалом джайнизма и определяется как освобождение дживы от кармического вещества. У освобожденного дживы(сиддха) остаются лишь абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и «совершенство». Сразу после обретения освобождения сиддха взлетает вверх и летит до самой вершины вселенной, где находится обитель сиддхов – Сиддхакшетра. Стремление к совершенству всегда присуще дживе, но только теперь, когда балласт кармического вещества окончательно сброшен, он может реализовать свою естественную потребность. Одно из важнейших отличий сиддхов выражено в разделении их на 2 класса:сваям-буддха и бодхита-буддха:первые достигли освобождения самостоятельно, вторые использовали традиционные методы подвижничества. Учение о спасении – сотериология(от слова сотер – спаситель). Путь освобождения – 14 ступеней освобождения дживы от материи. Джива ощущает желание освободиться от того, что ее тяготит. На первой ступени душа обретает ложную веру, но принимает ее за истинную. На следующей ступени – состояние сомнения, она слишком нестойка в своей вере. 3-я ступени – смешение истинной и ложной веры. 4-ая – внутренне озарение, но душа не в состоянии себя контролировать. На следующей ступени самоконтроль появляется. На 6-ой углубляется медитация. На 10-ой душа освобождается от всех страстей и эмоций, остается забота о теле. 11-ая – душу ничего не волнует, но кармическая зависимость не уничтожена. 12-ая ступень – уничтожена кармическая зависимость, но нет всеведения. 13-ая ступень (сайога-кэвали) – всеведение для дживы, приток кармической материи не происходит, достигается просветление. 14-ая – достигается абсолютная свобода, джайн достигает это путем самопожертвования, джива освобождена, она достигает бессмертия, выходит не побежденной, а победившей. После освобождения человек никогда не вернется в сансару.«Освобождение» у джайнов, как и у других индийских мыслителей, определяется преимущественно негативно – это «свобода от», а не свобода для, что закономерно с точки зрения индийской концепции кармы. Человеческие цели обусловлены воздействием кармы: когда она отсутствует, нет никакой обусловленности сознания, в том числе и обусловленности целями.