Границы наречия как части речи

Вопрос о частеречных границах наречия мотивирован двумя взаимосвязанными причинами: во-первых, спецификой наречного словообразования, во-вторых, тем, что субстантивные падежи и глагольные деепричастные формы имеют адвербиальную функцию.

Среди наречий есть непроизводные слова, в том числе местоименной семантики: здесь, там, куда, всюду, так, как, потом, возле, подле, едва, лишь, преждеи др. В целом таких наречий немного. Большинство наречий лексически соотносительно со словами других частей речи: вдвоемдвое, впервыепервый, навстречу встреча, вкривькривой, дваждыдва, по-моемумой, тягучетягучий, внезапновнезапный и т. д.

Наречие имеет собственные модели морфологического словообразования: хорошийхорошо, красивыйкрасиво, певучий певуче, летний по-летнему, свой по-своему, дружеский по-дружески, товарищескийпо-товарищески, иронический иронически, трагический трагически.

Но очень многие наречия образованы не морфологическим (не аффиксальным) путем, сращением предлогов с падежными словоформами, сращением двух словоформ, переходом отдельных словоформ в наречия: внизу, слева, направо, вчерне, вкось, вдаль, пешком, молчком, рядком, сначала, издалека, наедине, накануне, сегодня, тотчас, сгоряча и т. п.

Пополнение наречий в результате словоупотребления продолжается и в современном языке, в основном за счет падежных и предложно-падежных форм. Исследователи отмечают, что «онаречивание» ненаречных словоформ проходит разные фазы в своем развитии. По этой причине не всегда можно провести четкую границу между наречием и падежом существительных в наречной функции. Пока у падежной словоформы в наречном употреблении существует семантическая связь с именительным падежом (исходной формой существительного) невозможно говорить о полной ее адвербиализации.

Сказанное в целом справедливо и для деепричастий, у которых наречная функция регулярна и которые при этом, как правило, не порывают с глаголом.