Реферат Курсовая Конспект
Славянофильская теория: представители, основные положения - раздел Образование, Содержание ...
|
Содержание
Введение | 3 стр. | |
1. | Славянофильская теория: представители, основные положения | 4 стр. |
2. | Историческое развитие славянофильской теории. Славянофилы и западники | 7 стр. |
3. | Славянофилы и религия. Неославянофилы | 10 стр. |
Заключение | 18 стр. | |
Список использованной литературы | 19 стр. |
Введение
В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство.
Данный реферат посвящен анализу славянофильской теории. Славянофильская теорияотстаивала историческую самобытность России и выделяла ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения.
Славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы выступали против крепостного права. Славянофилы, отвергали современную им Россию, и с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию. Например, А.С.Хомяков, писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремиться не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.
Наиболее полно основные положения славянофильской теории, этапы ее исторического развития, а также ее тесная связь с религией и противоположно направленной теорией западничества будут рассмотрены в данной работе.
Заключение
Славянофильская теория – элемент русской духовной культуры XIX века и одновременно важный и необходимый этап ее развития, без которого не представим сложный и противоречивый процесс самоопределения отечественной культурной традиции.
Исходя из всего выше изложенного, следует считать основным тезисом славянофилов – доказательство самобытного пути развития России, точнее – требование «идти по этому пути», идеализация главных «самобытных» учреждений – крестьянской общины и православной церкви.
Социология и общественно-политическая теория славянофилов, их философия истории, культурология, философско-антропологическая концепция – все это, говоря словами В. Белинского, отразило “потребность русского общества в самостоятельном развитии” и, можно добавить, внесло свой вклад в формирование неповторимого облика русской культуры прошлого века, бесспорно, отличающейся “лица не общем выраженьем” в бесконечном и многообразном культурном мире человеческой истории.
Во взглядах славянофилов много утопичного, ряд идей устарел. И не смотря на то, что славянофильству неоднократно наносили “смертельные удары” и объявляли это учение “архаическим хламом”, оно оставалось элементом общественной жизни, во многом способствующем развитию русского национального самосознания и культуры. Можно согласиться с В.В. Розановым, можно его отвергать, но его оценку славянофильства трудно обойти, а он писал: “Друзья мои: разве вы не знаете, что любовь не умирает, а славянофильство есть просто любовь русского к России. И она бессмертна”.
Список использованной литературы:
1. Зуев М.Н. История России. – М.: ПРИОР, 1998. – 688 с.
2. Исаев И.А. История Отечества. – М.: Юристъ, 2000. – 304 с.
3. История Росии XIX – начала XX вв./Под ред. В.А.Федорова. – М.:ЗЕРЦАЛО, 1998. – 752 с.
4. История России с древнейших времен до 1861 года./Под ред. Н.И.Павленко и др. – М.: Высшая школа, 2000. – 560 с.
5. История России./Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1997. – 345 с.
6. Ключевский О.В. Русская история. Полный курс лекций. В 3-х кн. Книга 3. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 576 с.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Инфра-М – НОРМА, 1997. – 592 с.
8. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. – М.: Высшая школа, 1999. – 431 с.
9. История./Под ред. С.В.Новиков. – М.:СЛОВО, АСТ, «Ключ-С», 1997. – 736 с.
10. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб.: Литера, 1999. – 800 с.
11. Орлов А.С. и др. История России. – М.:Проспект, 1998. – 544 с.
– Конец работы –
Используемые теги: Славянофильская, Теория, представители, основные, положения0.084
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Славянофильская теория: представители, основные положения
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов