Возникновение права и его отличие от социальных регуляторов первобытного общества

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Основной нормой поведения ч-ка в первобытных условиях был обычай. Обычаи регулировали отн-ния в первобытном общ-ве и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рац. варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским харак-ром д-ти рода были приурочены к определенным соц. группам. Личные интересы членов сообщества не принимались во внимание.

Обычаями регламентировались все сферы д-ти первобытного ч-ка и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиоз. догмами.

Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой обществ. мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали, прежде всего, коллективный интерес. Личность вне общества – ничто. В то же время переход к «производящей» экономике настолько повысил эф-ть индивид. труда, что преобразовалась вся с/с соц. отн-ний, изменилось само положение ч-ка в общ-ве.

Право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Рассмотрение П. в юридич смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно достаточно четко отличается от соц-х норм первобытно-го строя:

1) П. исходит от Г., а соц-е нормы первоб-го строя изначально складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода (племени);

2) П. охраняется специальными правоохранительными органами Г. (милиция, прокуратура и т.д.), а соц-е нормы первоб-го строя охранялись мерами общественного воздействия, которые исходили от всего рода, а не от спец-х органов;

3) П. закрепляется в определенных формах (НПА, прав-х обычаях и прецедентах, договорах нормативного содержания, т.е. формально определенно, а соц-е нормы первобытного общества 'живут' в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению;

4) П. является достаточно динамичным регулятором общ-х отношений, в то время как соц-е нормы перв. общ-а по природе своей крайне консервативны (не подвержены быстрому и произвольному изменению;

5) для П. характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в соц-х норах первоб. строя такой различимости нет.

Таким образом, основное отличие П. от соц. н. первоб-го строя прежде всего связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью Г.