И начала Нового времени

 

1. Политические взгляды Августина Блаженного.

2. Политическая теория Фомы Аквинского.

3. Никколо Макиавелли как идеолог светского централизованного государства.

 

Контрольные вопросы и задания:

Августин Аврелий

Антропологические предпосылки государственных и правовых учреждений (греховность и свобода воли); понятие о божественном порядке как абсолютной норме (теономность права) и естественное право как идеальная норма человеческих отношений; обоснование Аврелием дуализма божественного и земного начал, заложенном в природе государственности и правоотношений («концепция двух градов»); представление о путях политической эволюции (шесть периодов жизни человечества; новое толкование Аврелием терминов античных философов и новый подход к оценке форм правления.

 

Фома Аквинский

Влияние Аристотеля на христианскую доктрину государства Фомы; теологическое оправдание государственности и права и вытекающее из него провозглашение первенства церковной власти над светской; элементы государственной власти (сущность, форма, использование), виды законов (вечный, божественный, естественный, человеческий); различие власти «тирана» и власти «монарха»; абсолютная и политическая монархии; идея права народа на сопротивление тиранической верховной власти.

 

Сравнение по позициям:

- Влияние античной традиции;

- Происхождение государства;

- Сущность и назначение государства;

- Соотношение светской и религиозной властей;

- Отношение к частной собственности;

- О воле человека.

 

Никколо Макиавелли

Теория политики: происхождение государства и изменчивость форм правления, определение государства и его функций. Религия как фактор политики. Церковь и аристократия. Нравы народов и формы правления. Проблема создания единого национального государства: политика и человеческая мораль. Н. Макиавелли как идеолог светского централизованного государства. Значение термина «макиавеллизм».

Определяющий фактор в политике.

Теория и практическая деятельность: связь между секулярной и эмпирической методологией политического мышления (человек - единственный субъект политики). Асоциальная природа человека, влияние материальных интересов людей на направленность политического курса и законотворчество. Соотношение права и политики (силы), права и морали. Средства удержания власти и роль армии в жизни государства. Значение идей Макиавелли и степень их влияния на дальнейшее развитие политической мысли.