Тема 1.9. Основные течения западной философской мысли второй половины XIX-XX веков.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Укажите характерные черты и исторический условия формирования западной философской мысли XIX-XXI вв.

2. Выясните, в чем состоял иррационализм в западноевропейской философии второй половины XIX века. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

3. Проследите эволюцию западной философско-религиозной мысли в ХХ столетии.

4. Проанализируйте критику психологизма в теории познания Э. Гуссерля.

5. Определите роль постпозитивизма в современной науке и философии.

6. Установите, кого К. Поппер: считал врагами открытого общества.

II. План семинарского занятия

1. Панорама современной западной философии: общая характеристика и основные направления.

2. Неопозитивизм.

2.1. К. Поппер: философия науки; критики тоталитаризма.

2.2. П. Фейерабенд: концепция методологического анархизма.

2.3. Т. Кун: эволюционные и революционные изменения в науке.

3. Иррационализм.

3.1. А. Шопенгауэр: мир как воля и представление;

метафизика морали.

3.2. Ф. Ницше: воля к власти: переоценка ценностей.

4. Экзистенциализм.

4.1. А. Камю: абсурд и его герои; бунтующий человек.

4.2. Ж.-П. Сартр: сущность и существование человека;

свобода, выбор, ответственность.

4.3, М- Хайдеггер: бытие и сущее: бытие и время: проблема истины.

5. Психоанализ.

5.1. 3. Фрейд: состав и структура бессознательного;

структура «Я»; роль бессознательного в личной и общественной жизни;

5.2. К. Юнг: понятие коллективно-бессознателыюгои его архетипов;

5.3. Э.Фромм: анализ «больного общества»; два способа человеческого бытия.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XXI в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Вообще современная западная философия представлена необозримым множеством школ и учений, разобраться в которых весьма непросто. Основными являются позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, неотомизм, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, структурализм и др. Попытайтесь составить себе представление о взглядах хотя бы какого-то одного представителя каждого из этих направлений и школ. В их работах вы найдете ответы на те вопросы, которые поставлены жизнью современного высокоразвитого информационного общества, волнующие наших современников на Западе, но которые частично уже затронули и нас. Это вопросы о том, как нужно жить человеку и к чему стремиться в обществе массового потребления, в котором уже удовлетворены основные витальные потребности («иметь или быть»?); «о подлинном и неподлинном» существовании; о свободе и связанных с ними гнетущей ответственности и обостренному чувству вины, порождающим «бегство от свободы» и др. Поразмышлять над ними будет интересно любому мыслящему человеку.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Гриненко, Г. В.История философии : учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд. - М.:Юрайт-Издат, 2007. – 685 с. С. 415-590.

2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 218-269.

Дополнительная литература

1. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

2. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. - М., 1994.

3. Каратини Р. Введение в философию.- М., 2003

4. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

5. Ницше Ф. Сочинения В 2-х т. - М., 1990.

6. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4 - СПб., 1997.

8. Сумерки богов (Ницше Ф., Камю А., Сартр Ж.-П) - М.,1989.

9. Степин В.С. Философская антропология и философия науки, - М., 1992.

10.Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

11.Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

12.Юнг К. Проблема души нашего времени. - М., 1994.

13.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

14.Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» //Вопросы философии. - 1990. - № 7.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие философии XIX-XXI вв. на Западе от классической западной философии?

2. Что представляют собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

3. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

4. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

5. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.

6. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

7. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

8. Что такое философский структурализм?

9. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

10. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?