Эргономика, понятие, принципы, область применения и безопасность труда

Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности и способности человека в процессе производства, метод и организацию рабочей деятельности, делающими работу человека высокопродуктивной, одновременно ведущее к всестороннему духовному и физическому развитию, сохранению здоровья, обеспечению комфорта и безопасности труда.

Отличают 2 вида эргономики:

· Коррективная (всестороннее изучение деятельности человека на производстве и условий её проектирования, но каждый элемент изучается самостоятельно)

· Проективная ( наука об оптимальной многофакторной системе данной среды)

Предмет эргономики: изучение закономерностей взаимодействия человека с техническими средствами, видом деятельности и средой.

Цель: повышение эффективности и качества деятельности человека в системе с сохранением здоровья.

Задача: проектирование и совершенствование процессов выполнения деятельности, оборудования, рабочих мест и способов подготовки к труду.

Одно из важнейщих направлений- создание безопасной техники, комфортных условий труда и перехода от техники безопасности к безопасной технике.

Э.связана с более 50 другими найкума(физиология, психология)

5 основных разделов:

1.антропометрия

2.гигиена труда

3.физиология

4.психофизиология

5.психология

Во всех стандартах по безоп.труда есть подразделы, содержащие эргономич.требования. У э., охраны труда и БЖД похожие задачи.

Область применения: обеспечение эффективности взаимодействия человека в системе « человек – машина – предмет деятельности – среда»

Для достижения этого установлены требования эргономики ( ГОСТ12.2.049-80) :

· необходимая скорость движения ( для машин и механизмов)

· раб.место должно соответствовать антропометрическим данным

· токсичность материалов, покрывающих органы

· благоприятное внешнее оформление оборудования

· обязательный учёт физической тяжести работ

· раб.место должно быть оборудовано для работы сидя и стоя

· раб.места и оборудование должны соответствовать требованиям технической эстетики