Тема 2. Происхождение языка и историческое развитие языков.

Раздел II. Происхождение языка и историческое развитие языков.

Тема 2. Происхождение языка и историческое развитие языков.

Биологическая концепция языка и ее критика. Язык как общественное явление. Отражение статуса языка как общественного явления в лингвистических теориях. Отражение общественного характера языка в истории образования литературных языков.

Критика биологической концепции языка

Считается, что язык появляется вместе с человеком и присущ только человеку. Действительно, человеческая речь могла возникнуть при наличии той физиологической организации, которая есть у человека и которая выделяет человека из остального животного мира. К особенности человеческого организма, важной для рассмотрения данного вопроса, относят способность к произнесению членораздельных звуков.

Звуки в животном мире используются для выражения чувств – боли, страха, ярости, для устрашения, как средство приманивания особей противоположного пола и т.п. Однако эти звуки не являются членораздельными, поскольку «членораздельность речи есть, прежде всего, способность высказывания разделяться для нашего восприятия и сознания на части, мельчайшими из которых являются сознаваемые отдельно в восприятии и произношении звуки речи».

Членораздельная речь вырабатывалась на протяжении значительного периода времени, когда органы пищеварения и дыхания специализировались для выполнения еще одной функции – производства звуков речи. Способность к членораздельной речи связана не только с приспособлением органов к производству звуков, но и с развитием мозга, поскольку членораздельность предполагает соотнесение отдельных звуков, звуковых комплексов с содержанием.

В головном мозге человека в его левом полушарии расположены зоны, ответственные за порождение и восприятие речи, - зона Брокб (моторный центр, ответственный за порождение речи) и зона Вирнике (сенсорный центр – речеслуховой анализатор). При поражении левого полушария могут возникнуть нарушения речи (афазии). В зависимости от того, какая зона травмирована, афазия проявляется в забвении слова или в трудностях, связанных с произнесением звуков. Наличие в коре головного мозга этих центров свидетельствует о том, что процессы порождения и восприятия речи обусловлены физиологическими (биологическими) процессами головного мозга человека.

Все эти факты вряд ли могут быть оспорены. Однако рассуждения сторонников биологической концепции языка кажутся не совсем приемлемыми. Так, по мнению сторонников этой концепции, язык является биологическим свойством человека. Хотя, действительно, язык – это порождение мозга человека, это не значит, что язык – сугубо биологическое явление. Объяснить природу и сущность языка невозможно, исходя только из физиологических процессов. Язык не передается по наследству, как другие биологические свойства человека, он усваивается.

Известны случаи воспитания детей в среде животных. При наличии всех условий для производства речи – головного мозга, речевого аппарата – эти дети, длительное время находившиеся вне человеческого общества, не умели говорить. Или другой факт, нередко ребенок говорит не на языке родителей. Есть примеры, когда целые народы переходили на другой язык, забывая первоначальный.

Человек – не просто живой организм, он социальное явление. Язык человека возникает и существует только в человеческом коллективе (социуме). Социальная природа языка особенно выпукло показана в следующем определении: «…язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Мысль о социальной природе языка не отбрасывает полностью представление о языке как биологическом продукте, поскольку его специфика проявляется в единстве биологического и социального.

Язык как общественное явление

Мысль о связи языка и общества возникла давно. Еще древнегреческие философы рассуждали об общественном договоре при именовании предметов. Внимание к этой проблеме со временем усиливается и порождает новое направление в лингвистике – социолингвистику.

Признавая зависимость языка от общества в процессе его возникновения и указывая на основную функцию языка – быть средством общения в обществе, современная лингвистика рассматривает значительное число вопросов, связанных с этой проблемой. Ограничимся общей характеристикой языка как общественного явления.

Язык обслуживает общество, и это позволяет отнести его к общественным явлениям. К общественным явлениям, кроме языка, относят экономический строй общества (базис), политические, правовые, религиозные, эстетические, философские взгляды общества и соответствующие им учреждения (все это является надстройкой). Однако в отличие от названных общественных явлений язык применяется во всех сферах человеческой деятельности – в сфере культуры, образования, производства, науки и пр. Это связано с главной функцией языка – быть средством общения. Язык, являясь порождением общества, в то же время превращается в одно из главных условий существования самого общества.

Статус языка как общественного явления по-разному отражался в лингвистических теориях. Так, в теориях, отражающих идею классовости языка, высказывались мысли, отождествляющие развитие языка с развитием экономических формаций. Например, Н. Я. Марр считал, что эпохе первобытного коммунизма соответствовал определенный тип языка – синтетический, а изменения в общественной формации – появление общественного разделения труда, расслоение общества на группы – приводят будто бы к такому строю речи, в котором выделяются отдельные части речи, члены предложения, формируется класс служебных слов и т.п.; сословное и классовое общество он увязывал с языком флективного типа.

Эти идеи были связаны с утверждением надстроечного характера языка, т.е. язык был отнесен к надстройке. Надстройка обслуживает базис и изменяется, когда меняется базис. Например, с появлением капиталистических отношений надстройка, обслуживавшая феодальное общество, перестраивается. О языке же нельзя сказать, что его грамматика и словарь претерпевают коренную ломку, поскольку судьбы языка напрямую не связаны с изменениями в экономических отношениях. Язык продолжает существовать на протяжении ряда экономических эпох без существенных изменений.

Характер исторических изменений в языке не связан с особенностями экономической структуры общества. Тем не менее, мы можем отметить зависимость языка от состояния человеческого общества. Эта зависимость ярче всего проявляется в диалектном членении языка, связанном с территориальным и социальным дроблением. Особенностью отражения языком социальной организации является сохранение в современном языке тех черт, которые фиксируют прошлые общественные уклады и социальные структуры. Так, например, территориальные диалекты Новгородской и Псковской областей отражают старые феодальные границы. Кроме этого, границы диалектов совпадают с еще более древними границами – с расселением древних племен словен и кривичей. С изменением общественного уклада диалекты сохраняются, правда, их роль как средства общения становится иной.

Общественный характер языка отражается и в истории образования литературных языков, когда общенародная разновидность языка развивалась на базе диалекта той области, района или города, которые были более развитыми в экономическом, культурном отношении. Так, русский литературный язык сформировался на основе московского диалекта.