Понятийно-концептуальный модуль.

1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное

художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.

Система исходных понятий. Понятие «народ», его соотношение с понятиями «этнос»,

«народность», «нация», «национальные меньшинства».

Понятие «художественная культура» в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Народная художественная культура (НХК) как предмет изучения. НХК в структуре общества.

Сущность НХК:

· развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов;

· воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира; в каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций;

· НХК – древнейший пласт отечественного культурного наследия. Её корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племён, проживающих на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения НХТ;

· НХК складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучении и распространении традиций НХК важный вклад внесли в 19-начале 20 в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

· Ядром НХК является НХТ, включающее в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а так же своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты НХТ неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, особенностями его национального характера и творческих устремлений.

· НХК в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством. Его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями.

· Большую роль в развитии традиций НХК, различных видов и жанров НТ сыграло русское классическое искусство. Многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин.

Вывод: НХК – сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных видов и форм художественной деятельности и её результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), НХК включает систему воплощённых в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. НХК включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений НТ.

Функции НХК: социальная, познавательная, ритуальная, этическая, эстетическая, нормативная, регулятивная, информативная, коммуникативная, воспитательная, организующая, этикетная и др.

Специфические признаки:

- связь с материальным производством: непосредственная (трудовые песни, оформление орудий труда) и опосредованная (обряды, песни, праздники, посвящённые сбору урожая или в символической форме воспроизводящие те или иные виды трудовой деятельности);

- непосредственная связь с природной средой, с семейным и общественным бытом, с обычаями, со всем укладом жизни, что определило прикладной характер всех видов народного творчества;

- коллективный характер творческого процесса;

- традиционность;

- вариативность (вариантность);

- национальное своеобразие;

- НХК образует большое количество региональных и локальных типов (богатство и разнообразие костюмов, народной архитектуры, музыки, песенного и сказочного творчества).

Структура НХК. Формы художественно-творческой деятельности: фольклор, фольклоризм, неофольклор («городской примитив», «городской фольклор»), художественная самодеятельность, народное декоративно-прикладное искусство.

Основные направления социодинамики русской НХК.

Социальная структура НХК сложна и нестабильна, изменяется в связи с историческими изменениями социальной структуры самого народа и в соответствии со степенью творческой активности того или иного класса, той или иной социальной группой.

- феодальная Русь: основной творец и хранитель традиций и ценностей НК – крестьянство; с развитием городов и ремесленного производства возрастает роль демократических слоёв городского населения; роль специализированных художественных цехов, артелей, скоморохов, осуществлявших «художественную» связь между городом и деревней.

- рубеж средневековья и нового времени (процесс образования российского многонационального государства и собственно русской нации): НХК по преимуществу крестьянская.

- 18 век: крепостное крестьянство, казачество, «работные и фабричные люди», казачество, городские ремесленники;

- 19-н.20 века: крестьянство, рабочий класс, интеллигенция; формируется специфическая городская культура, в которой сочетаются элементы традиционной культуры, новой «массовой» культуры и усваиваемые массами элементы культуры господствующих классов и профессионального искусства.

Основные тенденции социодинамики современной НХК: эволюция на протяжении столетий; проявление социодинамического процесса развития в разных формах и направлениях; изменение социальной структуры; образование новых геодемографических зон, возникновение новых межэтнических связей с культурой других народов; появление новых видов и жанров народного искусства; изменение условий и форм творческой деятельности народа, условий и форм распространения и восприятия произведений народного искусства.

Особенности НХТ на различных этапах отечественной истории от Руси к России.

Самостоятельная работа: конспект гл.1 монографии В.Е. Гусева «Русская народная художественная культура».

Знания: студент должен знать структуру современной художественной культуры, сущность и место народной художественной культуры в художественной культуре общества; основные формы НХТ; основные исторические этапы становления и развития народного художественного творчества в России.

Список литературы:

1. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.

2. Каргин А.С. Народная художественная культура. М., 1997.

3. Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. М., 1990.

4. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994.

5. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. М., 2003.

Дополнительная литература:

1Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.,1989.

2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

3. Гачев Г.Д. Наукам национальные культуры. Ростов-на-Дону, 1992.

3.Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. М., 1983.

4. Русские этносоциологические очерки. М., 1992.

5.Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

6. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.