Народное музыкальное творчество.

Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, драматической игрой, инструменталь­ной музыкой. В традиционном фольклоре текст П. и её мелодия создавались одновременно, вместе с тем на одну мелодию могли исполняться разные тек­сты (например, былин, частушек) и даже разные жанры (П. величальные и корильные), а один и тот же текст П. мог быть распет на разные мелодии.

Выделяют П. эпические, лирические, лироэпические и лирико-драматические; П. трудовые; П. обрядовые и внеобрядовые. Они различают­ся по времени происхождения, особенностям бытования, музыкальному стилю, манере исполнения: протяжно-распевные или быстрые; мажорные или ми­норные; одноголосные или многоголосные (хоровые). Русские П. бесконечно разнообразны по содержанию, мелодическому стилю, музыкальным формам. Они явились источником вдохно­вения поэтов и композиторов.

Песня обрядоваяназвание песен разных жанров, органически входивших в традиционные народные обряды. Обрядовые песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах обрядовые песни занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Обрядовые песни исполнялись хором. Ритуальные обрядовые песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные обрядовые песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В величальных песнях поэтически идеализировались, ославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы. Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные обрядовые песни испол­нись во время различных молодёжных игр и в хороводах; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Лирические обрядовые песни — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определённый эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика. Особым типом являются обходные обрядовые песни, выделяемые только по одному признаку: их исполняли во время обрядовых обходов дворов.

Песня внеобрядовая– общее обозначение огромного числа песен, исполнение которых не зависело от народных обрядов. Внеобрядовые песни относятся к разным жанрам фольклора и являются эпическими, лирическими, лиро-эпическими.

Классификация внеобрядовых лирических песен: любовные, семейно-бытовые, солдатские (рекрутские, казачьи), арестантские, шуточные, трудовые; городские песни, романсы, баллады.

Выдающиеся собиратели и исполнители русских народных песен. Сборники р.н.п. М.А. Балакирева, Н.А. Римского - Корсакова и других русских композиторов. Старинные современные народные хоры и фольклорные ансамбли.

Городской фольклор. Особенности стихосложения городских песен. Стилевая особенность мелодического склада городских песен. Трансформация русских народных песен в городские. Музыкальное сопровождение городских песен.

Жанры городских песен: романсы, лирико-повествовательные песни, баллады, плясовые, героико-патриотические, походне солдатсеи, застольные, студенческие.

Песня авторская, синоним: песня бардовская (от кельтск. Ваrd — поэт-певец у древних кельтов) — современная полупрофессиональная-полу­фольклорная форма песенного творчества, которая начала развиваться примерно с 1960-х гг. в городской среде. Бард нового времени — поэт, музыкант и исполнитель собственных песен. Авторские песни часто поются под акком­панемент гитары. Как и в фольклоре, в авторской песне слиты поэзия и музыка, твор­чество и исполнение. Проникая в устный репертуар, авторские песни варьируются и не­редко бытуют как анонимные. Известны авторские песни 1960—1970-х гг., созданные геологами, туристами,— они наполнены романтическим восприятием дейст­вительности. Для большинства авторских песен характерно проникновенное лирическое начало, отображение чувств современного человека, что может сочетаться с иронией — в так называемых интеллектуальных авторских песнях (Б. Окуджава). Довольно часто, особенно в советский период, авторские песни обращались к общест­венно-политическим темам, и тогда они становились сатирическими (В. Вы­соцкий). Авторские песни продолжают создаваться и в наши дни. В 1980—1990-х гг. широкое распространение в молодёжной среде получили анонимные песни., сочинённые солдатами и офицерами, воевавшими в Афганистане и Чеч­не. В этих песнях. отчётливо выражено трагическое начало, на фоне которого обостряется осознание вечных жизненных ценностей: красоты природы и радости бытия, любви к России, любви к матери, преданности товарищам по оружию, верности любимой девушке. Авторские песни распространяются как устным путём, так и с помощью аудиозаписей, на электронных носителях.

Детский фольклорспецифическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Классификация детского фольклора. Детский фольклор как часть народной педагогики, жанры которого интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Полифункциональность детского фольклора.

Использование различных жанров песен в обрядовой и игровой культуре народа.

Русская народная инструментальная музыка.

Старинные музыкальные инструменты: духовые (свирель, жалейка, кугиклы, рожок и др.), ударные (трещотки, рубель, ложки, бубен и др.) и струнные (гусли крыловидные, шлемовидные, гудок, домра, мира колесная, балалайка и др.) Гармоника в России. Роль народных музыкальных инструментов в народном быту и в празднично - обрядовой культуре.

Скоморохи на Руси и их музыкальные инструменты. Народные музыкальные наигрыши.

Образы музыкантов с народными музыкальными инструментами в народном декоративно-прикладном творчестве (например, в глиняных и деревянных народных игрушках).

Известные старинные и современные ансамбли и оркестры русских народных инструментов. Ансамбль рожечников И. Кондратьева, ансамбль гусляров О. Смоленского, оркестр хроматических гармоник Н. Белобородова. Великорусский оркестр народных инструментов под руководством В. В. Андреева.

Проблемы аутентичности и стилизации музыкального фольклора в современных бытовых и сценических формах музыкальной жизни. Возникновение новых жанров музыкального творчества.

Известные современные любительские музыкальные коллективы России. Региональные особенности народного музыкального творчества.

Литература:

1. АсафьевБ.В. О народной музыке. - Л., 1967.

2. Базтин В.С. Русская частушка // Частушка. - М., 1966.

3. Вачинская П.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество:

Хрестоматия. - М„ 1973.

4. Вертков К.А. Русские народные инструменты. - Л., 1975.

5. Вертков К.А., Благодатов В.И., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1975.

6. Виноградов Г. С. Детский фольклор. - Л., 1978.

7. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. - М.,1985.

8. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян. - М., 1971.

9. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М., 1987.

10. КиршинаТ.В. Традиционная русская инструментальная культура. - М., 1989.

11. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М., 1982.

12. Кулаковская Н.Н., Кулаковский Л.В. С маской, бубном и гудком. - М., 1983

13. Кулаковский Л. В. Владимирские рожечники //Советская музыка. 1954 №11.

14. Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки. - М„ 1987.

15. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли. - М.,1997.

16. Пересада А.И. Оркестры русских народных инструментов. - М., 1985. 1 7. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М., 1977.

18. Путилов Б.Н. Народные исторические песни. - М.-Л., 1967.

19. Рапацкая Л.А. Четвертая мудрость. О музыке в культуре Древней Руси. - М., 1997.

20. Русские рожечники. - М., 1990.

21. Славянский музыкальный фольклор. - М., 1972.

22. Современный русский фольклор. - М., 1966.

23. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. - СПб., 1995.

24. Чичеров В.И. Русское народное творчество. - М., 1959.