СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ - раздел Образование,
Структура И Виды Работы В Музее
...
СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ
ТЕМА 1. НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ
1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
2. Организация научно-исследовательской работы в музее
¾ профильных и
¾ музееведческих изысканий.
Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научного поиска, которые…
В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. Сроки, отводимые на проведение… Многие научные исследования в музеях осуществляются коллективно — усилиями… Свои изыскания музеи публикуют в сборниках научных статей, монографиях, журналах, отчетах экспедиций. Ряд…
ТЕМА 2. ФОНДЫ МУЗЕЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОНДОВОЙ РАБОТЫ
ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея»
1.2. Научная организация музейных фондов
НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
2.1.Изучение музейных предметов.
2.2. Комплектование фондов музея
2.3. Учет музейных фондов
2.4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи консервации и реставрации, упаковка и транспортировка музейных предметов, система хранения музейных фондов)
Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность… Основу музейных фондов составляют музейные предметы — памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые…
В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из… Более дробное деление фондов музея является дискуссионным.
Наиболее распространена концепция Н.П. Финягиной. В соответствии с этой концепцией фонды музея делятся на фонд…
Н.П. Финягина. Схема состава музейных фондов по значению и юридическому положению
В музейных фондах встречаются непрофильные материалы, которые данному музею не нужны, но они обладают значимостью, порой огромной, для науки и культуры в целом. Кроме того, в музейных фондах встречаются полностью идентичные предметы — дублеты. Согласно существующим нормативам, при наличии в музейном собрании нескольких дублирующих друг друга музейных предметов пять из них входят в основной фонд, а остальные — в обменный фонд, который, таким образом, делится на: фонд непрофильных предметов и фонд излишних дублетных материалов.
Внутри основного фонда формируются дублетный фонд и коллекционный фонд. Последний включает все музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, а также по одному, лучшему, из тех, что имеются в нескольких экземплярах.
Поскольку типовые и уникальные предметы имеют разное значение для науки и культуры, Н.П. Финягина предлагает выделять их в отдельные фонды в составе коллекционного фонда, дублетного фонда, фонда непрофильных предметов и фонда излишних дублетных материалов. В мемориальных музеях предлагается делить коллекционный фонд на фонд мемориальных предметов и фонд предметов, не имеющих мемориального значения.
Определенные особенности имеют фонды ряда естественно-научных музеев. В силу индивидуальности и неповторимости объекты природы не подлежат выделению в обменный или дублетный фонды. В музеях системы Российской академии наук и Министерства общего и профессионального образования основной фонд, как правило, делится на научный фонд и экспозиционный фонд. В основе этого деления лежат различные способы фиксации и формы консервации материала, которые имеют неравноценную значимость для исследования и экспонирования.
Дело в том, что влажные препараты, зафиксированные при помощи спиртовых смесей, быстро обесцвечиваются и теряют экспозиционный вид. Однако анатомические и морфологические особенности организма сохраняются в полной мере, что очень важно для проведения исследований. Препараты, при фиксации которых использовалась смесь с формалином, обесцвечиваются очень незначительно, но структура тканей нарушается. Поэтому, сохраняя экспозиционную привлекательность, они становятся практически непригодными для полноценного научного исследования. Далее, классическими объектами научных исследований являются тушки, однако аттрактивными свойствами они почти не обладают. Напротив, аттрактивность чучел весьма велика, но они не могут являться объектом исследования в строгом смысле слова, поскольку представляют собой уже не подлинники, а реконструкцию, особенности которой в большей степени определяется мастерством таксидермиста, нежели характером самого природного объекта.
Таким образом, необходимость выделения научного фонда в ряде естественно-научных музеев обусловлена тем, что именно он должен представлять собой документальный и вещественно зафиксированный итог работы музея по исследованию природы региона.
Принадлежность предметов к основному и научно-вспомогательному фондам оформляется различными документами. Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд Украины. Его состав, организацию и порядок использования впервые определило «Положение о Музейном фонде Союза ССР» (1965 г.).
Наряду с музейными предметами в состав Музейного фонда Украины входят все выявленные предметы музейного значения, находящиеся в собственности частных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций. Таким образом, по своему составу Музейный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Украины. Они не подлежат вывозу за пределы страны, а их временный вывоз регулируется Законом Украины «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Памятники, включенные в состав государственной части Музейного фонда, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения или обмена на другие музейные предметы и коллекции. Музейная коллекция является неделимой.
Включение памятников истории и культуры в состав Музейного фонда и исключение из него осуществляет орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры. Это производится путем регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Украины.
¾ вещественные,
¾ изобразительные,
¾ письменные,
Далее вещевые коллекции могут делиться по функциональному назначению предметов (орудия труда, оружие, предметы быта), территориальному признаку,… Коллекцию изобразительных источников часто делят на коллекцию произведений… Коллекции письменных источников подразделяются на следующие виды музейных предметов: рукописные и печатные,…
2.1.Изучение музейных предметов.
2.2. Комплектование фондов музея
2.3. Учет музейных фондов
Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечественном музееведении в 1960-е гг.
Изучение музейных предметов состоит из трех последовательных этапов:
¾ атрибуции предметов,
Комплектование фондов — одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Словосочетание… Научная концепция комплектования музейных фондов содержит обобщенное системное… В процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы…
Система отбора предметов состоит из совокупности критериев общего и частного характера. Общие критерии принимают во внимание такие характеристики… Особую сложность представляет комплектование музейного собрания материалами по… Профессионализм и интуиция музейных специалистов являются важным залогом их успешной работы по комплектованию фондов.…
Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на… В процессе учета музейных фондов составляется по установленным формам учетная… Государственный учет музейных фондов предусматривает два этапа, которые отражают степень изученности музейных…
Задачи хранения фондов заключаются в обеспечении сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании…
Одной из основных причин старения предметов является нестабильность температурно-влажностного режима, его резкие сезонные и суточные колебания.… Оптимальные параметры температурно-влажностного режима исследуются… для металла — температура + 18 —20° С при относительной влажности до 50%;
Предметы нередко имеют утраты, позднейшие дополнения, а также повреждения, в результате которых они полностью или частично теряют свой… Хранители и реставраторы постоянно осуществляют контроль за состоянием… Консервация и реставрация — работа сложная и необычайно ответственная. Ведь неправильно выбранный или недостаточно…
Возможность транспортировки конкретных предметов определяет реставрационный совет или реставрационная комиссия. Реставраторы дают и рекомендации… Очень важную роль в сохранности предметов играет упаковочная тара. Обычно для… Существуют правила упаковки, которые необходимо соблюдать при транспортировке любых музейных предметов. В один ящик…
¾ раздельной или
¾ комплексной.
При раздельной системе хранения в одном, изолированном помещении находятся предметы из одного материала или же…
2. Методы построения экспозиций
3. Экспозиционные материалы
4. Проектирование экспозиции
Материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации… ¾ систематический,
¾ ансамблевый,
Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко выступают и воспроизведения музейных… Некоторые виды воспроизведений очень точно соответствуют оригиналу. Это… Копия может отличаться от оригинала по технике или размерам, но должна точно воспроизводить его манеру и композицию, в…
Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий… Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются:
¾ научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное…
Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные… Следующий этап состоит в разработке научной концепции, которая раскрывает… Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структуры — документа, в котором…
Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом говорить образным,… Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты… Имея, подобно другим видам искусства, образную природу, художественное проектирование обладает при этом своей…
1) Исходным документом для начала работ по архитектурно-художественному проектированию экспозиции - научная концепция, в которой содержится… • общие стилевые принципы раскрытия содержания экспозиции… • размещение основной тематики по залам и территории музея с маршрутом осмотра экспозиции. Экспозиционный маршрут…
1. Термин «культурно-образовательная деятельность».
2. Основные формы культурно-образовательной деятельности
1. Термин «культурно-образовательная деятельность».
Основные формы культурно-образовательной деятельности
Согласно современным представлениям, «экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по… Обладая всеми чертами, свойственными экскурсии как таковой, музейная… Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру…
Лекция принадлежит к числу давних и традиционных форм культурно-образовательной деятельности. В музейной практике получили распространение такие… Традиционной, хотя и не широко распространенной формой… В последние годы в экспозициях ряда музеев страны появились компьютерные справочно-информационные программы. Одним из…
Новости и инфо для студентов