РИСУНОК И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

РИСУНОК И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

 

Методические указания

к выполнению контрольной работы № 1

по дисциплине «Рисунок и основы композиции»

по направлению подготовки 230700

«Прикладная информатика в дизайне»

 

Составитель:

Доцент Л.А.Гребеникова

 

 

Санкт-Петербург

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания к заданиям по курсу рисунка предназначены для студентов специальности 230700 и охватывают объем программы по рисунку для первого курса, ключевое место занимают курсовые, контрольные работы и связанные с ними предварительные упражнения и домашние задания. Представленные темы по рисунку предполагают самостоятельную работу,аналитическую лабораторную работу, изучение специальной литературы и знакомство с полотнами великих мастеров.

Для овладения искусством рисунка,умением выразительно и правильно изображать предметы, необходимо хорошо усвоить изобразительную грамоту.Условно мы ее разделим на графическую и композиционную.

Выполнение самостоятельной домашней работы поможет студентам улучшить графические навыки, натренировать зрительную память, развить пространственное представление и художественный вкус.Самостоятельная работа обязательно предполагает групповое обсуждение в аудитории и работу над ошибками.

Весь курс построен на причинно- следственной связи между реальным миром и авторским изображением-. Последовательно охватывается освоение окружающей действительности, замысла и исполнения натюрмортов геометрических тел, рисования интерьеров и передачи движения на примере модулора.

Задания рассматриваются в соответствии с учебным планом. Тематический план предполагает аналитический рисунок с натуры, так и по представлению, где задействуются зрительные, умственные и физические механизмы с нестандартными приемами в работе над рисунком.

Целью курса рисунка ставятся задачи:

ü Изучение закономерностей формообразования объектов, зрительной связи их конструктивной основы и внешней поверхности, с различных точек зрения.

ü Развитие иллюзорно- пространственных качеств изображения натурной модели.

ü Развитие технических навыков при работе с различными материалами для рисования.

ü Формирование умения компоновки рисунка в плоскости листа бумаги заданного формата.

ü Изучения правил построения перспективы как основы реалистического изображения.

ü Развития навыков свето-теневой передачи изображения.

ü Развития чувства композиционной целостности объемно-пространственных отношений и передачи чувственных ассоциаций.

Рисунок является наиболее быстрым, простым и подвижным средством фиксирования пространственных,технических и эмоциональных идей.Он создается во времени и является временной характеристикой его произволства.Графические средства ,создающие рисунок могут иметь социально-культурные и филосовские корни,кроме автографичных.

ВВЕДЕНИЕ

Общие понятия.Материалы и инструменты.

БУМАГА- лист ватмана- обычная чертежная бумага средней шероховатости.Некоторые задания требуют специальной тонированной -пастельных тонов,крафта или черного цвета листов бумаги определенного формата.Мольберт предполагает габарит 60x80см. Формат уточняется по согласованию с преподавателем.

ЛАСТИК-пластичная резинка-разновидность мягкой резинки.

КАРАНДАШИ.Пользуйтесь карандашом с маркировкой 2Н,НВ,2В,3В( Н-обозначает твердый, В- мягкий).Без конкретного указания используют карандаш марки НВ.

Фломастеры,шариковые и гелевые ручки,цветные карандаши,мелки.

Примерная последовательность в ходе рисования:

1.Предварительный анализ объектов изображения ( выбор материала и техники изображения, планируемый характер законченности и время, неоходимое для выполнения задания)

2.Композиционное размещение изображения на листе

Композиция - создается ощущением целостности и выражается во взаимоотношении элементов рисунка по отдельности.

.Следует обращать внимание на весь рисунок- в целом и уметь связывать вместе разрозненные предметы так, чтобы не было ощущения скученности, чтобы предметам, изображаемым на формате листа, не «зависали» или, наоборот, чтобы не было ощущения, что предметам «тесно» по плоскости листа. Это в свою очередь связано с масштабом изображения. Если выбранный размер предметов мал, то будет создаваться впечатление слишком большого негативного пространства вокруг предметов, и зрительно они будут «плавать» в листе; если выбранный размер будет чрезмерно велик, то создастся ощущение тесноты изображаемого в формате листа.

Кроме того, необходимо расположить предметы таким образом, чтобы было ощущение композиционного центра и чтобы создать зрительное равновесие частей рисунка.

3.[1]Конструктивный анализ формы и перспективное построение изображений на листе,определение основных пропорций предметов.

- Рисовать следует так, как будто наш объем стал прозрачным. Изображаем не только внешнюю форму, но и внутреннюю структуру. Так мы получаем объемность и глубину. Рисование предмета начинают с определения его размеров в высоту и ширину и определения пропорций.

Пропорции- это соотношение внутри форм. Это отношения величин частей объекта друг к другу и всех частей к целому.

4.Выявление объема предметов с помощью светотени, уточнение пропорций.

Визирование- измерение натуры. Ценным инструментом в данном случае является карандаш. Требуется зажать карандаш между большим, указательным и средним пальцами ниже середины. Держать его вертикально для вертикального измерения и горизонтально для горизонтального измерения. Закрыв один глаз, надо посмотреть на натуру мимо карандаша. Таким образом можно измерять видимые пропорции, а не реальные. Острие карандаша должно проецироваться на начало измеряемого участка, рука вытянута, локоть желательно тоже, измерение производить большим пальцем.

5.Обобщение и завершение работы,проработка необходимых деталей переднего плана ,приведение рисунка к целостности-уточнение тоновых отношений.

При рисовании с натуры происходит,во-первых активный процесс познания объекта изображения,его конструкции,формы и положения в пространстве; во-вторых изучение способов изображения видимого пространства, объема и формы предмета на плоскости листа для иллюзорного изображения натуры.

 

 

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

Занятие первое

На первом занятии выполняется композиция из квадрата, поделенного

На 16 равных частей – "малых квадратов", восьмигранника описанного вокруг окружности, с центром расположенным на пересечении осей квадрата и сферы, радиус которой равен длине стороны малого квадрата.

Никаких измерений не проводится, все делается "на глаз и от руки".

 

Сначала рисуется "большой квадрат", затем он делится горизонтальной и вертикальной осями на 4 равные части, в результате чего получаются 4 квадрата. Затем, исправляя неточности деления, добиваются одинаковых пропорций для всех четырёх квадратов.

Далее делим каждый из полученных квадратов на 4 части.

В результате чего получается 16 "малых квадратов".

Следующим шагом будет прокладка штрихов по вертикальному и горизонтальному направлениям.

Сначала заштриховывается вертикальный ряд изчетырех малых квадратов. Таким же образом заштриховывается горизонтальный ряд из четырех малых квадратов.

Каждый штрих перекрывает длину "большого квадрата", выходя за его границы. Линии штриха начинаются и завершаются на незначительном расстоянии от границ "большого квадрата".

Каждый штрих проводится с лёгким нажимом, карандаш каждый раз отрывается от бумаги. Карандаш необходимо держать перпендикулярнопроводимой линии.

В штриховке каждая линия проводится в одном направлении, затем в обратном, со смещением на ~ 1 мм.

После заполнения вертикальной и горизонтальной штриховкой "малых квадратов" вписываем окружность в "большой квадрат".

Окружность выполняется "непрерывным" круговым движением в одном направлении (по часовой или против часовой стрелки). Движение должно быть равномерным, ритмичным. Карандаш относительно линии горизонта постоянно удерживается под одним углом, т.е., рука не должна вращаться относительно своей продольной оси.

Сначала проводится линия со слабым нажимом, затем, когда начинает вырисовываться окружность, нажим на карандаш усиливается.
В идеале рука должна работать как циркуль.

 

Когда окружность будет нарисована, проводится ряд касательных к ней линий в 8 точках. Пересечение касательных должно находиться на осях "большого квадрата".

Главное правило - проводить касательные к окружности перпендикулярно линиям, исходящим из центра окружности.

Далее вписываем окружность в 4 малых квадрата, расположенных в центре большого квадрата. Окружность оказывается разделенной двумя диаметрами. На этих диаметрах в условном развороте выполняются рисунки эллипсов, показывающих вертикальное и горизонтальное сечение окружности по осям.

Положение руки во время выполнения упражнения.

Каждая линия делается не меньше чем за три движения, в обе стороны движения равнозначные. Каждое движение начинается и заканчивается за пределами… Ни одна линия не должна состоять из отрезков, все линии должны быть цельные.…  

С натуры берется не линейный размер, а пропорциональные отношения между предметами и пропорции самих предметов постановки.

 

Плоскость симметрии представляет собой след секущей плоскости, проходящей через центральную ось симметрии любого предмета и ограниченной границами (силуэтом) этого предмета.

Затем определяются границы плоскости симметрии. Сечение ограничено шириной и высотой цилиндра кружки, проходит через ось симметрии и среднюю линию ручки, в местах (точках) вхождения её в цилиндр кружки.

Этапы построения ручки кружки.

 

1й этап. С учётом пропорций, относительно оси строится цилиндр кружки, определяется угол поворота секущей плоскости, на линии которой расположены места вхождения ручка.
2й этап. Строится след от пересечения цилиндра плоскостью симметрии. Определяется положение центральной оси ручки    
3й этап. Далее по направлениям достраивается средняя линия ручки до точек входа в цилиндр
4й этап. Точки вхождения средней линии ручки в цилиндр расположены на касательной к окружности. Их местоположение отмечается короткими горизонтальными штрихами.
5й этап. Завершающее построение: на линиях переломов симметрично от средней линии откладывается ширина ручки по половине влево и вправо, затем соединяются найденные точки. Построение конструкции ручки кружки завершено.
         

 

Занятие четвёртое.

На пятом занятии выполняется конструктивный рисуноклежащего кофейника и бутылки. Оба предмета строятся как тела вращения. Конструктивной основой кофейника является усеченный конус, особенности построения этой фигуры были рассмотрены на предыдущем занятии. В данном занятии учащиеся осваивают новую позициюрисунка – лежащий кофейник.

Лежащий кофейник строится относительно центральной оси симметрии, по такому - же принципу, как и стоящий на горизонтальной плоскости. Но в отличие от предметов, строящихся вокруг вертикальной оси, лежащие предметы строятся относительно горизонтальной оси симметрии, расположенной в произвольном повороте к наблюдателю. Поворот оси симметрии определяется с натуры.

Начинается построение кофейника с определения угла наклона его центральной оси вращения. На оси вращения откладывается высота корпуса, намечаются габариты ширины и высотыдонышка и горловины кофейника. Затем уточняются пропорции эллипсов донышка и горловины, с последующей их прорисовкой.

Продольные (большие) оси всегда будут перпендикулярны оси симметрии, поэтому угол наклона этих осей к предметной плоскости будет избирательным. Поперечные (малые) эллипсов перпендикулярны большим осям и всегда будут совпадать с осью симметрии.

Далее через осевую линию эллипса основания носика в месте его соединения с телом кофейника строится плоскость сечения, проходящая через ось симметрии. Сама плоскость сечения представляет собой усечённый конус, крайние точки которого неизбежно лежат на эллипсах донышка и горловины.

На линии конуса, проходящей через эллипс горловины, откладываются отрезки равные толщине стенки кофейника. Через крайние точки отрезков проводится эллипс, являющийся границей толщины стенки кофейника. По этому же принципу строится толщина видимой части носика кофейника.

 

 

 

 

Учебные рисунки выполняются на формате А-3.

Техника карандаш бумага.

Контрольное задание № 1

Композиция по представлению.

На основании рисунков 2,3,4 составить композицию из

Использованных в натюрмортах предметов быта.

Масштаб, пропорции предметов, расположение в пространстве,

Линейно – конструктивное построение и характерные детали должны быть повторены с достаточной точностью.

Цели контрольной работы:

1.Закомпоновать на формате А-2(30*40см)

Шесть предметов.

Выполнить линейно – конструктивное построение предметов быта.

Выявить пространственные планы при помощи линий различной толщины.

Задачи контрольной работы:

Освоить композиционные приёмы.

Развить пространственное мышление, умение видеть конструктивную форму предметов.

Получить навыки линейно - конструктивного рисунка.

Контрольную работу предоставить в назначенный срок, в полном объёме

в конце первого семестра.

 


[1] конструктивный - это особенность его строения, его «скелет». Например, конструкцию куба можно почувствовать, наблюдая проволочный каркас его формы. Все объекты можно разложить всего на 4 геометрических тела: шар, куб, цилиндр и конус.