Урок 12. О выполнении коранических заповедей

На пятом уроке мы отметили, что награда в Будущей Жизни обещана тем верующим, которые не только читают Священный Коран, но и следуют его предписаниям и живут по его заповедям. Для этого человек обязан верить во все, что сказано в писании Аллаха, выполнять его повеления и не нарушать его запреты. Именно в этом состоит важнейшая цель ниспослания Корана. Всевышний сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание»(Сад, 29).

Ранние мусульмане изучали Коран, твердо верили в истинность Откровения и исправно выполняли ниспосланные в нем предписания. Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами сказал: «Усман б. Аффан, Абдуллах б. Масуд и другие чтецы, обучавшие нас Корану, рассказывали, что если они обучались у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, десяти аятам, то не приступали к изучению следующих аятов до тех пор, пока не постигали содержащихся в них знаний и не выполняли их на практике. Они говорили: «Мы изучали Коран в теории и на практике одновременно».

От того, насколько внимательно раб Божий относится к выполнению коранических заповедей, и зависит его счастье и преуспеяние как в этом мире, так и в Последней Жизни.

В Коране сказано: «Аллах сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению». Так Мы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут еще более тяжкими и длительными» (Та ха, 123-127).

В этих прекрасных аятах Аллах поведал о награде, уготованной для тех, кто руководствуется заповедями, ниспосланными Божьим посланникам. Самые мудрые и совершенные из них собраны в Священном Коране – последнем небесном послании, которое было отправлено ко всему человечеству, чтобы предостеречь грешников от мучительного наказания и чтобы обрадовать праведников вестью о милости Божьей. Кто уверовал в этот Коран и выполняет его предписания, тот никогда не собьется с прямого пути и не будет несчастен. А это значит, что он будет ведом Самим Аллахом и обретет счастье как при жизни на земле, так и после смерти.

Тот же, кто отворачивается от этого Корана и надменно отказывается повиноваться Аллаху, обрекает себя на вечное заблуждение и несчастье. В этом мире он лишен душевного спокойствия и блуждает во мраке заблуждения, не имея здоровых воззрений и не совершая праведных поступков.

Всевышний сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них – сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но они – еще большие заблудшие. Они – беспечные невежды» (аль-Араф, 179).

В могиле они испытывают страдания и тяжкие мучения, ибо земля сжимает их так, что их ребра входят одно в другое. А когда наступит День воскресения, они будут собраны перед Аллахом слепыми.

В Коране сказано: «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. А для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него. В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (аль-Исра, 97).

Они были слепы, глухи и немы еще в мирской жизни, когда отказывались узреть истину, не желали слушать назидания и упрямо отказывались произносить свидетельство богобоязненности. Они говорили:«Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – завеса. Трудись же, и мы будем трудиться»(Фуссылат, 5).

Их воздаяние в Будущей Жизни будет соответствовать тем злодеяниям, которые они совершили. Всемогущий Судия предаст их забвению так же, как они предали забвению Его законы. Всевышний сказал: «Тот, который предстанет с добрым деянием, получит нечто лучшее. А если кто предстанет со злым деянием, то ведь творящие зло получат воздаяние только за то, что они совершали»(аль-Касас, 84). Он также сказал: «Они пробудут там долгие годы, не вкушая ни прохлады, ни питья, а только кипяток и гной. Это будет подобающим возмездием» (ан-Наба, 23-26).

Каждый получит подобающее возмездие, и Всемилостивый Господь ни с кем не поступит несправедливо. Он предостерег рабов от того, что ожидает их после смерти, отправил к ним посланников с ясными знамениями и доказательствами, разъяснил им истину самым убедительным образом, и поэтому те, до кого дошли истинные знания, будут отвечать за каждый совершенный поступок, за каждое вымолвленное слово.

Передают, что Самура б. Джундаб рассказывал: «После завершения намаза Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поворачивался к нам лицом и спрашивал: «Кто из вас видел сон этой ночью?» И если кто-нибудь видел что-то, он рассказывал свой сон, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Вот как пожелал Аллах!» Однажды он снова спросил нас: «Видел ли кто-нибудь из вас сон?» Мы ответили: «Нет». Тогда он сказал: «А я этой ночью видел во сне двух человек, которые пришли ко мне, взяли меня за руки и доставили на священную землю. Там я увидел двух людей: один из них сидел, а другой стоял с железным крюком в руке, которым он захватывал угол рта сидящего и раздирал ему щеку до самого затылка. Потом он проделывал то же самое с другим углом рта, а тем временем разорванная щека срасталась, после чего он снова возвращался к ней и проделывал то же самое. Я спросил: «Что это?» – а они сказали: «Ступай!» Мы продолжили путь, пока не дошли до человека, который лежал на спине.