рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Она приведена здесь в современной обработке.

Она приведена здесь в современной обработке. - раздел Образование, ВОСПОМИНАНИЯ О НИКОЛЬЩИНЕ Сланцы   Б.в.и.      ...

 

Б.В.И.

 


 

 

Священник погоста Поля

Николай Кононович Кузнецов

 

Некогда на сланцевской земле. стоял замечательный храм во имя Св. Николы Угодника и Чудотворца, созданный инициативой священника пог. Поля о. Николая (Кузнецова) и трудами епархиального архитектора – Н.Н. Никонова.

Храм был освящен 9.05.1898 г. и существовал до начала строительства г. Сланцы, когда безбожные власти в 1937 г. арестовали последнего священника о. Евфимия (Ковалева)[1]. Это преступление аукнулось нам сегодня. – Город, в прошлом большой проект молодого государства, находится теперь в стадии стагнации. Больно видеть разрушенные предприятия и шахты, которые были известны в нашем отечестве далеко за пределами Ленинградской области.

 

Священник пог. Поля Николай Кононович Кузнецов родом был из с. Еська Бежицкого уезда тверской губернии. По резолюции митрополита Исидора, очевидно, ввиду больших заслуг перед Церковью, в 1887 г. он был принят в Духовное ведомство С.-Петербургской епархии, и практически сразу, через 2 недели Преосвященнейшим Сергием Епископом Ладожским был рукоположен во священника.

09.05.1889 – прихожанами Спасо-Преображенского прихода с. Верховины Новоладожского уезда, по месту первого служения батюшки, ему был преподнесен первый наперсный крест за труды по устройству приюта и школы с разрешением митрополита Исидора[2]. 18.08.1890 – за усердие к Храму Божиему ему было объявлено архипастырское благословение.

 

В небольшой и старой никольской церкви с. Никольщина о. Николай стал служить с 1891 г., в 51 год, будучи уже немолодым человеком. С самого начала было ясно, что приходу необходим новый храм, выстроить который было непросто. Старое здание было возведено в короткие сроки после пожара в нач. XIX в., причем было известно, что в этот приход в то время не находилось настоятеля.

Изыскивая средства на строительство, священник практически не пользовался денежным налогом с прихожан. – Приход был небольшим, и, мало того, бедным. О. Николай сам и через помощников занимался сбором средств в уезде, С.-Петербурге и столичной епархии. Об этом свидетельствует книжная сноска: «Храм сооружался без всякой, со стороны прихожан, денежной помощи, а единственно на сбор, производившийся местным священником».

Большую помощь иконами оказал храм на Сенной площади, где выходцы из Гдовского уезда составили мощное землячество рыночных торговцев. Оно существовало в Петербурге вплоть до 1917 г., и его помощью в преддверии революции пользовался даже революционный элемент уезда.

 

 

Архитектор Н.Н. Никонов.

 

Для разработки проекта о. Николай обратился к епархиальному архитектору Н.Н. Никонову (1849 – 1918), который много трудился в столице, а так же Гдовском и Ямбургском уездах. Его работа предусматривала частые разъезды. Он возводил храмы в сс. Поля (1893 – 1898), Пенино (1893 – 1900), Ветвенник (1903 – 1907), Котлы (1882, 1910) и на на Св. Пещере в Доложске (1900 – 1908). Кр. того, Николай Никитович параллельно занимался реконструкцией старых храмов в тех же Полях и Доложске (1896 – 1899).

«Оригинальным» моментом биографии Н.Н. Никонова является то, что он, будучи рожден в крестьянской семье, самоучкой выбился в архитекторы, став ведущим специалистом в столице, заняв со временем на конкурсной основе престижное место епархиального архитектора. В чем-то его судьба схожа с творческой биографией художника Ореста Кипренского, происходившего из крепостных крестьян Ямбургского уезда.

«Имеющий право производить постройки» (1885) епархиальный архитектор (1893), он был автором множества проектов церквей, часовен, гражданских сооружений в столице, губернии, в других местах России. Н.Н. Никонов работал в Москве, Полтаве, Ревеле, Териоках, Келломяках, Старой Ладоге, на Валааме, в монастыре на Новом Афоне. Самым известным его проектом явилось сооружение Иоанновского женского монастыря на Набережной р. Карповки, 45 – ул. Профессора Попова, 36 (1900 – 1903, 1907 – 1911)»[3].

В сетевых и проч. материалах об архитекторе нигде не отмечено, что он разработал проект храма в пог. Поля. О его авторстве сказано единственно в представленной здесь книге «Воспоминания о Никольщине», и то – в сноске. – То же самое относится к проекту храма на Св-Успенской Пещере в Доложске. – Небольшие чертежи его, один даже с автографом архитектора, обнаружила в С.-Петербургском архиве исследователь Н.Н. Наумова (Сланцы – С.-Петербург).

Епархиальный архитектор традиционно приезжал в провинцию для осмотра места, предназначенного под строительство. Согласно смете заказчик предъявлял ему кирпич, цоколь, известь и лесоматериалы, которые заготовлялись для производства работ заблаговременно. Кирпич для массивного здания этой церкви должен был отвечать высоким требованиям. Это же касалось цоколя, который на Гдовщине делали из гранита. Церковные власти параллельно проверяли финансовые возможности храмоздателя, в данном случае – о. Николая (Кузнецова). – Надо отдать должное его умению организовать дело и обеспечить стабильное финансирование.

Новый величественный храм в Полях существенно отличался от существовавшего до него строения, которое не вмещало всех желающих. Он вознесся на берегу р. Сиженки, которая несла свои воды в р. Кушелку[4].

Вокруг храма располагался погост, а крыльцо было обращено на сельскую улицу, которая к западу вела в сторону р. Плюссы. Отсюда начиналась восточная дорога в Самро и Новгород. Многие улицы с. Никольщины, между тем, были ориентированы на храм. – Одна из них вела к мосту через р. Плюссу, который находился бл. Гавриловской мызы, старинного имения в устье р. Кушелки. Сегодня это территория г. Сланцы.

По окончании строительства и освящения храма, благодарные прихожане в торжественной обстановке преподнесли о. Николаю наперсный крест.

 

Строительство отцом Николаем

Церковно-приходских школ

 

В 60-е – 70-е гг. XIX в. считалось, что крестьяне пог. Поля к грамоте не стремились. Выскатский волостной старшина, Е.А. Андреев писал по этому поводу: «Грамотных (в приходе Поля – В.Б.) не более… 10 человек, и те едва умеют подписать свое имя. Школа открыта в 1860 г. в доме священника (Александра Редкинского – В.Б.). Ныне собирают средства на постройку для школы особого дома».

В 1870-е гг. в целом по Гдовскому уезду на 100 мужчин было 19 грамотных, а на 100 женщин… одна – две. Учились в те годы: один мальчик из 4-х и одна девочка из 25-ти. Кое-где девочек в школах вообще не было; а кое-где не было самих школ.

В 1891 г. с приходом в с. Поля о. Николая дело образования много улучшилось. – Статистика по школьному обеспечению в Полях с того времени была удовлетворительна.

Семья священника Кузнецова – истинно была семья просветителей. В нашем крае батюшка на собственные средства выстроил 4 одноклассных по обычаю тех лет Церковно-приходских школы, которые находились в дд. Поля, Ковригины Поля (совр. Б. Поля), Гостицы и Тухтово. 2-х классную школу с расширенной программой обучения он выстроил прямо при церкви. В 1913 г., в год Юбилея царствования дома Романовых, о. Николай провел сбор денег на покупку школьного здания в д. Вязовое.

В никольской школе преподавала сначала дочь его Параскева, которая впоследствии вышла замуж за священника пог. Ивановские Ручьи о. Александра (Бебина) и продолжала учительствовать на новом месте.

По данным 1906 г.:

Церковно-приходская школа при церкви: 38 мальчиков, 26 девочек. Учительница – П.Н. Кузнецова, дочь священника.

2-я Церковно-приходская школа – д. Ковригины Поля (совр. д. Б. Поля; открыта в 1903 г.); 20 мальчиков, 20 девочек.

Школа грамоты – в д. Тухтово; 12 мальчиков, 12 девочек. Учительница – дочь Начальника Польскóго почтового отделения – Ольга Николаевна Кузьмина, окончившая курс в Доложском 2-х классном училище МНП.

2-я Школа грамоты – в д. Гостицы (вновь открыта в 1903 г.); 22 мальчика, 18 девочек. Учитель – крестьянин д. Б. Кондуши – Яков Стефанович Хозяинов, окончивший курс Скамейского 2-х классного училища.

Итого обучалось единовременно 168 детей на 254 двора.

Дочь Мария после окончания Исидоровского училища, так же работала в Польской Николаевской школе и имела за беспорочный труд юбилейную награду – медаль в память 25-летия Церковно-приходской школы.

Сыновья о. Николая так же не были чужды просветительства. Старший, Николай, в монашестве – Алéксий, учился в С.-Петербургских Духовной Семинарии и Академии. – Приняв в 1904 г. монашеский постриг, служил во многих епархиях, учебных заведениях и даже за границей. – Со временем он нашел приглянувшийся ему край и постоянное место епископа в далеком Сарапуле.

Младший сын, Иоанн, окончив столичную Семинарию, трудился в должности надзирателя в Александро-Невском Духовном училище.

 

Награды отца Николая

 

Уроженка нашего города, Наталья Николаевна Наумова (†), провела исторические изыскания в одном из архивов С.-Петербурга. Из них стало известно, что священник Полей был отмечен многими наградами церкви и государства[5]:

09.05.1898 – за труды в проповедовании слова Божия и построение храма в пог. Поля прихожанами преподнесен ему с разрешения Его Высокопреосвященства наперсный крест

18.09.1898 – о. Николай был награжден набедренником.

15.04.1902 – награжден скуфьею.

09.05.1903 – от крестьян Старопольского прихода с разрешением Его Высокопреосвященства о. Николаю был преподнесен наперсный крест.

03.02.1904 – о. Николай был награжден орденом Св. Анны 3 степени.

06.05.1904 – награжден камилавкою[6].

06.05.1905 – награжден с благословением грамотой Святейшего Синода.

31.08.1905 – о. Николаю объявлена благодарность за пожертвование в польскую церковь церковных вещей.

27.06.1906 – им получена благодарность Государыни Императрицы Александры Федоровны за поднесение в благословение наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу иконы Св. Власия.

01.08.1906 – о. Николаем получена благодарность за поднесение Её Императорскому Высочеству Государыне Императрице Александре Федоровне иконы Казанской Божией Матери.

13.09.1907 – получена высочайшая благодарность от Государя Императора за выражение во всеподаннейшем прошении любви и преданности Его Императорскому Величеству.

21.09.1907 – получена благодарность за ремонт церкви на собственные средства.

06.03.1909 – награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

10.03.1909 – получена благодарность за поднесение Государю Императору иконы Святителя и Чудотворца Николая.

29.11.1910 – получена благодарность от епархиального начальства за пожертвование построенного на свои средства дома для дьячка и церковной сторожки.

28.04.1911 – получена благодарность С.-Петербургского Епархиального Училищного Совета за энергичную и плодотворную деятельность на пользу церковных школ.

 

15.04.1911 г. о. Николай был избран избран Почетным Членом Братства Пресвятой Богородицы, а 22.02.1913 г. указом за № 1273 был утвержден в должности Духовника 2-го Гдовского благочинного округа. В клировых ведомостях Никольской церкви за 1916 г. он указан как протоиерей, 76 лет от рождения, – духовник 2-го благочинного округа.

Батюшка имел медали в Память царствования императора Александра III и в память 25-летия церковно-приходских школ.

Из клировых ведомостей, просмотренных Н.Н. Наумовой, так же известно, что в 1916 г. о. Николай пожертвовал в польскую церковь 2000 рублей личных средств.

 

О книге «Воспоминания о Никольщине»

 

Представленная здесь книга, очевидно, была написана в соавторстве отцом и сыном Кузнецовыми, настоятелем Св.-Никольского храма о. Николаем и студентом С.-Петербургской Духовной академии Николаем Кузнецовым. – Сын, как и отец, хорошо владел пером. – В 1902 г. по окончании академии ему была присуждено звание кандидата богословия и особая именная премия профессора протоиерея П.Ф. Николаевского за выпускное сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества» (105 руб.)[7]. Впоследствии это сочинение он переработал в магистерскую диссертацию, а в 1913 г. выходит уже его книга «Юродство и столпничество», которая и сегодня издается православными редакциями[8]. В ней дается большой историко-богословский анализ заявленной темы.

В книге «Воспоминания о Никольщине» представлены 3 проповеди, которые произносили отец и сын. – Это подчеркивало особую связь поколений Кузнецовых-священников. Проповеди рецензировались церковными иерархами и ученым богословом Я.И. Зарницким, который являлся преподавателем студента А.Н. Кузнецова. Об этом свидетельствуют сноски: «Проповедь просмотрена была Преосвященным Никандром», «…проповедь, просмотренная Преосвященным Иоанном…», «Проповедь была просмотрена преподавателем гомилетики СПБ. Дух. Семинарии Я.И. Зарницким и Преосвященным Иоанном».

Студенты Духовных учебных заведений часто выступали с проповедями в столице и епархии. В Доложском храме в 1899 г., напр., произнес проповедь соученик А.Н. Кузнецова – П.Я. Яновский (1878 – 1904), сын доложского священника Я.Д. Яновского (1829 – 1908): «Освящение храма в селе Долоцком, Гдовского уезда.[9] …16 августа Божественную литургию совершил пом. благочинного 2-го Гдовского округа, священник А.И. Солнцев; на литургии, вместо запричастного стиха, студентом С.-Петербургской Духовной Академии, П.Я. Яновским было сказано слово».

Автор книги «Воспоминания о Никольщине» подчеркивает особо, что новый храм в пог. Поля был похож внешним видом на известный столичный храм Св. Троицы «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». Он располагался на углу ул. Николаевской (совр. ул. Марата) и Стремянной, и строил его тоже Н.Н. Никонов. – Храм был украшен по фасаду множеством керамических икон, которые слепили глаз ненавистникам Православия. – Храм-памятник был снесен в 1970-е гг. и вместо его уже новые изуверы решили выстроить… баню. – Снос храма носил сугубо сакральный характер.

Между тем, до 1917 г. в этом месте находился Просветительский центр Общества, в котором Н.Н. Кузнецов был деятельным проповедником. Силами активистов Общества «…устраивались беседы и лекции о Православии в различных местах столицы – в учебных заведениях, в частных домах. Особое внимание уделялось рабочим окраинам – беседы проводились на фабриках и заводах, в ночлежных домах и в общежитиях для рабочих. Если в первые годы беседы и лекции носили нерегулярный характер, то постепенно они стали регулярными, и этой работой был охвачен весь Петербург. Проводились также беседы со старообрядцами и сектантами. Постепенно набирая со временем силу и поддержку народа, Общество отрывало свои храмы, школы, благотворительные заведения и типографии. Издавало журналы «Известия Санкт-Петербургской епархии», «Церковный голос», «Воскресный благовест», «Отдых христианина», а также после кончины отца Иоанна Кронштадтского журнал «Кронштадтский пастырь», посвященный памяти дорогого батюшки. Был также при Обществе народный церковный хор под руководством известного регента и композитора Архангельского. Общество также создавало книжные склады для продажи по низкой цене книг религиозно-нравственного содержания и открыло пять бесплатных библиотек. Библиотекарями в них являлись члены этого Общества, в том числе и священники, которые сами выдавали книги. Одна из библиотек Общества находилась здесь, на Стремянной улице».

Здесь же находилась редакция издания «С.-Петербургский Духовный вестник», в котором сотрудничал друг Н.Н. Кузнецова – П.Я. Яновский, молодой архивист-историк, писавший об истории С.-Петербургской епархии и Гдовского уезда. Перечень его работ в этом издании ко дню окончания С.-Петербургской Духовной Академии составил внушительный список[10].

Однажды в газете появилось неподписанное сообщение, в котором отмечалась проповедническая деятельность Н.Н. Кузнецова среди рабочих фабрики барона Штиглица. – Он присутствовал на празднике открытия нового сезона в «Обществе трезвости», к которому рабочие основательно подготовились: «10-го сентября, при многочисленном стечении народа, состоялось открытие бесед в столовой при Штиглицкой ниточной фабрике[11]. Торжество началось молебном, отслуженном в 6 часов вечера о. инспектором семинарии иеромонахом Вениамином, обратившимся, по окончании его, с вступительною речью к слушателям. После речи о. инспектора штиглицкий смешанный хор певчих пропел «Благослови душе моя Господа», а студентом III курса Н. Кузнецовым была произнесена проповедь на тему: «Мысли христианина при наступлении осени», после чего о. инспектор отслужил панихиду по скончавшимся трезвенникам. Благодарственным молебном по случаю записи многих слушателей в общество трезвости закончилось торжество открытия бесед на Штиглицкой фабрике. В нынешнем году начало проповеднического дела на фабрике Штиглица было положено при более благоприятных, чем в прошлом году, условиях; так, помещение, благодаря стараниям рабочих, расширено для проповедей, и слушатели в будущем не потерпят cтеснения. При беседах решено пользоваться иногда световыми картинами».

 

Статья отца Николая в издании

«С.-Петербургский Духовный вестник»

 

В 1900 г. в издании «С.-Петербургский Духовный вестник» появилась статья П.Я. Яновского, в которой он описывал явление, наблюдавшееся в Старопольском и Доложском приходах. – Истово верующие некоторых деревень стали устраивать в домах своих богословские собрания, на которых читались молитвы и пелись церковные гимны. Как выяснилось, – собрания эти посещал священник Польскóго пог. о. Николай (Кузнецов), к которому т.н. «богомолки», жительницы далеких от Полей мест, испытывали особую привязанность.

Священник Н.К. Кузнецов обладал, видимо, большим даром проповедничества, а потому его пастырское слово представляло для них великую ценность. Мало того, верующие этих приходов посещали пог. Поля, где присутствовали на службе в новом Св.-Никольском храме, слушали слово о. Николая и наслаждались личным общением с ним. Это не могло не вызвать нервной реакции местного причта в Старополье и Доложске.

П.Я. Яновский, сын доложского батюшки, живо интересовавшийся жизнью родных приходов, дал в газете материал об этом явлении в том плане, как он его понимал. В одном из последующих номеров «С.-Петербургского Духовного вестника» ему оппонировал уже фигурант повествования, – о. Николай (Кузнецов). Отвечая на материал студента П.Я. Яновского, деятельного сотрудника газеты, он писал о своем видении подвижничества, которое для дела веры было явлением положительным. – В этом оба автора были солидарны.

В полемической статье батюшки перед нами встает внутренний мир о. Николая, проблемы веры в приходской жизни. – Он пишет о прелести супрядок, и нравственности религиозных собраний, упоминает дд. Корино, Борки, Чудскую Гору, Волово, Заклепье. С любовью пишет он о людях, обратившихся к нему за духовным окормлением, отмечая особо, что народ наш богоносец всегда «ищет истины», а в это время кто-то доносит «о незаконных собраниях и о еретических чтениях в П[оль]ском приходе…».

Уважаемый священник принял таким образом деятельное участие в деле духовного наставлении первых насельниц Св.-Покровской Поречской женской общины, которая зарождалась в этих местах именно в это время. Некоторые монахини, настоятельница Мария Кудрявцева, а так же храмоздатели общины, были родом из Старопольского прихода.

История общины, создание которой благословил Иоанн Кронштадский, станет цепью взлетов и падений. – Весь ХХ век в России пройдет под знаком трагедии Православия. Уже в 1919 г. община получит статус монастыря, но это станет началом ее конца.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОСПОМИНАНИЯ О НИКОЛЬЩИНЕ Сланцы

ВОСПОМИНАНИЯ... О НИКОЛЬЩИНЕ... Сланцы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Она приведена здесь в современной обработке.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Из Гдовского уезда
(корреспонденция) Одно из современных религиозных течений в деревне[12]   Недавно сельский батюшка одной из ц

По поводу корреспонденции из Гдовского уезда.
(№ 2 «Дух. Вестн.»)[15]   По поводу описанного в № 2 одного из современных религиозных течений в деревне, нам пишет лицо, близко знакомое с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги