Социально-мировоззренческие истоки и аспекты мистицизма

Один из важнейших социальных истоков мистицизма - противоречия общественной жизни, бессилие отдельного человека перед природными и общественными силами. На социально-психологическом уровне все это проявляется в чувстве страха. Американский исследователь феномена страха Р. Мэй называет XX в. (особенно его вторую половину) «веком явного страха». Именно страх и следует считать одним из истоков мистицизма. Другим социально-психологическим истоком мистицизма может служить потребность человека в вере, причем не обязательно в Бога.

К этому же виду истоков мистицизма исследователи относят и комплекс чувств и настроений, связанных с поиском смысла человеческой жизни. Такой поиск уводит некоторых людей (достаточно многих) из реального мира в фантастический мир брахманизма, индуизма или в туманную область галлюцинаций, порожденных наркотиками. Всему этому весьма способствует активная и целенаправленная деятельность индуистских и других религиозно-мистических сектантских организаций.

Имеет значение и индивидуальный тип личности. Есть даже классификация людей на абсурдистов, деятелей, творцов и фантазеров. Абсурдист считает, что жизнь вообще не имеет смысла, понимая при этом, что жить в бессмысленном мире - значит жить во зле. Деятель видит смысл жизни непосредственно в самой жизни, он задан окружающей реальностью, определяющей возможности активной деятельности. Творец находит смысл жизни в поисках самого этого смысла, в его творческом созидании. Фантазер же наиболее близок к мистику, ищущему смысл жизни вне реальной жизни, придающему особую ценность восприятию потустороннего, трансцендентного бытия.