Феноменологи, экзистенциалисты, прагматики критикуют гносеологическое понимание сознания как отражение за его объективность, рациональность, оторванность якобы от жизнедеятельности отдельных индивидов. По Э. Гуссерлю (немецкий мыслитель, основатель феноменологии), это учение «преодолевает натуралистический объективизм и вообще всякий объективизм тем единственно возможным способом, когда философ исходит из собственного Я, причем именно как источника и исполнителя своих оценок и суждений... При такой установке удается построить абсолютно автономную науку о духе в форме последовательного самопонимания своего мира как продукта духа».
Как видим, Э. Гуссерль все выводит из духа, не объясняя, что такое он сам, каковы его внешние истоки и как он связан с внешним миром. Теория отражения отвечает на эти вопросы и в состоянии связать сознание, духовную сферу жизни людей с их повседневными нуждами и заботами. Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства.
В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени — общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И все это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека. Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоциональной, духовно-чувственной, интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.
Дадим теперь краткую характеристику основным компонентам психики и сознания человека. В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость...), чувства (любовь, ненависть, горе, радость...), аффекты (ярость, ужас, отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сильные состояния эмоциональной напряженности — стрессы.
В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта и отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение — разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оценивается значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь заметно различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений.
Психологи и философы ставят вопрос — применимы ли к чувствам критерии истинности? В каждом субъективном переживании есть объективное содержание. Поэтому допускается, что чувства можно оценивать как умные или глупые, адекватно (верно) или неадекватно (неверно) отражающие ценности вещей и событий. Р. Декарт, например, считал любовь и ненависть истинными тогда, когда любят действительно хорошие вещи и ненавидят действительно дурные вещи. В случае резкого расхождения чувств и объективной реальности, когда «ум и сердце не в ладу», человек может испытывать острый внутренний конфликт вплоть до необратимого душевного расстройства. М. Горький писал: «Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной, и тогда, мне кажется, все мы и все, что окружает нас, будет ярче, светлее, радостнее. Верю, что это возможно. Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю. Они все — злые, и злые низко».
Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, затем нарушается мышление, за ним самосознание. Если человек не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не переживает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины и раскаяния.
С участием мышления и чувств осуществляется вся деятельность людей. Источником активности является потребность - предметно определенная зависимость человека от внешнего мира. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение — психофизический феномен. Человек зависит от того предмета, к которому его влечет. Когда этот предмет находится, то влечение приобретает характер желания. «Желание есть влечение с сознанием его». В той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непосредственным стимулом определенной деятельности.
Можно выстроить и несколько другой ряд понятий. Чтобы понять смысл какой-либо человеческой деятельности, надо уяснить ее мотивы — осознанные основания, цели, намерения определенного поведения. За одними и теми же действиями могут скрываться разные мотивы. Мотив - это уже моральный фактор, превращающий действие в поступок. Но не всякое поведение человека разумно мотивировано. Намерение требует для своего осуществления воли, неуклонного действия в избранном направлении.