ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве основных выводов из содержания курса «Концепции современного естествознания» отметим следующее. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику. В рамках физики, в свою очередь, выделяются специальная и общая теории относительности, квантовая теория, ядерная физика. В биологии должны быть отмечены эволюционное учение, генетика и экология, нашедшие свое достойное продолжение в естественных науках о человеке — его происхождении, видовом и индивидуальном развитии. Усиливаются взаимосвязи как внутри самого естествознания (между физикой, химией, биологией, геологией и т.п.), так и между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками. Более четко стало представляться соотношение общественных и гуманитарных наук как наук прежде всего о духовной (нравственно-эмоциональной, интеллектуально-мыслительной, эстетической и т.п.) жизни человека.

Вторая половина XX в. - это время научно-технической революции, характеризующейся лидирующей ролью науки по отношению к технике и материальному производству. Современное производство немыслимо без опережающего развития фундаментальной науки и прикладных научных разработок. Если государство не заботится о развитии науки, оно не заботится о своем будущем. Но усиление воздействия науки на общество и природу обусловливает не только прогресс, но и возникновение ряда трудно решаемых глобальных проблем. Это свидетельствует о противоречивом характере взаимодействия науки, общества и природы, причем ведущим звеном этой цепи следует считать само общество, тип присущих ему отношений между определяющими силами его развития.

Обязательно надо иметь в виду сложный, опосредованный характер взаимосвязи теории и практики. Прямой, без учета конкретных обстоятельств дела перенос идеализированных положений теории в практику всегда чреват большими опасностями. Особенно опасно такое «применение» теории в том случае, когда науку искусственно подчиняют идеологическим установкам. Далее, наука, стремящаяся к объективной истине, в принципе несовместима с мистикой (а последняя неотъемлема от религии). Проводимые некоторыми учеными «параллели» между физикой и мистикой отражают все-таки законы психики человека, а не объективные физические законы природы.

Что же говорит современное естествознание о самом объективном мире? То, что он одновременно и един, и удивительно многообразен, что он вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних конечных систем в другие; что он является единой и единственной полностью самообусловленной субстанцией-системой, а каждая ее отдельная часть (т.е. каждый отдельный объект) может быть только относительно самостоятельной, будучи неизбежно зависимой от других конечных систем и от общих законов бытия. В любом своем аспекте мир самопротиворечив, противоречив по отношению к самому себе. Поэтому в характеристике мира никогда нельзя ограничиваться только одной какой-то стороной — обязательно надо помнить и о противоречащей ей стороне.

Самопротиворечивость присуща и любой частной системе (в силу ее принадлежности бесконечному миру). Но применительно к частным системам появляется возможность раскладывать их самопротиворечивость на противоречия между разными системами. Такой подход законен и полезен, он закреплен в правилах формальной логики. Но привычка оперировать понятиями в рамках такого подхода приводит к фиксированию только расчлененности мира и забвению того, что он вместе с тем всегда остается единым и целостным. С учетом же этого мы снова возвращаемся к мысли о необходимости учитывать противоречия не только между разными объектами, но и их собственную самопротиворечивость.

Противоречивость присуща и процессу познания природы. Объективная истина нам дана, но не одноразово, сразу целиком и полностью, а в виде практически бесконечного процесса смены одних относительных истин другими. Относительные истины наряду с элементом объективной (и потому абсолютной, сохраняющейся, не зависящей от дальнейшего развития науки) истины содержат в себе и заблуждения — то ли по части самого содержания истины, то ли по части сферы, границ ее применения. Освобождаясь от заблуждений (полностью это никогда не удается), наука обогащается все более глубокими и общими теориями. Конкретно этот способ развития научного знания отражен в принципе соответствия, сформулированном великим физиком Н. Бором. Знакомство с историей естествознания очень полезно в том плане, что оно предостерегает и от чрезмерного оптимизма, и от такого же пессимизма в оценке познавательных возможностей человека. Как и в других отношениях, история учит нас и здесь придерживаться реалистического оптимизма.

Знакомясь с историей науки, важно обращать внимание на сами способы, методы познания, применявшиеся при решении тех или иных задач. Не устарел и общий методологический совет великого французского ученого (математика, философа, физика, физиолога) Р. Декарта: 1) допускать в качестве исходных ясные и отчетливые мысли, истинность которых несомненна; 2) расчленять сложные проблемы на частные, двигаться от простого к сложному; 3) методично переходить от известного к неизвестному, от доказанного к недоказанному; 4) не допускать пропусков в логических звеньях исследования.

Все это полезно учитывать при изучении каждой темы и данного курса.