Реферат Курсовая Конспект
Обработка текстовой - Лекция, раздел Образование, Шпаковский Ю. Ф. Обработка Текстовой...
|
Шпаковский Ю. Ф.
Обработка текстовой
информации
Курс лекций
Минск 2007
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАБОРНОГОПРОИЗВОДСТВА
Набор — процесс составления текстовых строк с использованием вещественных или невещественных шрифтоносителей и выключка их в установленном формате.
Существует три основных способа набора:
1) наборно-отливной (типографский);
2)наборно-фотографический (фотонабор);
3)наборно-печатный (компьютерный).
Строкоотливной крупнокегельный ручной набор
Крупнокегельный набор — набор заголовков и титульных элементов кеглем от 14 п. до 48 п., форматом 7 кв. Матричная строка набиралась в специальную верстатку вручную. Верстатка с набранными матрицами букв и пробелов после выключки и заключки вручную устанавливалась в отливную машину, где после правки по росту происходила отливка строки и ее обработка по росту в автоматическом режиме.
Аудиоподсистема
Звуковые карты используются для записи и воспроизведения различных звуковых сигналов: речи, музыки, шумовых эффектов.
Акустические системы (динамики, колонки) неотъемлемое дополнение к звуковой карте. В настоящее время различают 2 разновидности а.с.: со встроенным выходным усилителем (активные) и без него (пассивные).
Характеристики
Разрешение
Различают два вида разрешений. Оптическое разрешение (истинное) — это количество ПЗС-элементов, задействованных при сканировании оригинала, на единицу длины. Т.е если на 1 дюйм приходится 600 крошечных датчиков, то оптическое разрешение сканера равно 600 dpi. Интерполированное разрешение создается введением дополнительных математически рассчитанных элементов изображения в определенном радиусе между 2 соседними элементами. Т.е. когда вы сканируете при разрешении, превышающем оптическое, сканер выполняет интерполяцию дополнительных пикселей, т.е. оценивает их возможные значения.
Битовая глубина
Битовой глубиной показывает, сколько разных цветовых оттенков способно прочитать сканирующее устройство. Например, 24-битовый RGB-сканер использует для каждого цветового канала по 8 бит, получая 16,7 миллионов разных оттенков. Сегодня используются 30-, 36-, 48-битовые сканеры. используя 16 бит на 1 канал — свыше 300 миллиардов оттенков.
Конечно, после того как изображение отсканировано, каждый пиксель в RGB-изображении будет определяться только 24 битами данных. Однако чем больше информации изначально в распоряжении сканера, тем больше вероятность того, что в готовом изображении будут правильно показаны цветовые оттенки.
Динамический диапазон
Динамический диапазон — это диапазон тех оттенков, которые может прочитать сканер. Представьте изображение в виде приставной лестницы: динамический диапазон определяет ее высоту, а битовая глубина — число ступенек. От длинной лестницы мало пользы, если у нее всего несколько ступенек. И наоборот, если лестница очень короткая, то не имеет значения, сколько у нее ступенек.
Динамический диапазон часто называют плотностью, которой измеряют чувствительность сканера при распознавании деталей в самой светлой и самой темной областях изображения. Оттенки темного изображения точно распознать труднее всего, поэтому значения уровня плотности оценивают самую темную часть диапазона сканера. Т.е. у сканера уровень плотности должен быть выше, чем у сканируемого материала, т.к. не удастся воспроизвести все цвета.
Устройства вывода
Матричные принтеры
Идея матричных печатающих устройств заключается в том, что требуемое изображение воспроизводится из набора отдельных точек, получающихся под действием иголок, ударяющих через красящую ленту по бумаге и оставляющих на ней след. Иголки закреплены в печатающей головке и приводятся в движение электромагнитами.. Существуют 9- , 18- и 24-игольчатые принтеры и строчный принтер.
Достоинства этих принтеров определяются, в первую очередь их универсальностью, которая заключается в способности работать с любой бумагой, а также низкой стоимостью печати.
– скоростью печати, шум
Системное программное обеспечение.
Системное программное обеспечение включает ОС, языки программирования и различные утилиты (utilities) – программы для обслуживания компьютера и периферийных устройств.
Операционная система выполняет три основные функции:
распределяет и назначает использование ресурсов компьютера,
планирует использование ресурсов компьютера и время исполнения задач,
осуществляет текущий контроль работы компьютера.
Распределение и назначение
Операционная система распределяет ресурсы компьютера между приложениями, находящимися в очереди на исполнение. Например, в число задач операционной системы входит выделение отдельной области памяти каждому запущенному приложению, а также управление устройствами ввода-вывода (клавиатурой, принтером, монитором и т.п.).
Планирование
Компьютер, как правило, выполняет несколько задач одновременно. Каждая задача разбивается на множество "порций", которые компьютер обрабатывает, переключаясь между задачами. Задача ОС – скоординировать работу всех компонентов компьютера так, чтобы все приложения выполнялись как можно быстрее и эффективнее. Для этого операционной системе необходимо осуществлять планирование использования различных ресурсов компьютера (прежде всего, ЦП, ОЗУ и жесткого диска). Как правило, каждой задаче присваивается приоритет выполнения, в соответствии с которым и осуществляется планирование.
Виртуальная память
Адресное пространство – это размер памяти компьютера, которую система может использовать. При 64 Мб ОЗУ компьютер может адресовать 64 Мб памяти. Механизм виртуальной памятипозволяет выделить часть вторичной памяти (на жестком диске) как продолжение первичной. В результате компьютер может адресовать больше памяти и повысить эффективность работы.
4. Симметричная многопроцессорная обработка — это способность операционной системы работать с компьютером, в котором установлены два и более процессора. Операционная система в данном случае должна обеспечивать балансировку нагрузки, чтобы дать работу каждому из процессоров.
Полноценная ОС должна как минимум содержать следующие основные компоненты:
Файловую систему
Драйверы внешних устройств
Процессор командного языка
Обработка документов
Кодирование информации -- это процесс формирования определенного представления информации.
В более узком смысле под термином "кодирование" часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация (например, звуки, изображения, показания приборов и т. д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.
При обработке текстовой информации каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства (экран или печать) для восприятия человеком по этим числам строятся изображения букв. Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.
Редакторы неформатированных текстов (NotePad, McEdit, KEdit, KWrite…).
Редакторы, создающие текст с элементами разметки (Word, StarWriter, LyX, Netscape Composer).
Служебные программы Windows
Дефрагментация диска
Запуск — правой кнопкой мыши на диске выбираем Свойства — Сервис — Дефрагментация диска.
Дефрагментация файлов является одной из важных процедур обслуживания Диска. Необходимость ее регулярного выполнения обусловлена не только в оптимизации работы диска и повышении скорости доступа к нему, но и более легким восстановлением информации при сбоях в работе жесткого диска.
При копировании, удалении и перемещении файлов на диске возникают пустые места, которые затем заполняются фрагментами других файлов; файловая система дает возможность хранить файлы фрагментами. Если файл разбит на несколько фрагментов, скорость доступа к нему уменьшается, поскольку на перемещение головок диска к очередному фрагменту требуется намного больше времени, чем на его считывание. Дефрагментация диска состоит в том, что фрагменты файла собираются в один непрерывный блок.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ, ИХ СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ
Классификация вирусов
В настоящее время известно более 5000 программных вирусов, их можно классифицировать по следующим признакам:
¨ среде обитания
¨ способу заражения среды обитания
¨ воздействию
¨ особенностям алгоритма
В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить на: сетевые, файловые, загрузочные и файлово-загрузочные.
¨ Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.
¨ Файловые вирусы внедряются главным образом в исполняемые модули, т. е. в файлы, имеющие расширения COM и EXE. Файловые вирусы могут внедряться и в другие типы файлов, но, как правило, записанные в таких файлах, они никогда не получают управление и, следовательно, теряют способность к размножению.
¨ Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot-сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Re-cord).
¨ Файлово-загрузочные вирусы заражают как файлы, так и загрузочные сектора дисков.
“По способу заражения вирусы делятся на резидентные и нерезидентные.
¨ Резидентный вирус при заражении (инфицировании) компьютера оставляет в оперативной памяти свою резидентную часть, которая потом перехватывает обращение операционной системы к объектам заражения (файлам, загрузочным секторам дисков и т. п.) и внедряется в них. Резидентные вирусы находятся в памяти и являются активными вплоть до выключения или перезагрузки компьютера.
¨ Нерезидентные вирусы не заражают память компьютера и являются активными ограниченное время.
По степени воздействия вирусы можно разделить на следующие виды:
¨ безвредные, не влияющие на работу компьютера (кроме уменьшения свободной памяти на диске в результате своего распространения).
¨ неопасные, не мешающие работе компьютера, но уменьшающие объем свободной оперативной памяти и памяти на дисках, действия таких вирусов проявляются в каких-либо графических или звуковых эффектах
¨ опасные вирусы, которые могут привести к различным нарушениям в работе компьютера
¨ очень опасные, воздействие которых может привести к потере программ, уничтожению данных, стиранию информации в системных областях диска.
По особенностям алгоритма вирусы трудно классифицировать из-за большого разнообразия.
¨ Компаньоны – вирусы практически не изменяющие файлы. Их алгоритм работы состоит в том, что они создают для EXE- файлов файлы-спутники, имеющие тоже имя, но с расширением COM. Вирус записывается в COM – файл и не изменяет экзэшник. При запуске такого файла черех командную строку без указания расширения, первым обнаружится и выполнится COM – файл, т.е. вирус , который затем запустит и EXE-файл. Другой вариант размещения компаньонов с полностью совпадающим именем в более высоких по иерархии подпапках или непосредственно в корне диска С : — в таком случае они также находятся раньше оригинального файла.
¨ Простейшие вирусы — паразитические, они изменяют содержимое файлов и секторов диска и могут быть достаточно легко обнаружены и уничтожены.
¨ Можно отметить вирусы-репликаторы, называемые червями, которые распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии.
¨ Известны вирусы-невидимки, называемые стелс -вирусами, которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска. Такие вирусы при обращении к файлам используют достаточно оригинальны алгоритмы , позволяющие обманывать резидентные антивирусные мониторы.
¨ Наиболее трудно обнаружить вирусы-мутанты(полиморфы), содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того же вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов.
¨ Имеются и так называемые квазивирусные или «троянские» программы, которые хотя и не способны к самораспространению, но очень опасны, так как, маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков.
¨ Макровирусы – вирусы, использующие возможности макроязыков, встроенных в системы обработки данных(текстовые процессоры, электронные таблицы и т.д.). В настоящее время наиболее распространены макро вирусы, заражающие текстовые документы редактора Microsoft Word.” [2]
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВИРУСОВ И СХЕМЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Среди всего разнообразия вирусов можно выделить следующие основные группы:
¨ загрузочные
¨ файловые
¨ файлово -загрузочные
¨ полиморфные вирусы
Теперь поподробнее об каждой из этих групп.
Загрузочно-файловые вирусы
“Файлово-загрузочные вирусы заражают и файлы , и загрузочные сектора дисков. Такие вирусы имеют довольно сложный алгоритм работы и часто применяют оригинальные методы проникновения в систему.”[2]
Существует загрузочно-файловый вирус OneHalf, заражающий главный загрузочный сектор (MBR) и исполняемые файлы. Основное разрушительное действие — шифрование секторов винчестера. При каждом запуске вирус шифрует очередную порцию секторов, а зашифровав половину жесткого диска, радостно сообщает об этом. Основная проблема при лечении данного вируса состоит в том, что недостаточно просто удалить вирус из MBR и файлов, надо расшифровать зашифрованную им информацию. Наиболее «смертельное» действие — просто переписать новый здоровый MBR.
АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
“Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными.
Различают следующие виды антивирусных программ:
· программы-детекторы
· программы-доктора или фаги
· программы-ревизоры
· программы-фильтры
· программы-вакцины или иммунизаторы
Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.
Программы-доктора или фаги, а также программы-вакцины не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т.е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т.е. программы-доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболее известные из них: Aidstest, Scan, Norton AntiVirus, Doctor Web.
Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление версий.
Программы -ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран монитора. Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры. Программы-ревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы, обнаруживают стелс-вирусы и могут даже очистить изменения версии проверяемой программы от изменений, внесенных вирусом. К числу программ-ревизоров относится широко распространенная в России программа Adinf.
Программы-фильтры или «сторожа» представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов. Такими действиями могут являться:
· попытки коррекции файлов с расширениями COM, EXE
· изменение атрибутов файла
· прямая запись на диск по абсолютному адресу
· запись в загрузочные сектора диска
· загрузка резидентной программы
При попытке какой-либо программы произвести указанные действия «сторож» посылает пользователю сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программы-фильтры весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до размножения. Однако, они не «лечат» файлы и диски. Для уничтожения вирусов требуется применить другие программы, например фаги. К недостаткам программ-сторожей можно отнести их «назойливость»(например, они постоянно выдают предупреждение о любой попытке копирования исполняемого файла), а также возможные конфликты с другим программным обеспечением. Примером программы-фильтра является программа Vsafe, входящая в состав пакета утилит MS DOS.
Вакцины или иммунизаторы — это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, «лечащие» этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. В настоящее время программы-вакцины имеют ограниченное применение.
Своевременное обнаружение зараженных вирусами файлов и дисков, полное уничтожение обнаруженных вирусов на каждом компьютере позволяют избежать распространения вирусной эпидемии на другие компьютеры.”[1]
Общие сведения о компьютерных сетях
Существуют два основных вида сетей:
— локальная сеть — (Local Area Network) или LAN;
— региональная и глобальная сети (Wide Area Network) или WAN.
Региональные сети начали развиваться еще до эры ПК. Большие компании использовали их для своей работы. Для многих компаний основной задачей развития компьютерных сетей является расширение LAN до уровня всего учреждения. Так как LAN- и WAN-сети различаются по своим характеристикам, соединить их достаточно сложно.
Под термином "глобальная сеть" подразумевают Internet. Миллионы людей используют сеть и, тем не менее, дать четкое определение сети не возможно. Internet можно определить как физические линии связи и разделяемые ресурсы, объединенные соглашением о соединении сетей и использованием одинаковых протоколов связи.
Глобальные сети
большинства людей, знакомых с компьютером, глобальная сеть сразу ас-Чиируется с Internet. Это справедливо отчасти. Параллельно с Internet cy-Ществует и любительская сеть FidoNet.
Формально FidoNet представляет собой глобальную некоммерческую информационную сеть, охватывающую весь цивилизованный мир. Основных, преимуществом FidoNet является ее "бесплатность" для пользователей сети Вместе с тем, FidoNet — некоммерческая сеть, т. е. в ней запрещена любая коммерческая деятельность (за исключением специально выделенных телеконференций).
Сеть FidoNet широко использовалась в 1998—2000 годы.
Как устроен и работает Internet
Так что же такое Internet? Простейшее объяснение — это много компьку! ров, соединенных между собой каналами связи. Локальную сеть образуют не более тысячи компьютеров, но такие сети соединяют между собой в крупные конгломераты, и так до соединения всех компьютеров. Остается только заставить это все работать.
Для работы сети используются специальные программы. Их можно поделить на два типа — программы-серверы и программы-клиенты. Второй тип необходим для превращения желания пользователя в запрос и отправки его к нужному компьютеру, а также получения ответа и показа его в понятном виде.
Для перемещения в WWW используются специальные программы — браузеры. Чтобы просмотреть определенный сайт, необходимо ввести его адрес в адресную строку браузера. После нажатия клавиши <Enter> отправляется запрос к требуемому сайту, затем, получив ответ, эта программа выводит содержимое ответа на экран компьютера.
Устаревшие и малораспространенные сервисы
Archie — система поиска файлов
Gopher — гипертекстовая система(до появления WWW, gopher был наиболее известной и распространенной системой предоставления структурированной информации)
WAIS — поисковая система
WAIS — это комплекс программ, предназначенных для индексирования больших объемов неструктурированной, как правило, текстовой информации, поиска по таким документам и их извлечения.
Nyper-G — гипертекстовая система
Сервер представляет документы в виде иерархического меню, но переход между ними возможен по гипересылкам.
Современные и популярные сервисы E-mail — электронная почта
Это первый и остающийся самым популярным из сервисов Internet в настоящее время. Он представляет собой типичный сервис отложенного чтения. Адресат получает ваше сообщение на свой компьютер через какой-то, возможно достаточно длительный промежуток времени, и читает сообщение тогда, когда ему будет удобно. E-mail очень похож на обычную бумажную почту, обладая теми же достоинствами и недостатками.
Usenet — сетевые новости
Usenet — это глобальная система телеконференций (или доска объявлений), отсортированная по темам, через которую миллионы людей во всем мире обмениваются информацией. По популярности уступает, наверное, только электронной почте. Принцип распространения, в отличие от электронной почты, — от одного адресата ко многим. Сообщение, посланное одним человеком, попадает на компьютеры всех узлов, подключенных к данной эхо-конференции.
FTP — передача файлов
Это протокол передачи файлов (File Transfer Protocol) и в то же время это сервис, позволяющий организовывать доступ к файловым архивам. Программа для работы с ними называется FTP-клиент и позволяет вам Копировать файлы с удаленного компьютера на ваш локальный и наоборот.
IRC — чат реального времени
IRC — Internet Relay Chat, разговоры через Internet посредством специальных серверов. Пользователи присоединяются к одному из каналов тематических групп и участвуют в разговоре, который ведется путем набора текста. Синхронизация узлов IRC позволяет, подключившись к одному из них, участвовать во всей сети IRC. Этот сервис популярен у всевозможных групп по интересам, например, компьютерных. Такой сервис позволяет обсуждать какую-либо проблему нескольким людям и напоминает телефонную конференц-связь.
Для работы в IRC требуется специальная программа-клиент. Протокол достаточно уязвим. Сейчас имеется практическая реализация подобного сервиса на WWW-серверах. Это чат-комнаты (chat-room). Для работы в таких чатах требуется только браузер.
ICQ — lnternet-пейджинг
В настоящее время зарегистрировано более 100 млн номеров ICQ. Принцип системы таков. Каждый зарегистрированный пользователь имеет программу-клиент ICQ. При подключении к Internet эта программа соединяется со специальным сервером и сообщает о том, что пользователь находится в режиме включения on-line. Ключевое понятие "контактный лист" (Contact List) — это список, в котором содержатся номера ваших собеседников. Он находится у вас на компьютере.
Итак, подключившись к серверу, ICQ сообщает о вашем присутствии в Internet и тут же узнает, кто из ваших адресатов находится в данный момент в режиме on-line. Статус собеседника сразу отображается в программе. Если пользователь находится в Internet, вы можете обмениваться с ним сообщениями, которые передаются почти мгновенно.
Telnet — удаленный доступ
Telnet — программа, обеспечивающая терминальный доступ к удаленным компьютерам. Она позволяет входить на другой компьютер и запускать программы, что означает, по сути дела, работу на удаленном компьютер2' Для соединения надо знать адрес компьютера, пароль и порт, к котор необходимо присоединяться.
Перспективные сервисы
RealAudio и RealVideo — передача аудио- и видеоданных
IР-телефония
Настоящий удар по телефонным компаниям. IPPhone — компьютерный телефон, работающий через Internet. Используя компьютер, оснащенный аудиокартой, микрофоном, колонками и специальной программой, можно вести обычный разговор посредством сети Internet. При современных скоростях качество связи соответствует телефонному.
Если вы используете скоростное соединение с Internet то, добавив к комплекту простейшую видеокамеру, можно работать в режиме видеоконференции.
Программные средства для подобной связи встроены в Windows — это Microsoft NetMeeting.
РЕДАКЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИЗДАНИЙ
Газетные форматные нормативы
Для газетной продукции в соответствии с ГОСТ 9254 — 86 предусмотрены следующие форматы листовой бумаги: 60 х 84, 42 х 60, 30 х 42 см и рулонная бумага с шириной роля: 42, 60, 84, 126 и 168 см.
Формат А2 (420 х 594 мм) — 1/2 доля листа формата 60 х 84 см; формат A3 (297 х 420 мм) — 1/2 А2 или 1/4 доля листа формата 60 х 84см; форматА4 (210x297мм) — 1/2A3.
Формат полосы в квадратах формата газеты А2 — 21,5 х 30,5 кв., формата A3 — 14,5x21 кв. и формата А4 — 10 х 15,5 кв.
Выбор шрифтового оформления.
понятие о шрифтах
Шрифт (type) — важное средство оформления издательской продукции. Он служит для воспроизведения текста и во многом определяет не только удобочитаемость, но и художественный облик печатного материала. Под шрифтом обычно понимают набор символов (буквы, цифры, знаки препинания), объединенных языковыми и художественными достоинствами.
При использовании компьютерных шрифтов появился термин — «гарнитура» (family), или «семейство шрифтов» (type family), т. е. шрифты с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями.
Например, к гарнитуре Garamond относятся такие шрифты:
Garamond
Garamond
Garamond
Garamond
Garamond
Courier
AAAAAA
rrrrrr
aaaaaa
MMMMMM
iiiiii
Привычный для компьютера шрифт Courier — это на самом деле шрифт пишущей машинки, все знаки у него одинаковой ширины.
Когда по какой-либо причине компьютерная система или принтер не находят требуемого шрифта, то он чаще всего заменяется моноширинным шрифтом Courier, хотя бы по той причине, что Courier сильно отличается от остальных, и на такую ошибку трудно не обратить внимания.
Контрастность (contrast)
Отношение толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символа.
При отношении 1:1 контраст отсутствует, при отношении 4:5 контраст нормальный, при отношении 1:2 контраст средний.
Н
Н
Н(сделать различный контраст в РМ)
Положение (slant)
Наклон основных штрихов.
По положению очка шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания.
У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы — рисунок рукописного шрифта.
Шрифт
Шрифт
Шрифт (сделать наклон в РМ)
Кроме перечисленных характеристик шрифта в электронном наборе используются следующие вариации очка:
§ подчеркнутое (underline) Шрифт
§ перечеркнутое (strikethrough) Шрифт
§ выворотка (reverse) Шрифт (сделать в РМ)
§ оттененное (shadow) Шрифт
§ контурное (outline) Шрифт
Метрические параметры шрифтов
При наборе текста тем или иным шрифтом важное значение имеют метрические параметры шрифта, а именно: ширина символов, высота прописных и строчных символов, положение выступающих и свисающих элементов, кернинг и трекинг.
Рассмотрим более подробно значение таких параметров, как кернинг и трекинг.
Кернинг (kerning)
При наборе некоторых слов появляются комбинации символов, расстояние между которыми кажется непропорционально большим (например в слове ГДЕ — расстояние между Г и Д, а в слове Колба — между К и о). Этот дефект невозможно устранить при помощи модификации ширины символов или изменения величины их полей, поскольку в этом случае в других комбинациях расстояние между символами окажется слишком маленьким (например, уменьшив правое поле буквы Г мы исправим положение в слове ГДЕ, но при этом в слове ГВОЗДЬ расстояние между Г и В слишком уменьшится). Для решения этой проблемы применяется специальный метод изменения расстояния между символами, называемый кернингом. Как правило, говорят о парном кернинге, который определяет изменение расстояния между символами, входящими в определенные пары, например:
С кернингом: | ГД | Гр | AV | AT | AO |
Без кернинга: | ГД | Гр | AV | AT | АО |
Определение пар кернинга производится для каждого шрифта в отдельности, поскольку набор пар и сами значения кернинга сильно зависят от формы символов. Полное отсутствие кернинга в шрифте сильно ухудшает качество воспроизведения текста, особенно при крупнокегельном наборе, поэтому лучше пользоваться шрифтами, содержащими описание пар кернинга и программами, поддерживающими кернинг.
Термин происходит от английского kerning, связанного с термином kern, что означало свисающий за кегельную площадку элемент очка литеры. В металлическом наборе кернингом называлась индивидуальная подрезка (ручное подпиливание) двух соседних литер, чтобы выдвинутые вбок элементы их рисунка взаимно входили друг в друга (рис. 2). С появлением компьютеров стало возможным держать в памяти машины критические сочетания знаков, так называемые кернинговые пары, с измененным значением ширин, которые позволяли сдвигать изображения этих знаков, чтобы визуально выровнять их межбуквенные просветы.
Рис. 2. Схема кернинга в металлическом шрифте
Например, программа PageMaker поддерживает несколько видов кернинга.
Автоматический кернинг пар увеличивает или уменьшает расстояние между определенными парами символов на основе информации, заложенной при создании шрифта. Он может быть задан или отменен на уровне абзаца, либо включен в описание стиля абзаца.
|
Заказной кернинг обеспечивает равномерную настройку интервалов между всеми символами выделенного текста с учетом формы конкретных символов и заданной плотности текста.
Кернинг может быть применен не только к буквам и знакам препинания, но и к пробелам, ширина которых наряду с другими символами определяются в каждом шрифте.
Трекинг (tracking)
Другой способ улучшения воспроизведения текста — изменение расстояния между символами в зависимости от кегля шрифта, которым эта строка набирается. Этот метод называется трекинг. При наборе основного текста обычно используются шрифты небольшого кегля (8–12 пт.), и для лучшей читаемости расстояния между символами немного увеличиваются. С увеличением размера шрифта начинают уменьшаться расстояния между символами, что повышает компактность надписи и позволяет воспринимать ее как цельное графическое изображение.
В программе PageMaker предусмотрены пять встроенных вариантов трекинга (от очень жидкого до очень плотного), которые различным образом корректируют расстояние между символами.
|
В программе предусмотрен также заказной трекинг. Он позволяет установить значения кегля, после которых трекинг уменьшается, и величину этого уменьшения.
Параметры трекинга напрямую зависят от дизайна шрифта и его кегля: каждая функция трекинга представляет собой набор значений, определяющих зависимость между размером символов и степенью увеличения или уменьшения межбуквенных интервалов. Трекинг можно изменить в любом выделенном фрагменте текста. В программе PageMaker трекинг является атрибутом символов, поэтому в пределах одного абзаца можно использовать различные варианты.
Кроме сказанного выше, следует помнить, что значения трекинга и кернинга измеряются в относительных единицах, основанных на текущем кегле шрифта. Трекинг обратно пропорционален кеглю; он обеспечивает общую корректировку интервалов между символами, слегка уплотняя крупный текст и разгоняя мелкий. В отличие от него, кернинг определяется шириной круглой шпации текущего шрифта, поэтому его значение увеличивается или уменьшается прямо пропорционально кеглю.
Таким образом, полиграфисты традиционно используют трекинг для изменения общей визуальной плотности текста; кернинг же позволяет улучшить восприятие текста за счет уменьшения или увеличения интервалов между определенными парами символов.
Кодовые страницы
Вся информация в компьютере, в том числе и об используемых шрифтах, хранится в виде двойных чисел (кодов).
Кодовая таблица устанавливает соответствие кодов (двоичных чисел, хранимых в памяти компьютера) символам, отображаемым на дисплее или принтере. В ней каждому допустимому коду соответствует ровно один символ. Процесс присвоения знакам числовых значение и называется кодированием (encoding).
В первых ЭВМ для кодирования текста было отведено 7 бит. Закодировать можно было 128 символов (27). Этого количества вполне хватало для кодирования всех строчных и прописных букв латинского алфавита, десяти цифр и различных знаков и скобок. Именно такой, 7-битной, является таблица символов ASCII (American Standard Code for Information Intercange — американский стандартный код для обмена информацией). В таком файле не могут быть представлены буквы, отличные от латиницы.
Когда возникла необходимость кодировать национальные алфавиты, то 128 символов стало недостаточно. Было решено перейти на кодирование с помощью 8 бит (т. е. одного байта). В результате количество символов, которые можно закодировать таким образом стало равно 28=256. При этом символы национальных алфавитов располагались во второй половине кодовой таблицы. Так появился стандарт ISO 8859, содержащий множество кодировок для наиболее распространенных языков. Для русского языка это стандарт ISO 8859-5.
Компьютерные технологии постоянно совершенствуются и в настоящее время все большее число программ начинает поддерживать стандарт Unicode, который позволяет кодировать практически все языки и диалекты жителей Земли. Для кодирования символов используется диапазон чисел от нуля до 65 536. Такой широкий диапазон позволяет представлять в численном виде символы языка людей из любого уголка планеты.
Индексация шрифтов
Некоторые производители шрифтов для индексации шрифтов используют уникальный каталожный индекс, который имеет следующий формат: PP NNNFFSСС.ХХХ
Префикс PP указывает на источник цифровых данных, т. е. фирму, в которой был построен, оттестирован и выпущен в свет данный шрифт. Например, все шрифты, произведенные фирмой International Type Corp. (США), имеют префикс ITC.
Индекс гарнитуры NNN является трехбуквенной аббревиатурой латинского названия гарнитуры. Например, ACD — Academy.
Код начертания по Фрутигеру FF состоит из двух десятичных цифр. Первая цифр характеризует насыщенность шрифта (см. табл. 1), вторая — ширину и наклон шрифта (см. табл. 2).
Для вычисления значения кода Фрутигера используются геометрические соотношения размеров прописной буквы «Н»:
d — ширина вертикального штриха;
L — расстояние между осями вертикальных штрихов;
H — высота знака.
Табл. 1. Градации насыщенности шрифта
d/H, % | Название английское | Название русское | Код по Фрутигеру |
<5 | Thin | Тонкий | |
4–8 | Ultra Light | Ультрасветлый | |
6–10 | Extra Light | Сверхсветлый | |
9–13 | Light | Светлый | |
12–17 | Book | Нормальный | |
16–22 | Demi Bold | Полужирный | |
20–27 | Bold | Жирный | |
23–30 | Extra Bold | Сверхжирный | |
>28 | Black | Черный |
Табл. 2. Градации ширины шрифта
L/H, % | Название английское | Название русское | Код по Фрутигеру | |
прямой | накл. | |||
>100 | Extra Extended | Сверхширокий | ||
74–110 | Extended | Широкий | ||
56–80 | Normal | Нормальный | ||
40–60 | Condensed | Узкий | ||
<45 | Extra Condensed | Сверхузкий |
Код особенностей начертания (S) состоит из латинской буквы и добавляется, если необходимо обозначить особенности начератания, связанные со знаковым комплектом или вариациями дизайна.
Примеры литер, используемых для обозначения особенностей начертания:
«О» — минускульные цифры взамен традиционных;
«S» — капительные знаки взамен строчных;
«R» — грубое (декоративное начертание, имитирующее дефекты оттиска на грубой бумаге);
«B» — ломаное;
«D» — танцующее; и т. д.
Индекс начертания FF(S) может быть опущен в то случае, когда гарнитура состоит из одного начертания и развитие по начертаниям не предполагается.
Код СС показывает кодировку и формат (табл. 3—4).
Табл. 3. Суффиксы кодировок
Английское имя | Русское имя | Суффикс |
Western | Западноевропейская | А |
Central European | Центральноевропейская | Е |
Turkish | Турецкая | Т |
Baltic | Балтийская | В |
Romanian | Румынская | R |
Icelandic | Исландская | Iс |
Croatian | Хорватская | Сг |
Cyrillic Standard | Кирил. стандартная | С |
Cyrillic Asian | Кирил. азиатская | I |
Cyrillic Old Russian | Старорусская | OR |
Cyrillic Old Slavonic | Старославянская | OS |
Greek Modern (Monotonic) | Греческая | GM |
Greek Ancient (Polytonic) | Древнегреческая | GP |
Hebrew | Еврейская | H |
Arabic | Арабская | Ar |
Armenian | Армянская | Arn |
Georgian | Грузинская | Gr |
Multilingual | Многоязычная | - |
CIS | CIS | CIS |
Табл. 4. Суффиксы форматов
Формат | Суффикс |
TrueType | TT |
PostScript Type 1 | — |
OpenType | — |
Примеры:
PragmaticaETT — Central European TrueType
PragmaticaC— Cyrillic PostScript
PragmaticaTT — Multilingual TrueType
Pragmatica — Multilingual OpenType
Расширение (XXX) указывает на назначение файла:
PFB(Print Font Binary) —собственно шрифт в формате PostScript Type 1
АРМ(Adobe Font Metrics) — ширины и кернинг шрифтов формата Type 1
INF(INformation File) — дополнительная информация о шрифте формата Type 1
PFM(Printer Font Metrics) — информация о ширинах и кернинге для Windows
TTF(TrueType Font) — шрифт в формате TrueType или ОреnТуре/ТТ
OTF(OpenType Font) — шрифт в формате OpenType/PS
Пример:
ACD55_C.TTF — Academy Book Cyrillic TrueType.
КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ
При классификации шрифтов используются различные подходы. Это обусловлено следующими факторами.
Графические особенности шрифта, его художественная форма не раз останавливали на себе внимание искусствоведов. Прежде всего, было замечено, что выразительные качества шрифта обогащались в процессе его развития. Исторически сложившиеся характерные рисунки шрифтов несут на себе определенные стилевые и национальные признаки. В разновидностях рисунка наборных шрифтов нашли отражение техника, инструмент, с помощью которых выполнялся первоисточник шрифта, материал, на который он наносился. Таким образом, определенные группы шрифтов связаны с эпохой их создания, ее культурой, искусством, техникой и теми предметами и объектами, на которых шрифт писался, высекался, вырезался или создавался иными способами.
Помимо этого, форма букв способна сама по себе вызывать, в той или иной степени, ряд ассоциативных представлений. Характер шрифта и способ его компоновки свидетельствуют о статике или динамике. Например, курсивные и наклонные начертания шрифта во многих случаях выглядят более динамично, чем прямые. Светлым, жирным, полужирным начертанием шрифта может быть вызвано представление о его весомости («тяжести» или «легкости»). Насыщенность шрифта, обуславливаемая толщиной штрихов и плотностью рисунка букв, позволяет говорить о той или иной его «цветности». Нормальные, узкие и широкие начертания шрифта при определенных обстоятельствах связываются с понятиями о большей или меньшей стройности, устойчивости и пропорциональности.
Рисунок букв может восприниматься на бумажном листе как плоскостной или пространственный. Плоскими выглядят шрифты с одинаковой толщиной основных и соединительных штрихов. В шрифтах, имеющих различные толщины основных и соединительных штрихов, тонкие штрихи кажутся более удаленными, и создается впечатление, что буква в целом обладает определенным объемом. В строчном начертании большинства гарнитур преобладают круглые буквы и выступающие за линию строки элементы, что делает это начертание менее строгим, чем прописное, и более удобочитаемым при длительном чтении. Буквы строчного начертания, будучи доведены по размеру очка до величины прописного, оказываются насыщеннее прописного.
Почти в каждом кегле шрифта содержится прямое, курсивное, светлое, полужирное, строчное и прописное начертания, а в некоторых гарнитурах — жирное, широкое и узкое. Избрав для оформления книги только одну гарнитуру, художник будет иметь достаточное многообразие выразительных средств шрифта, заключенных в его рисунке, размере и начертании.
Несмотря на то, что шрифты одной гарнитуры объединены общим характером рисунка, различные начертания делают их значительно, а порой и резко отличающимися друг от друга. Кроме того, такие начертания, как прямое и курсивное, прописное и строчное, имеют и различное историческое происхождение.
Для того чтобы изучить и понять современные проблемы классификации шрифтов необходимо не только изучить все виды шрифтов, но и разобрать их основные современные классификации. Каждая из них по-своему верна и содержит в себе ряд особых признаков, однако не одна из них не может собрать в себе все известные характеристики шрифта. Это объясняется не только проблематичностью изучения всех видов, но и спорностью в классификации некоторых видов шрифтов.
Таким образом, можно выделить следующие классификации шрифтов.
В зависимости от области применения | Историческая классификация | Некоторые стандарты |
текстовые выделительные титульные акцидентные (декоративные) специальные знаки | гуманистическая антиква переходная антиква новая антиква брусковые шрифты рубленые шрифты | ГОСТ 3489 I-71 и ГОСТ 3489 38-72б MS Windows IBM Classification PANOSE |
Классификация шрифтов в зависимости от области применения, историческая классификация, а также классификация в соответствии со стандартами ГОСТ 3489 1-71 и ГОСТ 3489-38-72б используется в традиционном наборе. Она имеет место при рассмотрении ручного, строко- и буквоотливного, а также фотонабора и в данном издании не рассматривается.
Классификация шрифтов в ОС Microsoft Windows
Эта классификация является одним из примеров современного подхода и распространяется на цифровые шрифты, которые используются в соcтаве автоматизированных рабочих мест.
ROMAN — шрифты с засечками, например, гарнитуры Bodoni.
SWISS — рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов, например, гарнитуры Futura.
MODERN — шрифты с постоянной толщиной штрихов и все моноширинные шрифты, например, гарнитуры Courier.
SCRIPT — шрифты, имитирующие рукописные, например, гарнитуры Parsek.
DECORATIVE — декоративные шрифты, например, гарнитуры Decor.
DON'T KNOW — шрифты, информация о которых недоступна или которые не имеют четко выраженных признаков.
Классификация шрифтов по системе IBM Classification
DSTYLE SERIFS — шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII веков, с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (относятся к группе гуманистической антиквы по исторической классификации.
TRANSITIONAL SERIFS — шрифты, основанные на латинской традиции XVII-XIX веков, с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (относятся к группе переходной антиквы)
MODERN SERIFS — (например, гарнитура Bodoni) шрифты, основанные на латинской традиции начала XX века, с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (относятся к группе новой антиквы).
CLARENDON SERIFS — вариант OLDSTYLE SERIFS и TRANSITIONAL SERIFS со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (относятся к группе кларендон).
SLAB SERIFS — (например, гарнитура Courier) шрифты с прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (относятся к группе брусковых шрифтов).
FREEFORM SERIFS — (например, гарнитура FreeStyle) шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации
SANS SERIFS — (например, гарнитура Futura) большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (относятся к рубленым шрифтам).
ORNAMENTALS — (например, гарнитура Decor) декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков
SCRIPTS — (например, гарнитура Parsek) большинство шрифтов, схожих с рукописным написанием
SYMBOLIC — (например, гарнитура Symvolic) не зависящие от дизайна шрифты, содержащие ассортименты специальных символов (математических, музыкальных, географических и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.
Классификация шрифтов компании ParaType
Одной из удачных классификаций, на наш взгляд, является классификация компании ParaType. Несмотря на то, что в одной схеме совмещены различные разделы — «Антиква» (морфологическая характеристика), «Акцидентные» (функциональная) и «Старославянские» (историческая) — такой подход является традиционным и наиболее привычным для пользователей шрифтов.
Антиквенные шрифты
Шрифты с засечками. Их форма происходит от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные) и книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанс (строчные). Первая наборная антиква появилась во второй половине XV века в Италии и Германии. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: антиква старого стиля (конец XV – начало XVIII в.в.) сменилась переходной антиквой (начало XVIII – конец XVIII в.в.), а затем антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX вв.), кроме того, в начале XIX в. появились брусковые шрифты. На основе всех этих исторических форм современные дизайнеры шрифта создают новые версии антиквенных шрифтов.
Классификация цифровых шрифтов по методу описания
По методу описания цифровые шрифты подразделяются на растровые, штриховые, контурные и алгоритмические.
В реально существующих шрифтах, используемых в издательских системах, наиболее распространены два метода описания шрифтов: растровый и контурный. Некоторое представление о них дают два следующих рисунка (соответственно левый и правый).
Символы растрового шрифта представляются набором точек pacтpa подобно тому, как образуется изображение мозаики. До появления первого принтера с языком PostScript — Apple LaserWriter пользователи персонального компьютера работали только с растровыми (bitmap) шрифтами, которые имели ряд существенных недостатков:
§ поскольку разрешения принтера и экрана сильно отличаются, для них необходимо было иметь разные шрифты;
§ для каждого кегля требовался отдельный растровый шрифт и чем больше был кегль, тем больше места на диске занимал шрифтовой файл;
§ растровые шрифты не допускали поворотов и, следовательно, для документов в альбомном формате требовался отдельный выбор шрифтов.
Битовая карта (bitmap) может быть представлена в виде таблички из нулей и единиц, если, например, условно обозначить точку, окрашенную в цвет символа, единицей, а в цвет фона — нулем. Bitmap-шрифт является наиболее удобным для отображения на экране с точки зрения скорости прорисовки и затрат ресурсов компьютера на обработку. Но размеры символов на экране могут изменяться, поэтому для одной гарнитуры необходимы bitmap-шрифты нескольких размеров. С тем, чтобы сэкономить объем памяти для хранения различных по размеру шрифтов, используют следующий подход:
§ для наиболее ходовых кеглей создаются отдельные bitmap-шрифты;
§ для промежуточных размеров битовая карта каждого символа строится непосредственно перед отображением на основании bitmap из ближайшего по размеру шрифта той же гарнитуры.
Векторные шрифты — одно из возможных решений проблемы масштабирования шрифта. Для них характерным является естественный способ непосредственного воспроизведения на носителе прямых или кривых линий, например, для устройств типа перьевых или струйных графопостроителей (плоттеров). В векторных шрифтах каждый символ представляется в виде совокупности геометрических примитивов, т.е. отрезков прямых и дуг окружности, заданных своими координатами относительно «точки привязки» символа.
Масштабирование векторного шрифта возможно в результате простого умножения всех координат на соответствующий множитель. Однако для прорисовки шрифтов с качеством, нужным для публикаций в полиграфии, в векторных шрифтах требовалось бы очень большое количество элементов, образующих контуры букв с переменной толщиной, так как их пришлось бы собирать из множества тонких линий. Векторные шрифты широко используются в программах, связанных с подготовкой чертежей.
Контурные (outline) шрифты обеспечили оригинальное решение множества проблем:
§ вместо запоминания битовых карт, существующих для нескольких базовых кеглей шрифта, запоминаются только контуры символа;
§ для запоминания кривых, очерчивающих границы символов, используют разбиение кривой (или ломаной) линии на участки и аппроксимацию получившихся фрагментов кривых полиномами второй или третьей степени;
§ для отображения на том или ином устройстве символа какого-то конкретного размера битовая карта для данного символа и данного кегля строится путем заполнения контуров буквы точками (иначе говоря, выполняется растрирование нужного символа с разрешением, соответствующим устройству вывода).
Отделение информации о форме символов в контурных шрифтах от процесса их воспроизведения на растровом выводном устройстве является отличительной особенностью, обеспечившей революцию в издательском деле при переходе на компьютерную технику. При этом отмечают следующие особенности:
§ в шрифте описывается форма каждого символа в виде набора прямых и кривых в абстрактных координатах, не связанных с конкретным разрешением выводного устройства;
§ управление процессом заполнения контура растровыми точками осуществляется ассортиментом инструкций (hints).
§ выводное устройство может масштабировать контуры символа до необходимого размера и заполнять внутренниe области точками того растра, на который оно способно;
§ используя математическое описание кривых, программа-интерпретатор обеспечивает поворот контура и выполнение других манипуляции с ним.
Ассортимент инструкций (hints) необходим потому, что при наложении контура на растровое поле может происходить искажение изображения, так как некоторые точки пересекаются линиями контура, оказываясь частично снаружи и частично внутри. При простом округлении два вертикальных штриха, например, симметричной буквы «Н», могут оказаться разной толщины. Инструкции дают дополнительную информацию программе-растеризатору для разумного округления при заполнении контура (особенно это важно при работе с устройствами низкого разрешения, например, с экранами и принтерами, где разрешение не достигает 300 dpi).
Для сравнения различных шрифтов приведем таблицу.
Отличительные особенности | Область применения | Преимущества метода | Недостатки метода |
Растровые шрифты | |||
Символы шрифта — оцифрованное изображение-узор из отдельных точек или так называемых пикселов (черных и белых). Процесс печати символов сводится к переносу этого изображения на выводное устройство. | Во всех матричных, большинстве лазерных и струйных принтеров. Для отображения текстов на мониторе. Для фотовыводных устройств. | Максимально возможное качество и скорость работы. Простота, естественность. | Невозможность плавного изменения величины кеглей и использования нелинейных преобразований. Жесткая привязка к конретному типу принтера и монитора. "Ступенчатость" формы контура буквы при масштабировании. |
Штриховые шрифты | |||
Изображение символа в виде векторов, которые плотно заполняют пространство, занимаемое символом. | Для вывода на графопостроители, векторные дисплеи. | Возможность выполнения наклонов, поворотов при трансформировании шрифта. | Заметное ухудшение качества воспроизведения шрифта при выполнении масштабирования. |
Контурные шрифты | |||
Используется описание контуров символов в виде прямых и кривых линий. Воспроизведение шрифтов выполняется специальной программой-растеризатором. | Относятся к наиболее распространенным так называемым масштабируемым шрифтам в форматах True-Type и PostScript. В формате PostScript структура изображения описывается вне зависимости от устройств вывода. | Возможность выполнения любых преобразований. Это выполняется программой благодаря математическим вычислениям контура символа для каждого конкретного гарнитурокегля. | Трудоемкость манипулирования направляющими точками при преобразованиях формы символа. |
Алгоритмические шрифты | |||
Используются специальные языки описания символов. Они содержат команды управления, описания переменных и массивов, ассортимент расчетных функций и функций обмена с внешней средой. | Реализация описания шрифтов по технологии Метафонт (Metafont), примененного Дональдом Кнутом в его издательской системе ТеХ. | Наибольший ассортимент возможностей при формировании символов. Гибкость при определении графемы, а затем и других параметров (в том числе и дизайна). | Трудоемкость построения шрифтов. |
Форматы шрифтов
Шрифты в EPS-файле
Большинство иллюстраций, подготовленных в Adobe Illustrator или CorelDraw, экспортируются в макет QuarkXPress через графический формат EPS. Если в иллюстрациях использовались текстовые объекты, то их необходимо конвертировать в кривые, исключая зависимость от шрифтов. Это особенно актуально для текстовых объектов, имеющих толстые контуры, сложные заливки или другие специальные модификации. Однако преобразование в кривые больших массивов текста, особенно малого кегля, нежелательно. В подобных случаях перед сохранением иллюстрации нужно обязательно задать внедрение шрифтов в EPS-файл. При этом нужно помнить, что все шрифты TrueType будут автоматически конвертированы в формат PostScript Type 1, так как эти шрифты не могут быть непосредственно внедрены в файл EPS. Имена новых шрифтов Type 1 в EPS-файле будут такими же, как и у соответствующих шрифтов TrueType. Такое преобразование иногда может приводить к ошибкам и ухудшению качества при выводе. В Quark XPress есть возможность сохранять страницу или разворот макета в EPS-файле командой File, Save Page as EPS. Это делается, например, для вставки страницы одного макета как изображение в другой.
При сохранении в EPS-файл шрифты, использованные при верстке данной страницы, не внедряются — в файл помещается лишь информация об именах шрифтов. Однако при выводе макета, содержащего такие EPS-файлы, в файл PostScript будут внедрены все шрифты, включая и те шрифты, информация об именах которых присутствует в EPS-файле. Такое внедрение будет возможно только если шрифты, на которые имеются ссылки в EPS-файле, установлены и доступны в системе. TrueType-шрифты в этом случае могут и не конвертироваться в PostScript Type 1. В этом случае они вкладываются в одну из "PostScript-оболочек" Type 42 или CIDFontType 2, представляющих собой специальные форматы PostScript-шрифтов, используемых для внедрения TrueType-шрифтов в PostScript-файл.
Могут возникнуть проблемы cо шрифтами TrueType и при преобразовании в формат PDF EPS-файла, сохраненного в QuarkXPress командой File, Save Page as EPS. Так как в EPS-файле шрифтов нет (имеются лишь данные об их именах), Acrobat Distiller, выполнив поиск шрифтов по именам в доступных папках, сможет внедрить в PDF файл все найденные PostScript-шрифты Type 1. Вместо всех TrueType-шрифтов в файле PDF будет использован шрифт Courier. Таким образом, если предполагается сохранять страницы макета в EPS-файле с последующим конвертированием его в PDF, то использовать нужно только шрифты PostScript. Иначе следует выполнить вывод в PostScript-файл всех EPS-файлов, размещенных в макете QuarkXPress как изображения, при этом не забывая, что все TrueType-шрифты, использованные при верстке "EPS-страниц", должны быть установлены в системе.
В процессе преобразования файла PostScript в формат PDF Acrobat Distiller может выдавать сообщения об ошибках и указывать предпринятые программой действия. Иногда ошибки со шрифтами могут даже приводить к завершению преобразования без создания файла. Если шрифт не был внедрен в файл PDF и не установлен в системе, то Adobe Acrobat, открывая такой файл, попытается временно заменить отсутствующий шрифт на новый, что выполняется с помощью технологии Multiple Master и имеющихся в PDF-файле данных о метрике отсутствующего шрифта. Новый шрифт создается на основе другого шрифта, наиболее похожего на заменяемый шрифт. При такой замене не гарантируется точное соответствие вида нового шрифта старому, более того, шрифты (особенно декоративные) могут вообще по-другому выглядеть.
И самое главное: отсутствующие русские шрифты не могут быть заменены корректно, т. к. используемые по умолчанию Multiple Master шрифты Adobe Sans MM и Adobe Serif MM не поддерживают русский алфавит.
Проверка внедренных шрифтов в файл PDF Adobe Acrobat позволяет показать все используемые шрифты в файле PDF. Для этого можно воспользоваться командой File, Document Info, Fonts. В окне Font Info необходимо проверить, что шрифты внедрены, т. е. в поле Used Font (Используемые шрифты) все шрифты имеют режим Embedded или Embedded Subset (только для TrueType-шрифтов). Состояние замены шрифта Adobe Sans MM недопустимо.
Так же для проверки используемых шрифтов привлекаются специальные дополнения для Adobe Acrobat. Расширение Enfocus PitStop выполняет автоматическую предварительную проверку (preflight check) PDF-файла и показывает представленные в нем шрифты. Кроме того, оно может заменять проблемные шрифты на другие. Это особенно интересно в случае шрифтов TrueType. Их можно заменить на доступные шрифты PostScript Type 1 и, тем самым, исключить возможные проблемы при выводе.
Определение объема издания.
К дополнительным текстам относятся предисловие, введение, вступительная статья, сопроводительная статья, послесловие, эпиграф, стихи, примечания, комментарии, списки условных обозначений и сокращений, приложения, в учебниках — методические указания и материалы для самостоятельной работы (задания для с/р, упражнения, отрывки из исторических документов), в научных изданиях — подробные, поясняющие или подтверждающие основную мысль автора элементы текста (например, описания опытов). Такие тексты содержат нужные читателю сведения, но все же передают не основное содержание книги.
К справочно-вспомогательным элементам, которые необходимы для читателя и совокупность которых можно назвать аппаратом ориентировки, принадлежат колонцифры, колонтитулы, оглавления, указатели, а также выходные сведения. К этой группе будем относить и титульные элементы (титул, авантитул, контртитул, шмуцтитул, фронтиспис).
Начальная полоса
Первая текстовая или смешанная полоса издания или его части
Спуск на полосе
Отступ от верхнего края полосы набора до начала строк текста на начальной странице издания, его разделов и др. структурных частей, который может быть заполнен заголовками и книжными украшениями (спусковая полоса — 1/4—1/3).
Концевая полоса
Последняя текстовая или смешанная полоса издания или его части, обычно заполненная не до конца (1/4 — 3 строки)
Фронтиспис
Иллюстрация, помещаемая на левой странице разворота с титульным листом
Шмуцтитул; Добавочный титул
Структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист или страницу с заглавием произведения или крупных рубрик, эпиграфами, иллюстрациями, книжными украшениями
Разворот
Две смежные страницы раскрытого издания, являющиеся единым композиционным целым
Титульный лист; Титул
Страница издания, на которой размещаются выходные сведения
Оборот титульного листа; Оборот титула
Оборотная сторона титульного листа, на которой размещаются некоторые элементы выходных сведений
Концевой титульный лист; Колофон
Последняя страница издания с его выпускными данными
Авантитул; "Выходной лист"; Фортитул
Первая страница издания, расположенная перед титульным листом и содержащая обычно издательскую марку, эпиграф, посвящение, надзаголовочные данные, выходные данные
Одинарный титульный лист
Титульный лист, состоящий из титульной страницы и оборота титула
Основной титульный лист
Лицевая сторона одинарного титульного листа или правая сторона разворотного титульного листа, которая содержит все наиболее существенные для издания или его части выходные сведения и является основным источником для составления библиографического описания
Двойной титульный лист
Титульный лист, размещенный на развороте
Разворотный титульный лист
Двойной титульный лист, на каждой из двух страниц которого располагается определенная группа выходных сведений
Контртитул
Левая страница разворотного титульного листа, на которой приводятся сведения об издании в целом или воспроизводится титульный лист издания, послужившего оригиналом для перевода
Распашной титульный лист
Двойной титульный лист, композиционно составляющий единое целое, где текстовые и/или изобразительные элементы начинаются на левой странице разворота, а заканчиваются на правой
Главный титульный лист; Общий титульный лист
Титульный лист в многотомных, продолжающихся или серийных изданиях, на котором помещаются выходные сведения издания в целом
Дополнительный титульный лист
Левая страница разворота титульного листа, на которой размещается главный титульный лист, контртитул или параллельный титульный лист, а также лист, следующий за основным титульным листом или предшествующий ему
Параллельный титульный лист
Дополнительный титульный лист с выходными сведениями, повторенными на языке, отличном от языка основного текста издания.
Совмещенный титульный лист
Спусковая страница, над текстом которой размешают совокупность основных сведений титульного листа
Сборный титульный лист
Титульный(е) лист(ы) вместе с оборотом(ами) и всеми страницами, предшествующими титульному(ым) листу(ам)
Выходные сведения
Составная часть аппарата издания, содержащая совокупность данных, всесторонне характеризующих издание и предназначенных для информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета изданий.
Примечание: Состав, место расположения выходных сведений и требования к ним определены ГОСТ 7.4—95.
Выходные данные
Составная часть выходных сведении, включающая данные о месте выпуска издания, имени издателя и годе выпуска издания
Библиографическая полоска
Составная часть выходных сведений периодического (кроме газет) или продолжающегося издания, которая содержит основные сведения, достаточные для идентификации данного выпуска/тома/номера издания и включает сокращенное заглавие издания, год выпуска, номер тома/выпуска, число страниц, место выпуска — при наличии изданий с одинаковым заглавием, выходящих в разных местах
Классификационные индексы; Шифры хранения издания
Условные буквенно-цифровые обозначения, входящие в состав выходных сведений и включающие индекс Универсальной десятичной классификации (УДК), индекс библиотечно-библиографической классификации (ББК), авторский знак, код Государственного Рубрикатора научно-технической информации
Авторский знак
Условное буквенно-цифровое обозначение фамилии автора или первого слова заглавия издания.
Примечание: Авторский знак устанавливается по "Авторским таблицам" Л.Б. Хавкиной
Международный стандартный номер книги; ISBN
Идентификационный код регистрационного характера, проставляемый на книгах и состоящий из аббревиатуры ISBN — Международный стандартный книжный номер (рус.), "International Standard Book Number" (англ.) — и десяти цифр, обозначающих идентификаторы страны, издательства и книги. Примечание. Применение международного стандартного номера книги определяет ГОСТ 7.53
Международный стандартный номер сериального издания; ISSN
Идентификационный код регистрационного характера, проставляемый на сериальных изданиях и состоящий из аббревиатуры ISSN — Международный стандартный номер сериальных изданий (рус.), "International Standard Serial Number" (англ.) — и восьми цифр. Примечание. Применение международного стандартного номера сериального издания определяет ГОСТ 7.56
Знак охраны авторского права; Знак копирайта
Знак, который указывает на то, что произведение и/или другие части издания охраняются авторским правом, и обозначен латинской буквой "С", заключенной в окружность, именем обладателя авторского права и годом первого выпуска в свет
Выпускные данные
Составная часть выходных сведений, включающая следующие данные: номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи; дату подписания издания в печать; формат бумаги и долю листа; гарнитуру шрифта основного текста; способ печати, объем издания в условно-печатных и учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; имя и почтовый адрес издателя; название полиграфического предприятия и его почтовый адрес
Надвыпускные данные
Составная часть выходных сведений, размещаемая непосредственно над выпускными данными и включающая данные об авторе(ах), составителе(ях), заглавие издания, данные о специалистах, работавших над подготовкой издания, а также указание вида издания по целевому назначению
Штриховой код; Штрих-код
Код международной ассоциации товарной нумерации (EAN), который используется для маркировки изданий с целью контроля за его качеством и реализацией, и состоит из ISBN/ISSN и цифр 978/977, представленных в виде чередования темных и светлых полос разной ширины, содержащих данные о стране-изготовителе, издателе и самом издании
Заставка
Украшение с изображением сюжетно-тематического или орнаментального характера, помещаемое вверху начальной страницы издания или его структурной части
Основные правила набора и верстки
Набор — процесс получения строк текста, выключенных в установленном формате с соблюдением грамматических и технических правил. При любом из существующих в настоящее время способов набора выполнение основных правил обязательно.
Особенности набора ритмизованных текстов
Ритмизованный текст характеризуется чередованием ритмических отрезков. Примером ритмизированного текста могут служить стихотворения, басни, поэмы.
Ритм— закономерное чередование соизмеримых речевых единиц — ударных и безударных слогов. Единицей ритма в стихах является стопа, образованная из ударных и неударных слогов. Стопы могут быть двух- и трехсложные, один из слогов при этом обязательно ударный. Ударные слоги могут быть в начале, в середине (при трехсложной стопе) и в конце стопы. Разное число стоп образует ритмическую единицу — стих,разное число рифмующихся стихов образуют строфу.
Особенностью набора стихотворений является выделение стихов и строф с использованием пробельных материалов и композиционных приемов. Каждый стих обычно набирают отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяют одну от другой межстрочными пробелами, звездочками {*) или цифрами, чередованием строф втяжкой или тем и другим.
Все стихотворения можно подразделить на:
1) одномерные, 2) двухмерные, 3) многомерные и 4) акцентированные.
К одномерным равностопным относятся все стихи (строки), в которых содержится одинаковое число стоп
Во глубине сибирских руд (3)
Храните гордое терпенье, (3)
Не пропадет ваш скорбный труд (3)
И дум высокое стремленье. (3)
(А. С. Пушкин)
К двумерным относятся поэтические произведения, написанные двумя размерами, в которых ритмически чередуются стихи (строки) с разным, но повторяющимся числом стоп (стопы 2—3—2—3).
К многомернымотносятся стихотворения, написанные без соблюдения строгого чередования размерности стихов (вольные стихи) , в которых встречаются стихи с различным числом стоп Подобный вид построения строк характерен для басен. В многомерных стихах делают столько разных отступов, сколько в данном произведении различных по размеру стихов. Такой прием позволяет оттенить изменение ритма.
Лиса, не видя сроду льва,С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался, Но уж не так ей страшен показался. А третий раз потомЛиса и в разговор пустилася со Львом. _______ Иного так же мы боимся, Поколь к нему не приглядимся.В приведенном отрывки имеется 5 разных вертикалей.
Подобное графическое акцентирование характерно для стихотворных произведений с различной длительностью пауз между частями стихов.
Акцентированные стихотворенияможно разделить на ступенчатые, ступенчато-флаговые и смешанные.
В ступенчатых стихахчасти стихотворной строки располагаются лесенкой в нескольких строках набора, в зависимости от того акцента, который придает стихам автор.
Конечно,
различны поэтов сорта.
У скольких поэтов
легкость руки!
Тянет,
как фокусник
строчку изо рта
и у себя
и у других.
Как видно из примера, начало стихов выравнивается по левому краю, а отрезки, переносимые в следующие строки, равняются по концу предыдущих строк. Либо лесенкойс одинаковым отступом.
При флаговом расположениистихотворений части одного стиха размещаются в нескольких строках одинаковым отступом от полосы набора и выравниваются по левой вертикали
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся.
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов.
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
При смешанном расположениистихотворений части одних стихов размещаются ступенями, а другие выравниваются по левой вертикали. Особенность набора стихотворений состоит в выделении стихов и строф с использованием нешрифтовых (пробельно-компози-ционных) выделений. Каждый стих набирается обычно отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяются одна от другой белой строкой (дополнительным межстрочным пробелом), звездочками, чередованием строф с втяжкой или тем и другим.
Строки стихов, как правило, меньше формата полосы, поэтому основную массу стихотворных текстов набирают посередине полосы.
Перед началом набора рассчитывают формат стиха и отступа от края полосы до начала строк стиха. Начальные строки стихотворных произведений обычно набираются без абзацного отступа.
Чтобы определить отступ от края полосы, просматривают все стихотворение и устанавливают, какие стихи по формату наиболее характерны для данного произведения и много ли стихов больше или меньше характерных. Затем набирают стих из группы характерных и выключают его посередине формата.
В двухмерных стихах отступ устанавливается для каждого размера свой.
В многомерных стихах отступ устанавливается так же, как и в предыдущем случае, для каждого размера свой. При наборе всего стихотворения или басни у всех стихов с одинаковым числом стоп сохраняются одинаковые отступы. Расчет отступов выполняется и при наборе одномерных стихов.
В акцентированных стихотворениях отступ определяется только для начала стиха, а все последующие отрезки стихов размещаются в зависимости от вида акцентированного стихотворения или басни.
Для ступенчатых стихов, расположенных лесенкой, отступ определяется сл. обр.: все отрезки стиха, образующие лесенку мах-го по ширине размера с учетом подписи автора, набирают в одну строку без пробелов между ними и эту строку выключают по центру. Для ступенчатых стихотворений с одинаковым отступом (отступ определяют для последней строки строфы): величину втяжки умножают на число строк в строфе минус одна (первая).
Перенос стихов из одной строки в другую нежелателен, так как это нарушает ритм стихотворения. При необходимости переноса слово или несколько слов переносят в следующую строку и выключают в правый край.
Первый способ
Юноша трижды шагнул, наклонился,
рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую
кость.
Второй способ
Юноша трижды шагнул, наклонился,
рукой о колено
Особенности набора текстов 3-4 групп сложности
К 3 группе сложностиотносится набор усложненного текста, содержащего до 50% выделений, использование нескольких алфавитов, текст с примесью формул.
К этой группе относятся технические тексты, ряд словарей. 4 группа— набор особо сложного текста. К данной группе относится набор иностранных и технических словарей, набор таблиц, многострочных математических и химических формул и акцидентный набор.
Особенности набора словарей
Набор словарей относится к сложным видам набора. Каждый тип словаря имеет свою специфику, как в условных обозначениях, так и в оформлении.
Сокращения слов всегда строго обусловлены и имеют определенное значение
Словари набираются обычно шрифтом кегля 5, 6 п., допускается набор настольных словарей кеглем 8 п., только словари для детей набирают шрифтом кг. 9 и 10 п.
Особенности набора выводов и таблиц
В учебных, научных, производственно-технических, справочных и других изданиях часто встречается цифровой и текстовой материал, сгруппированный колонками определенного формата, которые разделены между собой пробелами или линейками. Такого вида материал называется табличным и подразделяется на выводы и таблицы.
Вывод— текстовой или цифровой материал, сгруппированный в виде колонок, разделенных пробелами.
Таблица— текстовой или цифровой материал, сгруппированный в виде колонок, разделенных линейками.
Табличный материал относится к дополнительному тексту, а по сложности набора — к 4 группе сложности.
Таблица и вывод состоят из следующих основных элементов: по вертикали из заголовочной части (головки) и хвостовой, а по горизонтали — из боковика и прографки.
Классификация выводов и таблиц
Выводы классифицируются по содержанию и сложности. По содержанию бывают: текстовые, большая часть колонок в которых содержит отдельные слова или фразы; цифровые;; формульные. По сложности: простые (без заголовочной части) и сложные (с заголовочной частью).
Таблицы делятся на три вида: 1) книжно-журнальные; 2) канцелярские; 3) настенные.
1. Книжно-журнальные таблицы являются частью текста (дополнительным текстом) книги или журнала. Они различаются по следующим основным признакам: по содержанию, расположению на полосе, по внешнему и внутреннему оформлению.
По содержанию: текстовые; цифровые; смешанные, включающие текстовые и цифровые графы; формульные; иллюстрированные таблицы; проформы.
По расположению: клочковые, полосные, полосно-поперечные, продольно-распашные, поперечно-распашные.
По внешнему оформлению: оформленные по принципу гармонического сочетания с основным текстом издания и таблицы, оформленные по принципу контрастного выделения, содержащие полужирные линейки. Такие таблицы или отдельные их элементы могут рассматриваться как иллюстрационный материал.
По внутреннему оформлению: таблицы, содержащие линейки только в заголовочной части; открытые таблицы — без обрамляющих линеек; закрытые таблицы—в линеечном обрамлении с четырех сторон; полузакрытые таблицы, обрамленные линейками с трех сторон, исключая нижнюю.
2. Канцелярские таблицы подразделяются на таблицы-проформы и таблицы-пустографки.
Таблицы-проформы представляют собой образцы форм учетам отчетности и состоят лишь из заполненной заголовочной части и примера заполнения граф.
Таблицы-пустографки с пустой прографкой предназначены для заполнения их вручную.
По содержанию и внутреннему оформлению канцелярские таблицы подразделяются на: таблицы с врезным пунктиром, каждая графа прографки такой таблицы пролинована горизонтальными линейками;
таблицы с боковиком, заполненным текстом;
таблицы с «фальшивым» пунктиром, в которых все графы прографки пролинованы горизонтальными и вертикальными линейками;
балансовые таблицы — отчетные таблицы, состоящие из двух частей: «Приход» и «Расход» (или «Дебет» и «Кредит»),
3. К настенным таблицам относятся расписания занятий, расписания движения транспорта и таблицы, являющиеся составной частью афиши и плакатов.
Все таблицы могут быть простыми и сложными. Заголовки сложных таблиц состоят из многих граф. Таблицы, в которых прографка перерезана текстовыми строками или итоговой линейкой, также относятся к сложным.
Общие правила набора формул
Одним из наиболее сложных видов набора является набор математических формул.
Основное отличие формульного набора от всех других видов набора состоит в том, что набор формулы в ее классическом виде производится не параллельными строками, а занимает определенную часть площади полосы.
Формула— математическое или химическое выражение, в котором при помощи цифр (арабские, римские), символов (математические, химические), коэффициентов (цифры, стоящие перед символами; 2Н2О) и специальных знаков (обозначающие математические действия и знаки связи) в условной форме выражается соотношение между определенными величинами.
Основная строка— строка, в которой размещены основные знаки математических действий и соотношений.
Классификация формул
По своему содержанию формулы подразделяются на две большие группы — математические и химические.
Математические формулы разделяются по сложности набора на четыре основные группы и одну дополнительную, зависящей от состава формулы и насыщенности ее различными математическими знаками и символами, индексами, субиндексами, супраиндексами и приставными знаками. При выделении формул в группы сложности учитывалась трудоемкость набора и время, затрачиваемое на набор.
I группа. Однострочные формулы:
а) простейшие (х + у + 2 = 0); б) с надстрочными и подстрочными индексами; в) с приставными крупнокегельными знаками (Δ, Σ, ∫, ∏, √); г) с приставными крупнокегельными знаками и пределами к ним.
II группа. Двустрочные формулы:
Фактически, эти формулы состоят из трех строк.
а) простые, состоящие из числителя, знаменателя и делительной линейки; б) с надстрочными и подстрочными индексами; в) с надстрочными и подстрочными индексами в числителе и знаменателе.
III группа. Трехстрочные формулы(фактически, 5 строк):
а) содержащие дробь в числителе или знаменателе; б) с приставными крупнокегельными знаками и пределами к ним; в) содержащие индексы один над другим; г) с приставными крупнокегельными знаками и пределами к ним.
IV группа. Многострочные формулы:
а) без индексов; б) с надстрочными и подстрочными индексами в числителе, знаменателе или одновременно и в числителе и в знаменателе; в) с приставными крупнокегельными знаками и пределами к ним в числителе, знаменателе или в числителе и знаменателе одновременно.
Дополнительная группа
К этой группе относят все формулы, рассмотренные выше, показатель степени, индекс или пределы которых представляют собой многострочную формулу.
Химические формулы
По сложности набора эти формулы можно разделить на четыре основные группы.
1. Однострочные, состоящие из чисел, символов и знаков, набираемых шрифтом одного кегля.
2. Однострочные, состоящие из чисел, символов и знаков, набираемых с подключкой.
3. Структурные формулы с горизонтальными и вертикальными наклонными «косыми» линейками связи, не образующие замкнутых фигур.
4. Структурные формулы с линиями связи, образующими замкнутые фигуры (четырех-, пяти-, шестиугольники и др.).
Правила набора математических и химических формул.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ
Верстка — одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.
В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.
Правила книжной верстки сплошного,
– Конец работы –
Используемые теги: обработка, Текстовой0.049
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обработка текстовой
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов