Вселенная Айкидо

Морихэй Уэсиба настаивал на том, что «Айкидо — это изучение духа». Его собственная жизнь была одним долгим духовным поиском, интенсивным стремлением к Божественному, и его поиск глубинной истины религии и философии не прекращался никогда. Морихэй углублялся в священные тексты, медитировал над таинствами бытия, постоянно молился богам, беспрестанно закалял свое тело и был абсолютно преображен глубочайшими видениями.

Айкидо было явлено Морихэю как всеохватывающий путь, как эклектическая система, содержащая элементы эзотерического Синто, тантрической Йоги, даосизма, конфуцианства и даже христианства. Однажды он сказал:

«В Айкидо, которым я занимаюсь, есть место каждому из восьми миллионов богов, и я взаимодействую с каждым из них. Великий Дух Айки объединяет все Божественное и просветленное, что есть в каждой земле. Объединитесь с Божественным, и вы сможете ощущать и понимать богов, где бы вы ни находились.»

Подобно большинству мастеров, Морихэй передавал свое учение посредством образов, символов и аллегорий. Его речи могли поставить в тупик своей сложностью, произносились они на своеобразном «языке сумерек», который требовал от слушающего предельного внимания.

Его откровения излагались языком кототама, «языком духа».

Кото означает «слово, язык, речь»; тама означает «дух или душа». (Сочетание этих двух знаков обычно произносится как котодама, но Морихэй предпочитал произносить кототама.) Морихэй утверждал, что семена-звуки кототама «направляют и гармонизируют все вещи на земле, в результате чего происходит объединение неба, земли, богов и человечества». Мудрецы и пророки многих традиционных культур учили тому, что Вселенная была «спета», что к существованию ее пробудили вибрации божественных звуков. Эти слова—души активировали все формы жизни, а затем поддерживали творение, постоянно кристаллизуясь в действие и структуру (кото также означает «действие» и «объект»). Концепция кототама довольно сходна с понятием Логос — «Слово» — как оно выражено в первой строке Евангелия от Иоанна в Новом Завете, перефразировать которую можно так:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом... Все вещи появились посредством Слова, и ни одна вещь ни быласотворена без него. Возникла Жизнь, Жизнь, которая была Светом человечества.

Морихэй любил использовать эту цитату, когда объяснял западным людям, что такое кототама. В японском переводе иероглиф («путь», «дорога») использовался для того, чтобы представить концепцию Логоса. Так же как Слово «стало плотью и поставило скинию среди нас... полное благодати и действительности» (Евангелие от Иоанна 1: 14), владение кототама позволило Морихэю восстановить подлинное значение и функцию вещей. Короче говоря, кототама — это код, основывающийся на первичном и универсальном Слове, это язык поэзии, молитв, заклинаний, мифологии и философии, а также язык вдыхающего жизнь резонанса музыки.

Теория кототама Морихэя возникла из опыта в буддизме школы Сингон («Истинное Слово»), из мистицизма Омото-кё и из изучения священных текстов Синто Кодзики и Нихон Сёки; но в конце концов он разработал свой собственный духовный язык, чтобы выразить богатую ткань Айкидо. И хотя философия кототама уходит корнями в конкретную традицию и окружение, она имеет отношение к универсальным принципам, которые действительны в любое время и в любом месте. И если понять сущность системы кототама, созданной


Морихэем, то ее можно будет перевести в любую идиому.