Мисоги: очщение тела и сознания

Морихэй утверждал, что Мисоги, «очищение тела и сознания», — это сердце Айкидо; чтобы правильно практиковать Путь Гармонии, человек должен:

Успокоить дух и вернуться к Божественному (тинконкисин).

Очистить тело и дух, устранив всю озлобленность, эгоизм и страсть (мисоги).

Быть вечно благодарным за дары, полученные от Вселенной, Матери-Природы, своей семьи и окружающих тебя людей (канся).

Тинкон, еще произносится как тама-сидзумэ, означает «успокоить дух и собрать мысли». Кисин, «возврат к Божественному», означает «гармония — успокоение в святости жизни».

В последние годы своей жизни Морихэй каждое утро и каждый вечер практиковал часовые варианты тинкон-кисин (по возможности под открытым небом) и укороченные варианты перед каждой тренировкой в додзё.

Морихэй поощрял своих учеников практиковать какой-либо вид тинкон-кисин с тем, чтобы понять Айкидо как телом, так и духом. Он учил:

Вам необходим тинкон-кисин для того, чтобы увидеть свет мудрости. Сядьте удобно и вначале начните созерцать явную сторону жизни. Эта сторона имеет отношение к внешней, физической форме вещей.

Наполните свое тело Ки и почувствуйте, как функционирует Вселенная — её форму, её цвет и её вибрации. Вдыхайте и уноситесь к самому краю Вселенной; выдыхайте и снова возвращайте космос внутрь себя. Затем вдохните всю щедрость и вибрацию земли. После этого смешайте Дыхание Неба и Дыхание Земли со своим собственным, которое и станет собственно Дыханием Жизни. Успокаиваясь, позвольте себе естественным образом погрузиться в царство бесформенного, вернуться к самому сердцу вещей. Найдите свой центр, кототама С У, источник Вселенной. Наполнитесь светом и теплом. И таким образом, пусть ваше сознание всегда будет светлым и ясным как безбрежное голубое небо, великий океан и самый высокий горный пик, пусть оно будет пустым и свободным.

Практика тинкон-кисин также задействует мисоги, очищение тела и сознания. Внешнее мисоги — это омовение тела водой для того, чтобы смыть грязь; внутреннее мисоги — детоксикация внутренних органов посредством глубокого дыхания; духовное мисоги — это очищение сердца, очищение себя от злости. Морихэй таким образом объяснял значение мисоги:

«Единственное лекарство от материализма — это очищение шести чувств (глаза, уши, нос, язык, тело и сознание). Если чувства засоряются, то восприятие человека заглушается. И чем больше оно заглушается, тем более засоренными становятся чувства. Это создает беспорядок в жизни и, следовательно, во всем мире, а это величайшее зло из всех. Для того чтобы защитить мир, мы должны вначале сами избавиться от загрязнений.»

Морихэй говорил, что мисоги необходимо для того, чтобы упорядочить вещи:

«МИ представляет как тело, так и сознание, внешний и внутренний аспект человека; СО — это СУ в телесной оболочке, Божественная искра; ГИ (КИ) означает белизну, ясную и чистую. Короче говоря, мисоги — это вымывание всех загрязнений, удаление всех препятствий, отмежевание от беспорядка, воздержание от негативных мыслей, лучезарное состояние неукрашенной чистоты, завершенность всех вещей, состояние высокой добродетели и незапятнанное окружение. В мисоги человек возвращается к самому началу, где нет разграничения между человеком и Вселенной.»


Для Морихэя практика Айкидо и выполнение его техник было тождественно мисоги:

«Искренне тренируйтесь в Айкидо — и злые мысли и поступки естественным образом исчезнут. Каждодневная тренировка позволяет вашей внутренней божественности сиять все ярче и ярче. Не заботьтесь о том, правы или не правы другие. Не будьте расчетливыми и не поступайте неестественно. Пусть ваше сердце будет привязано к Айкидо, и не критикуйте других учителей и другие традиции. Айкидо охватывает и очищает все.

Тинкон-кисин и мисоги вскармливают канся, безграничное чувство благодарности и почтения к жизни:

Мудрецы и пророки всегда почитали священность неба и земли, гор, рек, деревьев и трав. Они всегда помнили о великом благословении природы. Они осознавали, что божественная цель жизни в том, чтобы непрестанно творить мир, каждый день создавать заново. Если вы поймете принципы Айкидо, то начнете ощущать радость жизни и каждый день будете приветствовать с великой радостью.»

Морихэй выполнял шинкон-кисин перед тренировкой. В додзё шинкон-кисин был не очень продолжительным, но по утрам он мог длиться несколько часов подряд и включать в себя чтение молитв, медитацию и «приветствие восходящего солнца».

Морихэй и его сын Киссёмару выполняли Мисоги под водопадом. Один из видов Мисоги традиционно практикуется под водопадом, и на протяжении своей жизни Морихэй периодически удалялся в горы для того, чтобы проделать подобного рода мисоги.

Морихэй использовал работу Мисоги-но-дзё для объединения неба и земли, Инь и Ян, воды и огня своим собственным телом и сознанием. Морихэй обычно использовал дзё для выполнения шинкон-кисин перед тренировкой.Иногда Морихэй описывал мисоги-но-дзё как амэ-но-кагура, «Небесный Божественный Танец». Он представлял себя стоящим на «Небесном Плавучем Мосту», с энергичной грацией двигающимся вверх-вниз, вперед-назад для того, чтобы изгнать всякое зло и наполниться миром и любовью.Морихэй также рекомендовал практиковать мисоги-но-дзё с партнером, чтобы улучшать свою способность сливаться с любого рода атакой. Мисоги, выполняемое с мечом, называется мисоги-но-кэн.