Менада Галикарнасский Мавзолей
ПРАКСИТЕЛЬ - современник Скопаса. В искусстве он обращался к ясным, гармоничным образам, к состоянию безмятежности.
Гермес с Дионисом. Главная особенность - умение создать плавные, текучие формы, передать все оттенки движения формы.
Афродита Книдская. Первое изображение обнаженной богини.
Отдыхающий сатир. Гермес с Дионисом Гермес Афродита Книдская
Леохардревнегреческий скульптор эпохи поздней классики. Работал в середине 4 в. до н. э. в Афинах, Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом), а также при дворе Александра Македонского. Среди прославленных в древности произведений бронзовая группа "Александр на львиной охоте", статуи царей Македонской династии ("Артемида Версальская", "Аполлон Бельведерский", "Похищение Ганимеда", отличаются виртуозностью исполнения и усложнённостью ритмического строя, внешним, холодным изяществом образов. Аполлон Бельведерский. В этой статуе прослеживаются академические нотки. Но здесь уже новое звучание: форма старая, а смысл новый.
Аполлон Бельведерский Ганимед и орёл (Ватикан) Артемида Версальская
ЛИСИ́ПП, древнегреческий скульптор 2-й пол. 4 в. до н. э. Представитель поздней классики. Придворный скульптор Александра Македонского, запечатлел образ великого полководца в одном из сражений. Создатель около 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов и героев, могучие атлеты («Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен», бюст Александра Македонского — сохранились в копиях). Фигуры удлиненны, взволнованное вдохновение, эмоциональность.
Апоксиомен Статуя изображает атлета, счищающего с себя пыль и песок, приставшие к обнаженному телу во время борьбы. По сравнению со статуями V века она отличается более удлиненными пропорциями, объемной моделировкой и детальной передачей мускулатуры.
Александр Македонский В этом портрете скульптор передает не только внешнее сходство, но и раскрывает внутренним образ великого полководца.
Отдыхающий Гермес Гермес Апоксиомен Голова Александра Македонского
Голова Александра Македонского. Волевой, энергичный поворот головы, резко откинутые пряди волос создают общее ощущение патетического порыва. С другой стороны, скорбные складки на лбу, страдальческий взгляд, изогнутый рот придают образу Александра черты трагической смятенности. В этом портрете впервые в истории искусства выражены с такой силой напряжение страстей и их внутренняя борьба.
В последней трети 4 в. до н.э. в портрете разрабатывались не только принципы обобщенной психологической выразительности, столь характерной для Лисиппа. Наряду с этим направлением существовало и другое — стремившееся к передаче внешнего портретного сходства, то есть своеобразия физического облика человека.
32. Общая характеристика эпохи эллинизма, особенности искусства. Примеры художественных произведений «Ника Самофракийская», «Афродита Милоская», «Большой фриз алтаря Зевса в Пергаме»
Начиная с 323 года до н.э., с гибелью Александра Македонского, происходит распад его державы и слияние местных культур с греческой. Образование на развалинах империи Александра Македонского деспотических монархий. Расцвет городских центров Востока.
Рост реалистических исканий в искусстве, расширение тематики. В это время происходит бурное развитие зодчества. Строительные материалы - мрамор, известняк, терракота.
Изменилась инженерно-строительная сущность: архитектурно-художественный образ отодвигается на второй план.
Усложняются планы зданий. Строится много общественных зданий. Широкое строительство жилых домов (вилл, дворцов).
Значение искусства эллинизма: оно оказало большое влияние на римское искусство и было основой для дальнейшего художественного развития Египта, Сирии, Малой Азии и Балканского полуострова, для искусства Византии. искусство эллинизма оказало сильнейшее влияние на культуру Рима, а затем и всей Европы. Характерные черты искусства эллинизма: синкретизм, космополитизм, индивидуализм, снижение философских и общественных мотивов, преобладание бытовых, любовных и прославляющих правителей тем, преобладающее значение внешних форм произведений искусства, виртуозность исполнения, торжество реализма.
СКУЛЬПТУРА - Стиль этого времени – реализм. Стремление внешним эффектам, интерес к многофигурным композициям, обилие деталей, театральность.
|
|
Алтарь Зевса в Пергаме. Первый ярус имеет высокий горельеф. Второй ярус имеет ионические колонны, к храму ведут короткие и высокие лестницы. Построен в честь победы Пергамского царя над галлами. В этом алтаре наиболее полно раскрылся архитектурный принцип эллинизма. На цоколе находится гигантомахия, фигуры находятся одна на другой и переплетаются между собой. Техника - высокий горельеф. Величественная ионическая колоннада алтаря Зевса, будто воплощающая совершенство и могущество олимпийского пантеона, вырастает из хаотического потока фигур гигантомахии на фризе цоколя. Необычная для классического памятника система расположения рельефа не над колоннадой, а под нею воспринимается в этом сооружении оправданной и, более того, связанной с символикой архитектурно-пластического образа. Короткие и высокие ступени лестницы алтаря Зевса, сильно отличавшиеся от широких и невысоких классических ступеней, давали чувствам человека возможность ощутить пульсацию напряженной жизни эллинистических городов.
Огромное количество новых городов возникло в эпоху эллинизма в различных частях античного мира. Сохранилась в основном ордерная система, в которой, однако, наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Усложнялись и часто обогащались планы эллинистических сооружений, как гражданских, так и культовых.