Художественные и конструктивные особенности Колизея.

В конце I века н.э. около Республиканского Форума было возведено самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - амфитеатр Флавиев или, как его ещё называют, Колизей. Такой амитеатр является чисто римским изобретением: не разомкнутый полукруг, открывающийся в естественный природный ландшафт, как в Греции, а замкнутый эллипс, отъединённость которого от окружающего ещё усилена высокой внешней стеной. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамично развёртывающихся зрелищ - гладиаторских боёв, являющихся порождением древних жертвоприношений в честь погибших на поле боя воинов.

Снаружи Колизей представляет собой трёхъярусную систему, основанную на применении римской архитектурной ячейки - ордерной аркады, - совмещающей два взаимопротивоположных принципа перекрытия - архитравный (балочный, как в Элладе) и сводчатый, воспринятый римлянами от этрусков.

В Колизее аркады пробивают единое мощное кольцо внешней стены, выявляя её толщу, а колонны, связанные с плоскостью, отмечают промежутки между арками, облегчая стену постепенной сменой тосканского , ионического и коринфского ордеров. Основой архитектурного образа Колизея является не пространство, как в греческом периптере, а глухая стена в сочетании с проёмами аркад, напоминающих о мостах, акведуках и триумфальных арках, воплощающих в себе эстетику римского техницизма. Их многократно повторяющийся ритм, их широкая победоносная поступь свидетельствуют о сложившемся и воплощённом образе имперского римского искусства.