Общая характеристика Византийского искусства. Художественные и конструктивные особенности Софии Константинопольской.

Византийское искусство, явилось продуктом сочетания греко-римских и восточных элементов. Своего расцвета оно достигло в VI в. при Юстиниане. В области архитектуры выработался особый тип храмов, существенно отличающийся от греко-римских базилик (особенные формы куполов, арок, орнамента). Самый знаменитый памятник византийского зодчества, послуживший образцом для многих других, это - храм св. Софии в Константинополе.

Неблагоприятны были условия для развития скульптуры и живописи. Восточная церковь враждебно смотрела на статуи в церковном обиходе, работы их ограничивались мелкими произведениями (преимущ. из слоновой кости) для саркофагов и тому подобн.

На живопись церковная иерархия наложила свою тяжелую руку; индивидуальное творчество подчинено было строго установленным неизменным образцам. Отличительные черты византийской живописи: сухость и худощавость форм тела, однообразие и симметричность композиции, условность красок, неестественность поз, искусственность выражения лица, обилие золота в аксессуарах. Распространены были мозаичные и эмалевые произведения.

Корни византийского искусства лежат в греко-римской античности. Но весь дух её художественной культуры совершенно иной, часто противоположный античному. Наивысшего расцвета Византия достигает в эпоху правления императора Юстиниана (527 - 565 гг.). Важнейшим центром художественной культуры в этот период становится Константинополь - столица государства. Определяющую роль играет церковь и императорский двор. Византийский император - земной наместник Бога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. Византийцы любили роскошь как элементу престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы. Огромную роль в формировании и развитии византийского искусства сыграло иконоборчество, косвенным результатом которого стало бурное развитие орнаментальной структуры декора.

Работы той эпохи объединены внутренним единством стиля, что скорей связывает их с искусством византийским более позднего времени, нежели с искусством предшествовавших столетий.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства.