Сосуд в стиле камарес

17. Эгейское искусство. Искусство материковой Греции. Тиринф.(«Мегарон»). Микены («Львиные ворота»).

Мегарон (др.-греч. μέγαρον - большой зал) - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине. Возник в эпоху балканского неолита (нач. IV тыс. до н.э.), послужил прототипом храмов в гомеровский период.

Мегарон — самый простой тип древнегреческого храма в антах, на переднем фасаде имеет закрытый ордер в один ряд колонн. Иными словами, прямоугольная постройка с портиком в торце и расположенным за портиком залом с очагом в центре.

Тиринф-город

В Микенах и Трое характерным типом жилища был так называемый мегарон - прямоугольный в плане дом с двускатной крышей. Если в жилищах Передней и Средней Азии вход расположен на длинной стороне постройки, то у мегарона - с торца.

Продолжение крыши образовывало над входом навес, поддерживаемый деревянными столбами или продольными стенами. Остатки жилищ такого типа обнаружены археологами в разных местах Центральной Европы. На основе планировки и структуры жилища типа мегарона сформировался древнегреческий храм - знаменитый в истории мировой архитектуры тип сооружения, формы которого впоследствии применялись для построек различного назначения в Европе и во всем мире.

Микены. Львиные ворота. Две львицы стоят по бокам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, так называемую «геральдическую» композицию.

Если верить легендам, которым верят все, Крит - остров, где родился Зевс, где пожирал людей Минотавр, летали Дедал с Икаром, где купалась богиня Афина, и куда Зевс привез похищенную красавицу Европу.

Придворные дамы в голубом

 

грифон

Критская культура не знала понятия трагического. Мрачные настроения - не предмет его отображения. Краски минойской эпохи ярки, живопись многоцветна и жизнеутверждающая.

Самое интересное в искусстве - это то, чего в нем нет. Ибо то, что люди не рисуют и о чем не говорят, может поведать о них так же много, как и то, что изображено. В минойском искусстве не найти ни одной сцены войны. Здесь нет ни благородных воинов, ни доблестных завоевателей.

В этом искусстве центральным религиозным образом была женщина, дающая жизнь, а не мужчина, пронзающий копьем своего врага.

…Осиная талия, сильно накрашенное личико, огромные глаза, прическа, на которую явно был потрачен не один час, прозрачные кружева на плечах, - обольстительное создание, чью элегантность и грациозность не подпортили даже тысячелетия, проведенные в земле... "Это же настоящая парижанка!" - воскликнул один из рабочих Эванса, увидев фреску с изображением молодой минойской дамы.

Фестский диск - самое первое минойское письмо, представляющее собой глиняный блин диаметром 16 сантиметров, на обеих сторонах которого по спирали нанесены иероглифообразные знаки. Он сохранился случайно - обжегся при пожаре, разрушившем Кносский дворец. На нем 262 символа, 46 разных. Что они означают, современная наука не знает, но выдвигает предположение, что там написан религиозный гимн богине матери.