Общие соображения

Эта модель разработана для оказания помощи людям в критических стрессовых ситуациях, больным неврозами и психосоматическими заболеваниями для разработки стратегии своего дальнейшего поведения (тактические приемы выработать гораздо легче).

Она оказалась полезной и в других сферах: ее охотно используют педагоги, руководители, администраторы и политики, которые проходили у меня обучение. Помогает она также при решении сексуальных проблем (подробнее она изложена в моей книге «Если хочешь быть счастливым», опубликованной в 2000 г.).

Разработана она и для вас, мой дорогой читатель, даже если вы и не относитесь ни к одной из перечисленных выше категорий людей. Если она вам представится логичной и разумной, то найдите себя в этой модели, и тогда станет ясно, на правильном ли вы пути. Если на правильном, то все в порядке, но если поймете, что отклонились от него, то с ее помощью сможете, нет, вы просто обязаны спланировать мероприятия, которые будут способствовать вашему выходу из этого опасного состояния. Ведь «кто хочет подчинить себе обстоятельства, тот должен подчинить себя разуму», как говорил Сенека, а я часто повторяю.

Согласно нашей модели, часто повторяющиеся неприятности, неврозы и психосоматические заболевания являются результатом несоответствия системы ценностей, согласно которой живет пациент, его биологическому и психологическому устройству. Это приводит к фоновому эмоциональному напряжению, неприятностям, отклонениям в поведения, в том числе и к формированию сексуальных отношений на производстве, а затем и к болезни. Основное противоречие заключается в том, что по своей природе человек должен жить для себя (Э. Фромм, А. Маслоу и др.), а социальные догмы призывают его жить ради чего-то другого (науки, страны, коллектива, работы и пр.) или ради кого-то (детей, сексуального партнера, родителей и пр.). Тревога и беспокойство о своих близких становятся такими, что делают человека неспособным помочь ни себе, ни людям, ради которых он живет, ни делу, которому служит. Модель предполагает приведение в соответствие природного устройства человека с существующими социальными нормами и показывает, что при правильном стиле жизни «для себя» в духе описываемой ниже модели человек одновременно становится наиболее эффективным и в социальном плане.