Рассуждения по аналогии

Согласно Большому энциклопедическому словарю «... аналогия (от греч. analogon – соответствие, равенство отношений) – сходство предметов (явлений, объектов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – это ситуация, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект, такие умозаключения – один из источников научных гипотез».

Аналогия в общепринятом смысле – это равенство соотношений частей двух предметов, сходство их структур. Мышление по аналогии заключается в утверждении сходства свойств двух предметов на основании сходства их строения.

Мышление по аналогии – один из важнейших источников новых научных гипотез. Так, создатель кибернетики Винер на основе аналогии между живыми организмами и саморегулирующимися техническими системами предложил понятия обратной связи и управления, которые стали основой для мощного прорыва и в биологии, и в технологии.

8.1. Виды аналогий и приемы работы с ними

Существуют различные виды рассуждений по аналогии:

1. Простая аналогия A@B (А аналогично B). Примерами такой аналогии могут служить аналогии «электрический ток – поток воды», «ступенчатый аттенюатор – ступенчатая строка», аналогия между пятью гласными звуками русской речи и пятью основными нотами древнего музыкального строя пентатоники. Простая аналогия используется чаще всего.

2. ЕслиA@B и B@C, то A@C (в ненулевой области применимости.) Если A равно B и B равно C, то А равно C. Для примера возьмем лист дерева. Лист преобразует световую энергию солнечного луча в энергию химических реакций, а также в электрическую энергию внутриклеточных процессов. Ищем аналогию – фотоэлемент преобразует световую энергию в электрическую. Далее, известная аналогия: фотоэлемент – глаз (каждый из них преобразует изображение в электрические сигналы). Следующий шаг: каждый лист преобразует элемент изображения в химический или электрический сигнал, а вся крона дерева работает как фасеточный глаз насекомого и способна воспринимать не только общую освещенность, но и образы окружающих предметов. Таким образом получим следующую аналогию:

Лист @ фотоэлемент; фотоэлемент @ глаз(множество фотоэлементов).

Множество листьев @ глаз дерева.

При использовании этого приема необходимо учитывать область применимости. Она может как сужаться, так и расширяться при переходе от одного звена цепи к другому.

3. Прием рикошета (A@B, B@A1). Сущность его состоит в том, что, найдя аналогию для исходного объекта в другой области, затем снова возвращаемся в область его существования, но уже на другом уровне.

Рассмотрим пример. Аналогом обыкновенного вируса является компьютерный вирус в памяти компьютера. Отличие его от обычного вируса в том, что он – вирус информационный, не имеющий физического тела. Можно сказать, что это некий информационный процесс. Возвращаемся в область существования исходного объекта: не могут ли существовать в психике человека чисто информационные «вирусы», связанные лишь с процессами, происходящими в самой психике, которые в то же время способны передаваться от одного человека к другому по информационным каналам? Современная медицина подтвердила, что существуют так называемые «психические или информационные вирусы».

4. Антианалогия (инверсная аналогия). (A@B). Есть явления, которые являются как бы противоположностью друг другу. Тепло и холод, свет и темнота, лето и зима, расширение и сжатие. Но представим себе, что график роста температуры при одном процессе точно соответствует графику снижения температуры при другом. Разве это сходство не говорит о том, что эти процессы в чем-то аналогичны, вернее антианалогичны?

Если процессы антианалогичны, то на основании выводов об одном процессе можно говорить и о поведении другого. Можно экспериментировать с одним, если недоступен другой процесс. Можно разработать математический аппарат для одного и «инвертировать» его для другого.

Например, заменить бесконечно расширяющийся процесс на процесс бесконечно стремящийся к нулю, анализировать логические цепи «на замыкание» или «на размыкание», применяя инверсию и учитывая область применимости такой антианалогии.

В литературе, например, чтобы заставить читателя сформировать для себя положительный образ, идеал, прибегают к яркому показу отрицательного героя – «антиидеала», т.е. тоже к своего рода антианалогии идеала. На том же принципе построена антиутопия.