рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б. Тищенко. Соната № 5

Б. Тищенко. Соната № 5 - раздел Образование, ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ ...

Интересные образцы использования трезвучий в условиях различ­ных высотных структур продемонстрировали Хренников (имеется в ви­ду его концертное и симфоническое творчество), Свиридов, Петров, Б. Чайковский, Гаврилин и другие.

Септ-, нон-, ундецим- и терцдецимаккорды, не стес­ненные приготовлением и разрешением, применяются в гармонических последованиях, то подчеркнуто выявляя присущий им фонизм, то наро­чито сглаживая его в общем гармоническом потоке.

Новые смысловые и эмоциональные возможности такого рода ак­кордов открыл в начале века Скрябин, особенно в сочинениях среднего периода (ор. 45, 48, 49, 51,. 53), наделив их и «дерзновенной» экспрес­сией, и «скрытыми стремлениями».

Особую красочность обнаруживают в многотерцовых аккордах ком­позиторы наших дней, помещая их в хроматически насыщенный кон­текст. Это нередко наблюдается, например, в сочинениях Н. Сидельникова:

11. Н. Сидельников. «Романсеро», № 4

Терцовые многозвучия большого состава, в част­ности 12-тоновый аккорд, образуются уже за пределами семиступенных шкал, в хроматической системе. Эти созвучия, вследствие своей громозд­кости, применяются в особых условиях (регистровых, тембровых и проч.) и с определенной целью. Следует при этом учитывать, что двенадцатизвучие может быть представлено разными способами — как секундо­вый, квартовый и т. п. аккорд — и определение его как терцового тре­бует ясно выраженной структуры 10.

Терцовые «небоскребы» встречаются в Скрипичном концерте А. Бер­га — сочинении, написанном с применением серийной техники. Вертикализация серии приводит к образованию терцаккордов (от трезвучий до двенадцатизвучий), насыщающих особыми красками оркестровую па­литру. Фонизм и динамическая экспрессия являются здесь ведущими факторами гармонической горизонтали.

10 По свидетельству Сабанеева, 12-тоновые аккорды встречаются в поздних ру­кописях Скрябина.

Терцовая аккордика, освободившись от подчинения формуле Т — S — — D — Т, от необходимости приготовления и разрешения диссонансов, оказалась в новых условиях. Функционирование отдельных форм аккор­дов в различных синтаксических объединениях во многом зависит от типа тональной системы, что, однако, не исключает наличия некоторых общих черт в «поведении» аккордов.

2. К квартовым аккордам условимся относить созвучия, по­строенные по квартам, количество которых может варьироваться от двух до одиннадцати:

Квартовый аккорд («квартовый септаккорд» — по терминологии А. Кастальского) нередко встречается в русской народной песне, а так­же в сочинениях Бородина (IV часть «Богатырской симфонии»), Му­соргского («Слава» из «Бориса Годунова»; в цикле «Без солнца» и др.). Квартовый септаккорд не редок в народных песнях и отчетливо прослу­шивается в хоровой фактуре:

13. В. Захаров. «Полоса»

Квартовая гармония характерна для грузинской народной музыки. Концерт для фортепиано с оркестром («Контрасты») Цинцадзе — при­мер насыщения всей интонационной ткани (горизонтальной и вертикаль­ной) квартовостью. Постепенно «выращивая» эти интонации — мелоди­ческие обороты, интервальные последования, отдельные квартаккорды, композитор приводит к кульминации — зоне экспрессивной и динамич­ной квартовости, напластованной на иные созвучия. (См. также сочи­нения Тактакишвили, Канчели.)

По своему строению квартаккорд может варьироваться за счет чистых и увеличенных интервалов, придающих ему большую или мень­шую гармоническую напряженность. При этом фонизм варьируется: созвучия из чистых кварт, включая и пятизвучный аккорд, консонантны, шестизвучный содержит уже острый диссонанс (между крайними голо­сами); многозвучные квартаккорды так же диссонантны, как и трех-, четырех-, пятизвучные с увеличенной квартой.

Квартаккорды при использовании в «речевой цепи» взаимодейству­ют как с себе подобными, так и с иными созвучиями. Не будет преуве­личением сказать, что в «линейной» последовательности преобладает

первое, то есть квартовые цепи, поскольку квартаккорд практически ли­шен основного тона и легко подчиняется линеарным импульсам. В вер­тикальном плане, наоборот, квартаккорды «охотно» вступают в соеди­нения либо с интервалами (в частности, с квинтой), дающими им базис, либо с иными аккордами в полиаккордовой комбинации.

Ранние образцы квартовой гармонии обнаруживаются в сочинениях среднего периода творчества Скрябина. Так, четырехзвучный квартак­корд в пьесе ор. 57 № 1 (его часто объясняют как альтерированный тер­цовый) — вполне определившаяся структура, несущая основную сонористическую и драматургическую нагрузку:

14. А. Скрябин. Ор. 57, № 1

 

Показанный в различных ситуациях: в отношении с терцовыми ак­кордами, в недрах полигармонии, на различных высотных и динамиче­ских уровнях, — этот аккорд становится основным импульсом музыкаль­ного действия (см. также сочинения Скрябина ор. 57 № 2; ор. 60; ор. 63 № 1; ор. 72 и др.).

То же — в сочинениях нововенцев, например в ор. 19 Шёнберга, ор. 7 Веберна, ор. 7 Берга. (Заметим, что трезвучный квартаккорд с тритоном, найденный в свободно-атональных сочинениях, стал излюб­ленной гармонией и для «серийного» Веберна — см., например, ор. 24, 27.) И хотя квартовый принцип аккордообразования, несмотря на пред­сказания некоторых теоретиков, не получил такого же значения, как и терцовый, квартовая гармония заинтересовала многих композиторов. Среди советских авторов это Прокофьев, Щедрин, Пейко, Эшпай, Н. Сидельников, Денисов, Цинцадзе, Тактакишвили и другие; среди зарубеж­ных — Айвз, Стравинский, Барток, Хиндемит, Онеггер, Копленд, Бернстайн и другие.

Сошлемся на один из относительно поздних образцов применения квартовой гармонии — Фортепианное трио Денисова (1971). В его III ча­сти квартовые формации с тритоном, а также их квинтовые «инверсии», варьируясь в плотности (три или шесть звуков), динамике, регистре, ритме, органично включаются в крайне диссонантную атмосферу высо­кого драматического накала. Автор, применяя технику полифонии пла­стов (четырехэтажная вертикаль), полиритмии, неоднократно использу­ет либо гармонические потоки параллельных квартовых (или квинто­вых) аккордов, либо точечные вкрапления в разбросанную пуантилистскую ткань. Атональная высотная организация получает в этих повто­ряющихся созвучиях определенную опору: кварт- (или квинт-) аккорды функционируют не только как выразительно-смысловая лейтгармония, но и как некий звуковысотный ориентир:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ... Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б. Тищенко. Соната № 5

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гуляницкая Н. С.
Г94 Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1984. — 256 с., нот., схем. Данная работа — одно из первых в нашей стране учебных пособий по гармонии, рассматривающих ряд

Искусство XX века как предмет искусствознания
«Современная эпоха, основное содержание которой составляет пе­реход от капитализма к социализму, — говорится в Программе КПСС, — есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем»1

Стилевой анализ
Метод, направление, стиль, как известно, являются смежными кате­гориями. Художественное произведение — это сфера реализации и спо­соба художественного мышления, и тенденций развития искусства, это

Понятие гармонии
«...Человеческие понятия, — писал В. И. Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение и

Гармония и музыкальная композиция
Гармония — область поэтических средств, служащих воплощению «художественного задания». Гармония познается не изолированно, а в тесной связи с музыкальной формой как процессом, логикой музыкаль­ной

Вводные замечания
Композиторы XX века используют в своем творчестве как старый, гак и новый гармонический материал, традиционные и нетрадиционные гармонические формации, доля которых в современных языковых сред­ства

Единицы гармонического языка. Общее понятие
1. Современная музыка, необычайно обострившая выразительный и конструктивный потенциал музыкального материала, поставила перед теорией проблему единиц гармонического языка. К основным свой­с

Д. Шостакович. Квартет № 13
Повышение функциональной действенности интервала в музы­кальной практике вызвало активизацию теоретической мысли, на «

С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч.
2 Термин «гармоническое ощущение» введен Ю. Н. Тюлиным (см. «Учение о гар­монии», Л., 1937) и представляетс

Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things

Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч.
  8 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966, с. 187. 9 Тюлин Ю. Н. Учение

Моноаккорды
Определяя моноаккорд как созвучие, гармоническим ядром кото­рого является целостное звукоинтервальное образование, мы наметили классификацию. Продолжим ее и рассмотрим аккордику в соответствии с ус

Росо а росо riten.
Приемы формирования кластеров — от простейших «звукогроздей» уже традиционного типа до сложных и разнообразных фактурн

Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3 Liberamente, ma ritmo da sincoppa sempre
Наиболее характерная черта варьирования

П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке
  Мягкая диссонантная гармония, изящество и экспрессия линий, разнообразие звукосочетаний — все это хара

P. Щедрин. Preludio IX
Фонизм полиинтервального аккорда — предмет особой заботы ком­позитора, так как он заранее не «запрограммирован» и рожд

Б. Чайковский. Партита
Особо выделим симметричные аккорды, которые по своим свойст­вам могут примыкать и к полиаккордам (при соответствующем

А. Шнитке. Реквием, № 3
Итак, к классу, условно названному моноаккордами, были отнесены одноинтервальные и разноинтервальные

Полиаккорды
Полиаккорд — это такое комплексное созвучие, сложное единство, составляющими элементами которого являются аккорды, имеющие в рамках целого конкретную схему взаимосвязей. Генетически поли-

Однородные полиаккорды
1. Однородные полиаккорды включают терцовые и не­терцовые формации. Среди терцовых полиаккордов боль­шое распространение получили трезвучные полиаккорды, состоящие из

А. Шнитке. Гимн IV
Среди терцовых полиаккордов встречаю

Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3
Сталкиваясь с такого рода явлениями

Аккордика и стилистика музыкально-поэтического языка
1. Рассматривая единицы гармонического языка со стороны их внутренней организации, мы попутно касались образно-выразительного аспекта в связи с творческим методом того или иного автора. Аккор­дика

Методические рекомендации
Интерпретация и оценка художественного произведения — много­ступенчатый процесс. Анализ гармонического материала, точнее единиц гармонического языка, представленных в основном аккордикой р

Типология ладообразований
В настоящее время представляется нецелесообразной группировка ладов по какому-либо одному основанию. Важно выделить существен­ные признаки, характеризующие предмет с разных сторон. Такой под­

В. Увеличенный лад
«Заимствование» может служить целям стилизации, создания опре­деленного ладофонического эффекта. Но не только. Весьма

Б. Чайковский. Камерная симфония, II ч.
2. По устойчивости, вернее п

Диатоника и хроматика
Проблемная ситуация возникла и здесь: появилось противоречие между термином и понятием, точнее, между означающим и означаемым. М. Тараканов отмечает: «Если вопрос о том, что такое диатоника, запу­т

Moderato
При анализе сочинений важнее, видимо, определять структуры ис­пользуемых звукорядов, чем устанавливать, являются ли он

Ладовый профиль произведений
Модальность как особый аспект структуры звуковысотной системы и музыкальная композиция — это область сложных и разнообразных • взаимодействий, в целом примыкающих к процессуальной и «кристал­лическ

Нестилизационное подражание и модальность
1. Нестилизационное подражание и модальность могут быть рассмотрены на многих музыкальных произведениях XX ве­ка, и особенно, может быть, его второй половины в связи с развитием тенденций к

Стилизационные подражания,
2. Стилизационные подражания, основанные на фольк­лорной ладовой интонационности, — область творчества, которая тесно смыкается с той или иной авторской стилевой системой. В самом д

Методические рекомендации
Необходимость рассмотрения модальной техники диктуется не­обычно возросшей ролью экстра-мажоро-минорных ладовых структур в современной музыке. В ряду существенных причин этого — усиление ин­тереса

Определение понятий
Понятие «тональность» Понятие «тональность» (Tonalität — нем., tonality — англ., tonalité — фр., tonalità — итал., to

Принципы новой тональности
1. Принципы новой тональности могут быть выведе­ны из сочинений разных направлений и индивидуальных стилей начала, середины и последней четверти XX века. Феномены, относимые теорией в свое в

Типология тональности в музыке XX века
2. Типология тональности в музыке XX века — проблема не только не разрешенная, но и не представленная во всей своей определенности. Имеющиеся понятия «мелодическая тональность», «гармоническ

Тональный центр
1. Наличие тонального центра, «центрального элемента» (Холо­пов) — необходимое условие функционирования тональной системы. Что такое тоника в современных музыкальных текстах — предмет для спе­циаль

А. Скрябин. Ор. 57 № 1
Приведенную выше типологию тональных центров можно было бы подтвердить гораздо большим количеством музыкальных образцо

А. Скрябин. Ор. 63 № 1
Звуковысотная формула 0, 1, 2, 4, 6, 9, 10 + 1, 5, 7, 9, 11 построена по принципу комплементарности, хотя и есть повто

Новая тональность и гармонический синтаксис
1. Проблема соотношения аккордов решалась в клас­сической теории музыки в рамках различных концепций — ступеневой, басо-фундаментальной, функциональной. Существует точка зрения, что объяснение факт

Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч.
Реприза общей трехчастности имеет черты видоизмененной симмет­ричной конструкции: аккорд-удар, сохраняя структуру, пер

Б, в, г
Логика композиции и драматургия этой прелюдии выявляется глав­ным образом через высотный параметр, который в отличие о

Политональность
1. Политональность обычно определяется как одновременное сочетание двух или более «строев», что нуждается в уточнении и дополнении прежде всего, политональное письмо является составной частью новот

Б. Барток. Багатель № 7
Таким образом, в музыкальном мышлении политональность и фак­тура — взаимосвязанные начала; из трех координат вертикаль

О. Мессиан. Фантазия-бурлеска
Определяя модальную структуру политонал

Д. Мийо. Концерт

Д. Шостакович. Соната № 2
Здесь драматический узел создается и сочетанием различных тем, и сплетением их тональностей, логически подготовленных

Методические рекомендации
1. Суммируем теоретические положения, касающиеся современной тональной организации, с тем чтобы выработать инструментарий анали­за конкретных музыкальных текстов и определить методические подхо­ды.

Sehr langsam
Кроме согласования интонационного плана

Гармонический материал
1. Как использовалось то, что было завоевано в процессе освоения гармонических ресурсов? Какова функция гармонии в стилевой системе нововенской школы? В целом не будет преувеличением сказать, что з

А. Веберн. Ор. 7 № I

Б. А. Берг. Четыре пьесы для кларнета и ф-п.
Такого рода материал характерен для гармонии «Воццека», напри­мер: ц. 150 (I д., сц. 1) — «несвязные» трезвучия в двух

А. Шенберг. Ор. 17
По вертикали, включая все элементы фактуры, иногда образуются симметричные аккорды. В № 6, лучшей из пьес ор.

А. Берг. Ор. 5
На взаимодействии квартовой и терцовой гармонии, как и соответ­ствующих интонаций в мелодии, построена Колыбельная

А, б. А. Веберн. Ор. 12
Итак, в подходе к гармоническому материалу — в поисках новой со­норности, отвечающей закономерностям 12-тоновой органи

А. Берг. Ор. 5 № 2

Методические рекомендации
Атональность в ее «свободном» варианте, как мы это пытались по­казать, — это звуковысотная организация, в которой, во-первых, еще не исчезли различные связи с тональностью и, во-вторых, наметились

Предварительные сведения
«Метод композиции на основе двенадцати тонов, соотнесенных друг с другом» (Шёнберг), получивший название додекафонного, серийно­го, — одна из возможных техник в арсенале современной музыки. Од­нако

Серия и ее назначение в композиции
1. «Я всегда преследовал цель сознательно базировать структуру моей музыки на унифицирующей идее, которая генерирует другие идеи, включая аккорды, „гармонию"»4, — писал Шёнберг. «Ря

Структура и систематизация серий
В теоретической литературе, посвященной серийной композиции, предпринимаются попытки классификации рядов, например по количе­ству тонов (длинные и короткие, 12-тоновая и «парциальная»), по ка­честв

Б. Б. Шеффер. Вариации
3) совпадение ряда с мелодией, выявляющей прогрессию двена­дцати тонов и их интонационное содержание или «растворение»

A, b, c, d
Булез описывает ее как 4-сегментную, имеющую в составе а (четы­ре звука), b (один звук), с (четыре зв

Серийные формы и транспозиции
1. «Итак, ряд есть, — писал Веберн. — Тотчас начинается его видо­изменение, развитие. Как эта система строилась дальше? Комбинирую­щая фантазия нашла следующие формы: противодвижение (рак), обра­ще

Пермутация -
Пермутация — принцип, который применяется не только к му­зыкальным феноменам. Согласно формуле, как уже упоминалось, об­щее количество перестановок в 12-тоновой серии приближае

Гомофонно-полифонический склад
Гомофонно-полифонический склад — это, по-видимому, тот способ «выражения мыслей», который Веберн считал синтезирующим приемы полифонического письма с достижениями классической

А. Веберн. Симфония ор. 21
17 Холопова В. Н. Фактура М., 1979, с 8.

Тоновая гармония
1. Термин «12-тоновая гармония» обычно применяется в связи с 12-тоновой музыкой, серийной композицией, хотя мог бы, по су­ществу, содержать и признаки, выходящие за пределы объема и содер­жа

А. Шнитке. Квартет, III ч.
б) вертикальные формации, скомбинированные из одной или не од­ной формы серии по принципу комплементарности, наприм

А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч.
Таким образом, при анализе серийной гармонии методологически важно обращать внимание и на такие единицы гармонического

Б. Шеффер. Вариации
Однако такой способ формирования аккорд

А. Веберн. Кантата ор. 29
б) на исчезновение и появление гармонического фактора, возвращение «парящей» аккордики в коде III ч., но в иной интерв

Комбинаторика единиц гармонического языка в серийных композициях
1. Каково взаимодействие единиц гармонического языка в сериальной композиции? С разрушением тонального единст­ва, функциональной структуры, основанной на иерархии звуковысот­ных отношений, е

А. Веберн. Вариации ор. 27, I ч.
Трихордная сегментация серии — ([сол

А. Веберн. Вариации ор. 27, II ч.

А. Веберн. Вариации ор. 27, III ч.

А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч.
Тот же принцип находит наиболее рельефн

Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3
Своеобразие структуры этого сочинения,

А. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
Все это дает возможность организо

Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
(Заметим, что аккорды в такте дви

Методические рекомендации
Приступая к анализу гармонии в серийной композиции, необходимо прежде всего составить общее суждение о произведении — его содержа­нии и художественной ценности, его стилевом облике и коммуникатив­н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
...Несомненно то, что музыкальная наука, по­степенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических та­инств... П. Чайковский В этой книге

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги