Методические рекомендации - раздел Образование, ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ 1. Суммируем Теоретические Положения, Касающиеся Современной Тональной Органи...
1. Суммируем теоретические положения, касающиеся современной тональной организации, с тем чтобы выработать инструментарий анализа конкретных музыкальных текстов и определить методические подходы. Новая тональность — это централизованная система взаимосвязанных элементов, объединенных в целостность на основе иерархической структуры. Специфика этого типа звуковысотной организации — и в свойствах элементов, и в их взаимосвязях, конкретнее — в свойствах гармонического материала и в индивидуальных формах структуры.
Современная тональная система не статичная организация, которая сохраняет свои свойства постоянными, а динамичная система, меняющаяся с течением времени, приобретающая иной облик, как любой живой организм, остающийся при этом самим собой. В этом нетрудно убедиться, сравнив сочинения, написанные в разное время одним и тем же автором, например Скрябиным, Дебюсси, Стравинским, Бартоком, Прокофьевым, Шостаковичем, Щедриным, Б. Чайковским. Сравнение может быть распространено на анализ поступательного движения тональной музыки от начала к концу века, например: «Поэма экстаза» Скрябина, «Весна священная» Стравинского, «Музыка для струнных, ударных и челесты» Бартока, Вторая симфония Прокофьева, Четвертая симфония Шостаковича, «Художник Матис» Хиндемита, «Военный реквием» Бриттена, Тринадцатый квартет Шостаковича, «Озорные частушки» Щедрина, Скрипичный концерт Пендерецкого, «Пушкинский венок»
Свиридова и др.
В этом процессе проявляется качество, свойственное и классической тональной системе, а именно незамкнутость, способность поглощать новое (вплоть до серийности) и постоянно эволюционировать.
При описании структуры новотональной системы, что в целом является важной методологической задачей, важно выявлять прежде всего принцип иерархичности. Последний предполагает не равенство двенадцати тонов, а соотношение центра и периферии, полюсов притяжения и подчиненных, зависимых элементов. Выскажем предположение, что структура тональности, вернее звуковысотная целостность, не всегда является прямым следствием составляющих ее элементов, которые могут по-разному функционировать и оказываться компонентами различных высотных систем. Так, нетерцовой аккордикой пользуются в условиях модальной и тональной, свободно-атональной и серийной, а также в сложных синтезированных высотных организациях. Поэтому, определяя индивидуальный облик тональности, важно проанализировать поведение составляющих элементов, то есть их функции в структуре целого. Однако раскрытие функциональной направленности — наиболее сложная и ответственная задача, поскольку, в отличие от классической гармонии, еще не выведены «формулы» гармонических последований (да вряд ли это и возможно), закономерности организации
целого.
Выявляя особенности функционирования гармонических единиц, основное внимание следует направлять на то, как эти элементы поддерживают существование целостного звуковысотного организма, какая функциональная структура является результирующей. Тональная система, оперирующая 12-тоновостью (как и додекафония), отличается та-
ким функциональным взаимодействием составляющих элементов, при котором образуется двусторонняя связь элементов — с центром и друг с другом (в серийной музыке — односторонняя. только между собой).
Итак, анализ тонально-гармонической организации музыкального произведения с точки зрения функционального подхода предполагает, во-первых, выяснение положения, которое занимают единицы гармонического языка в музыкальной целостности; во-вторых, — определение внутренней организации «предмета», то есть функциональной структуры подсистемы. В тех случаях, когда функциональная роль гармонии ослаблена, необходимо изучать совместное действие музыкальных параметров, включая ритм, тембр, динамику и т. п.
Вследствие перерождения тональной системы, изменения «режима» ее работы, гармония и — шире — высотный фактор раскрывает свою суть главным образом на композиционном, музыкально-сюжeтном уровне музыкального произведения49. Поэтому, как уже говорилось, особое значение приобретает рассмотрение гармонических функций в связи с экспрессивно-драматургическими функциями, в единстве с развитием музыкальной фабулы. В становлении музыкально-драматургического действия участвуют и такие «персонажи», как гармонические элементы (или подсистемы более высокого уровня), как «ладовая интонационность» (термин Тюлина), модальный фонизм.
2. Итак, при рассмотрении новотональных композиций следует руководствоваться операциями:
1) анализ системообразующей роли гармонического материала в его иерархическом соподчинении, начиная от выразительности отдельного тона или группы тонов и переходя к интервалу, аккорду, полиаккорду или звукокомплексу более высокого уровня (анализ структуры, фонизма, семантики);
2) анализ конструктивной и фонической роли ладозвукорядного материала — модальности в ее разновидностях, установление особенностей ладоинтонационного процесса, воздействие ладовости на вертикаль и горизонталь фактуры, отбор и семантика ладовых формаций;
3) анализ тональной иерархии, тональных и «антитональных» участков действия, ведущих компонентов, или полюсов, и сопряженных с ними звуковых групп, выявление звуковысотных субсистем, образующих в объеме целого дополнительные объединения;
4) анализ функциональной структуры тональной системы, рассмотрение комбинаторики гармонических единиц, ладового «рельефа», установление в итоге интегративных свойств гармонии;
5) анализ экспрессивно-драматических функций гармонии в непосредственной связи с сюжетно-композиционным уровнем (эта операция непосредственно связана с предыдущей);
6) анализ гармонии как компонента стиля произведения и обнаружение признаков более широких стилевых систем (прием сравнения).
В итоге анализ тональной системы, как и модальности, приводит к рассмотрению «стильности» — «гармонического единства множества экспрессивно-образных деталей, выражающего художественное содер-
49 «В произведениях эпических и драматических... изображаются события в жизни персонажей, их действия, протекающие в пространстве и времени. Эта сторона художественного творчества (ход событий, складывающийся обычно из поступков героев, то есть пространственно-временная динамика изображенного) обозначается термином „сюжет"» (Введение в теорию литературы / Общ. ред. Г. Н. Поспелова. М., 1976, с. 167).
жание»50. Исследование структуры музыкального феномена, не завершенное выводами о его содержательно-экспрессивных качествах, не имеет смысла.
Все темы данного раздела:
Гуляницкая Н. С.
Г94 Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1984. — 256 с., нот., схем.
Данная работа — одно из первых в нашей стране учебных пособий по гармонии, рассматривающих ряд
Искусство XX века как предмет искусствознания
«Современная эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, — говорится в Программе КПСС, — есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем»1
Стилевой анализ
Метод, направление, стиль, как известно, являются смежными категориями. Художественное произведение — это сфера реализации и способа художественного мышления, и тенденций развития искусства, это
Понятие гармонии
«...Человеческие понятия, — писал В. И. Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение и
Гармония и музыкальная композиция
Гармония — область поэтических средств, служащих воплощению «художественного задания». Гармония познается не изолированно, а в тесной связи с музыкальной формой как процессом, логикой музыкальной
Вводные замечания
Композиторы XX века используют в своем творчестве как старый, гак и новый гармонический материал, традиционные и нетрадиционные гармонические формации, доля которых в современных языковых средства
Единицы гармонического языка. Общее понятие
1. Современная музыка, необычайно обострившая выразительный и конструктивный потенциал музыкального материала, поставила перед теорией проблему единиц гармонического языка. К основным свойс
Д. Шостакович. Квартет № 13
Повышение функциональной действенности интервала в музыкальной практике вызвало активизацию теоретической мысли, на «
С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч.
2 Термин «гармоническое ощущение» введен Ю. Н. Тюлиным (см. «Учение о гармонии», Л., 1937) и представляетс
Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things
Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч.
8 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966, с. 187.
9 Тюлин Ю. Н. Учение
Моноаккорды
Определяя моноаккорд как созвучие, гармоническим ядром которого является целостное звукоинтервальное образование, мы наметили классификацию. Продолжим ее и рассмотрим аккордику в соответствии с ус
Б. Тищенко. Соната № 5
Интересные образцы использования трезвучий в условиях различных высотных структур продемонстрировали Хренников (им
Росо а росо riten.
Приемы формирования кластеров — от простейших «звукогроздей» уже традиционного типа до сложных и разнообразных фактурн
Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3 Liberamente, ma ritmo da sincoppa sempre
Наиболее характерная черта варьирования
П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке
Мягкая диссонантная гармония, изящество и экспрессия линий, разнообразие звукосочетаний — все это хара
P. Щедрин. Preludio IX
Фонизм полиинтервального аккорда — предмет особой заботы композитора, так как он заранее не «запрограммирован» и рожд
Б. Чайковский. Партита
Особо выделим симметричные аккорды, которые по своим свойствам могут примыкать и к полиаккордам (при соответствующем
А. Шнитке. Реквием, № 3
Итак, к классу, условно названному моноаккордами, были отнесены одноинтервальные и разноинтервальные
Полиаккорды
Полиаккорд — это такое комплексное созвучие, сложное единство, составляющими элементами которого являются аккорды, имеющие в рамках целого конкретную схему взаимосвязей.
Генетически поли-
Однородные полиаккорды
1. Однородные полиаккорды включают терцовые и нетерцовые формации. Среди терцовых полиаккордов большое распространение получили трезвучные полиаккорды, состоящие из
А. Шнитке. Гимн IV
Среди терцовых полиаккордов встречаю
Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3
Сталкиваясь с такого рода явлениями
Аккордика и стилистика музыкально-поэтического языка
1. Рассматривая единицы гармонического языка со стороны их внутренней организации, мы попутно касались образно-выразительного аспекта в связи с творческим методом того или иного автора. Аккордика
Методические рекомендации
Интерпретация и оценка художественного произведения — многоступенчатый процесс.
Анализ гармонического материала, точнее единиц гармонического языка, представленных в основном аккордикой р
Типология ладообразований
В настоящее время представляется нецелесообразной группировка ладов по какому-либо одному основанию. Важно выделить существенные признаки, характеризующие предмет с разных сторон. Такой под
В. Увеличенный лад
«Заимствование» может служить целям стилизации, создания определенного ладофонического эффекта. Но не только. Весьма
Б. Чайковский. Камерная симфония, II ч.
2. По устойчивости, вернее п
Диатоника и хроматика
Проблемная ситуация возникла и здесь: появилось противоречие между термином и понятием, точнее, между означающим и означаемым. М. Тараканов отмечает: «Если вопрос о том, что такое диатоника, запут
Moderato
При анализе сочинений важнее, видимо, определять структуры используемых звукорядов, чем устанавливать, являются ли он
Ладовый профиль произведений
Модальность как особый аспект структуры звуковысотной системы и музыкальная композиция — это область сложных и разнообразных • взаимодействий, в целом примыкающих к процессуальной и «кристаллическ
Нестилизационное подражание и модальность
1. Нестилизационное подражание и модальность могут быть рассмотрены на многих музыкальных произведениях XX века, и особенно, может быть, его второй половины в связи с развитием тенденций к
Стилизационные подражания,
2. Стилизационные подражания, основанные на фольклорной ладовой интонационности, — область творчества, которая тесно смыкается с той или иной авторской стилевой системой.
В самом д
Методические рекомендации
Необходимость рассмотрения модальной техники диктуется необычно возросшей ролью экстра-мажоро-минорных ладовых структур в современной музыке. В ряду существенных причин этого — усиление интереса
Определение понятий
Понятие «тональность»
Понятие «тональность» (Tonalität — нем., tonality — англ., tonalité — фр., tonalità — итал., to
Принципы новой тональности
1. Принципы новой тональности могут быть выведены из сочинений разных направлений и индивидуальных стилей начала, середины и последней четверти XX века. Феномены, относимые теорией в свое в
Типология тональности в музыке XX века
2. Типология тональности в музыке XX века — проблема не только не разрешенная, но и не представленная во всей своей определенности. Имеющиеся понятия «мелодическая тональность», «гармоническ
Тональный центр
1. Наличие тонального центра, «центрального элемента» (Холопов) — необходимое условие функционирования тональной системы. Что такое тоника в современных музыкальных текстах — предмет для специаль
А. Скрябин. Ор. 57 № 1
Приведенную выше типологию тональных центров можно было бы подтвердить гораздо большим количеством музыкальных образцо
А. Скрябин. Ор. 63 № 1
Звуковысотная формула 0, 1, 2, 4, 6, 9, 10 + 1, 5, 7, 9, 11 построена по принципу комплементарности, хотя и есть повто
Новая тональность и гармонический синтаксис
1. Проблема соотношения аккордов решалась в классической теории музыки в рамках различных концепций — ступеневой, басо-фундаментальной, функциональной. Существует точка зрения, что объяснение факт
Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч.
Реприза общей трехчастности имеет черты видоизмененной симметричной конструкции: аккорд-удар, сохраняя структуру, пер
Б, в, г
Логика композиции и драматургия этой прелюдии выявляется главным образом через высотный параметр, который в отличие о
Политональность
1. Политональность обычно определяется как одновременное сочетание двух или более «строев», что нуждается в уточнении и дополнении прежде всего, политональное письмо является составной частью новот
Б. Барток. Багатель № 7
Таким образом, в музыкальном мышлении политональность и фактура — взаимосвязанные начала; из трех координат вертикаль
О. Мессиан. Фантазия-бурлеска
Определяя модальную структуру политонал
Д. Мийо. Концерт
Д. Шостакович. Соната № 2
Здесь драматический узел создается и сочетанием различных тем, и сплетением их тональностей, логически подготовленных
Sehr langsam
Кроме согласования интонационного плана
Гармонический материал
1. Как использовалось то, что было завоевано в процессе освоения гармонических ресурсов? Какова функция гармонии в стилевой системе нововенской школы? В целом не будет преувеличением сказать, что з
А. Веберн. Ор. 7 № I
Б. А. Берг. Четыре пьесы для кларнета и ф-п.
Такого рода материал характерен для гармонии «Воццека», например: ц. 150 (I д., сц. 1) — «несвязные» трезвучия в двух
А. Шенберг. Ор. 17
По вертикали, включая все элементы фактуры, иногда образуются симметричные аккорды.
В № 6, лучшей из пьес ор.
А. Берг. Ор. 5
На взаимодействии квартовой и терцовой гармонии, как и соответствующих интонаций в мелодии, построена Колыбельная
А, б. А. Веберн. Ор. 12
Итак, в подходе к гармоническому материалу — в поисках новой сонорности, отвечающей закономерностям 12-тоновой органи
А. Берг. Ор. 5 № 2
Методические рекомендации
Атональность в ее «свободном» варианте, как мы это пытались показать, — это звуковысотная организация, в которой, во-первых, еще не исчезли различные связи с тональностью и, во-вторых, наметились
Предварительные сведения
«Метод композиции на основе двенадцати тонов, соотнесенных друг с другом» (Шёнберг), получивший название додекафонного, серийного, — одна из возможных техник в арсенале современной музыки. Однако
Серия и ее назначение в композиции
1. «Я всегда преследовал цель сознательно базировать структуру моей музыки на унифицирующей идее, которая генерирует другие идеи, включая аккорды, „гармонию"»4, — писал Шёнберг. «Ря
Структура и систематизация серий
В теоретической литературе, посвященной серийной композиции, предпринимаются попытки классификации рядов, например по количеству тонов (длинные и короткие, 12-тоновая и «парциальная»), по качеств
Б. Б. Шеффер. Вариации
3) совпадение ряда с мелодией, выявляющей прогрессию двенадцати тонов и их интонационное содержание или «растворение»
A, b, c, d
Булез описывает ее как 4-сегментную, имеющую в составе а (четыре звука), b (один звук), с (четыре зв
Серийные формы и транспозиции
1. «Итак, ряд есть, — писал Веберн. — Тотчас начинается его видоизменение, развитие. Как эта система строилась дальше? Комбинирующая фантазия нашла следующие формы: противодвижение (рак), обраще
Пермутация -
Пермутация — принцип, который применяется не только к музыкальным феноменам. Согласно формуле, как уже упоминалось, общее количество перестановок в 12-тоновой серии приближае
Гомофонно-полифонический склад
Гомофонно-полифонический склад — это, по-видимому, тот способ «выражения мыслей», который Веберн считал синтезирующим приемы полифонического письма с достижениями классической
А. Веберн. Симфония ор. 21
17 Холопова В. Н. Фактура М., 1979, с 8.
Тоновая гармония
1. Термин «12-тоновая гармония» обычно применяется в связи с 12-тоновой музыкой, серийной композицией, хотя мог бы, по существу, содержать и признаки, выходящие за пределы объема и содержа
А. Шнитке. Квартет, III ч.
б) вертикальные формации, скомбинированные из одной или не одной формы серии по принципу комплементарности, наприм
А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч.
Таким образом, при анализе серийной гармонии методологически важно обращать внимание и на такие единицы гармонического
Б. Шеффер. Вариации
Однако такой способ формирования аккорд
А. Веберн. Кантата ор. 29
б) на исчезновение и появление гармонического фактора, возвращение «парящей» аккордики в коде III ч., но в иной интерв
Комбинаторика единиц гармонического языка в серийных композициях
1. Каково взаимодействие единиц гармонического языка в сериальной композиции? С разрушением тонального единства, функциональной структуры, основанной на иерархии звуковысотных отношений, е
А. Веберн. Вариации ор. 27, I ч.
Трихордная сегментация серии — ([сол
А. Веберн. Вариации ор. 27, II ч.
А. Веберн. Вариации ор. 27, III ч.
А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч.
Тот же принцип находит наиболее рельефн
Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3
Своеобразие структуры этого сочинения,
А. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
Все это дает возможность организо
Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
(Заметим, что аккорды в такте дви
Методические рекомендации
Приступая к анализу гармонии в серийной композиции, необходимо прежде всего составить общее суждение о произведении — его содержании и художественной ценности, его стилевом облике и коммуникативн
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
...Несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств...
П. Чайковский
В этой книге
Новости и инфо для студентов