А. Веберн. Симфония ор. 21 - раздел Образование, ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ
...
17 Холопова В. Н. Фактура М., 1979, с 8.
Необходимо указать на существенную роль в освоении художественного пространства полифонии пластов — фактурной организации, в которой сочетаются не мелодические голоса, а функционально обособленные партии, в целом создающие особый звуковой «сценарий». Это явление уже можно наблюдать в поздних кантатах Веберна (ор. 29 и ор. 31).
Особого внимания заслуживает проблема художественного пространства в серийной музыке, и в частности его глубинное измерение. «Роль музыкального пространства в разные эпохи принципиально менялась», — отмечал Веберн, указывая на различное применение «методов музыкального выражения», на их взаимопроникновение, на более полное и более ограниченное использование его 18. В этом плане 12-тоновые композиции, и в частности веберновские, представляют
18 Веберн А. Цит. соч., с. 31.
весьма интересный объект для расширения знаний о фактуре в музыке XX века.
Имея в виду все вышесказанное о фактуре, важно пристально следить за ее «метаморфозами», устанавливая всевозможные типы и виды," улавливая — и это главное — ее функциональное назначение как «стимула и фактора музыкального становления» (термин Асафьева, относящийся к форме-процессу).
2. Проблема формы 12-тоновых
2. Проблема формы 12-тоновых композиций представляет большой интерес для исследователя; до настоящего времени многое здесь остается еще на уровне отдельных наблюдений и эмпирических обобщений. Выскажем некоторые соображения, необходимые для рассуждений о серийной гармонии. Если в отношении высотности классики додекафонии сформулировали «законы» (это понятно: одна система заменялась другой), то в отношении других композиционных параметров мы располагаем только отдельными разрозненными немногочисленными высказываниями (это тоже не случайно: «В целом композитор сочиняет как и прежде, но на основе ряда» 19). Форма не разрушалась как высотная система, и новое вино вливалось в старые мехи. Указывают на применение таких классических форм, как период, 8-тактовое предложение, трехчастная композиция, сонатное аллегро, вариации, а также канон, фуга, симметричные структуры типа «палиндрома» и др.
Важно также, что — по сравнению со свободно-атональными композициями — возрождаются крупные формы, существование которых, по мнению нововенцев, может быть поддержано «законом» ряда. К числу таких крупных форм относятся, например: Шёнберг, Концерт для скрипки и оркестра (то же — фортепианный), «Ода Наполеону», «Свидетель из Варшавы», оперы; Берг, Скрипичный концерт, опера «Лулу»; Веберн, Симфония ор. 21, Концерт ор. 24, «Свет очей» ор. 26, Кантата ор. 29, Вариации для оркестра ор. 30, Кантата ор. 31, несостоявшийся ор. 32 («музыка будет представлять связную крупную форму, конструктивное решение которой меня очень интересует!»). Далее: опера Кршенека «Карл V», опера Даллапикколы «Прерванная песня», «Траурная музыка» Лютославского, «Canticum sacrum», «Threni», «Движения» для фортепиано и оркестра Стравинского и др.
Встают две группы проблем: одна связана с анализом приемов, способствующих осуществлению традиционных форм средствами 12-то-новой техники; другая — более сложная — с исследованием новых композиционных функций20.
В связи с этим следует обращать внимание на:
1) средства членения (с исчезновением тональных кадансов), способы репрезирования (при отсутствии серии-темы), узнавание сходства (при изощренном фактурном варьировании), обнаружение контраста (при одной-единственной серии), «аналоги» тонального плана (при распаде тональности) и т. д. и т. п.;
2) установление характеристик новой формы — в плане «диалектики формы-становления и формы-кристаллизации»21.
Итак, кратко рассмотрев наиболее важные аспекты серийной ком-
19 Вeбepн А. Цит. соч., с. 78.
20 В письме к X. Ионе (от 1941 г.) Веберн высказал весьма интересное соображение: «Хотя я назвал свою вещь „Вариациями" (ор. 30. — Н. Г.), эти вариации все же сливаются в некое новое единство (в смысле какой-то иной формы)». — Цит. соч., с. 118.
21 Методологический принцип один: «Не было эпох, когда формирование музыки не зависело бы от свойств материальной среды звуковоплощения» (Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с. 186).
позиции, обратимся к серийной гармонии и попытаемся выяснить ее особенности. Представляется существенным затронуть не только вопросы, традиционные для рассуждений о гармонии любого стиля, но и вопросы, которые выдвигаются спецификой данной композиции.
Все темы данного раздела:
Гуляницкая Н. С.
Г94 Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1984. — 256 с., нот., схем.
Данная работа — одно из первых в нашей стране учебных пособий по гармонии, рассматривающих ряд
Искусство XX века как предмет искусствознания
«Современная эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, — говорится в Программе КПСС, — есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем»1
Стилевой анализ
Метод, направление, стиль, как известно, являются смежными категориями. Художественное произведение — это сфера реализации и способа художественного мышления, и тенденций развития искусства, это
Понятие гармонии
«...Человеческие понятия, — писал В. И. Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение и
Гармония и музыкальная композиция
Гармония — область поэтических средств, служащих воплощению «художественного задания». Гармония познается не изолированно, а в тесной связи с музыкальной формой как процессом, логикой музыкальной
Вводные замечания
Композиторы XX века используют в своем творчестве как старый, гак и новый гармонический материал, традиционные и нетрадиционные гармонические формации, доля которых в современных языковых средства
Единицы гармонического языка. Общее понятие
1. Современная музыка, необычайно обострившая выразительный и конструктивный потенциал музыкального материала, поставила перед теорией проблему единиц гармонического языка. К основным свойс
Д. Шостакович. Квартет № 13
Повышение функциональной действенности интервала в музыкальной практике вызвало активизацию теоретической мысли, на «
С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч.
2 Термин «гармоническое ощущение» введен Ю. Н. Тюлиным (см. «Учение о гармонии», Л., 1937) и представляетс
Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things
Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч.
8 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966, с. 187.
9 Тюлин Ю. Н. Учение
Моноаккорды
Определяя моноаккорд как созвучие, гармоническим ядром которого является целостное звукоинтервальное образование, мы наметили классификацию. Продолжим ее и рассмотрим аккордику в соответствии с ус
Б. Тищенко. Соната № 5
Интересные образцы использования трезвучий в условиях различных высотных структур продемонстрировали Хренников (им
Росо а росо riten.
Приемы формирования кластеров — от простейших «звукогроздей» уже традиционного типа до сложных и разнообразных фактурн
Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3 Liberamente, ma ritmo da sincoppa sempre
Наиболее характерная черта варьирования
П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке
Мягкая диссонантная гармония, изящество и экспрессия линий, разнообразие звукосочетаний — все это хара
P. Щедрин. Preludio IX
Фонизм полиинтервального аккорда — предмет особой заботы композитора, так как он заранее не «запрограммирован» и рожд
Б. Чайковский. Партита
Особо выделим симметричные аккорды, которые по своим свойствам могут примыкать и к полиаккордам (при соответствующем
А. Шнитке. Реквием, № 3
Итак, к классу, условно названному моноаккордами, были отнесены одноинтервальные и разноинтервальные
Полиаккорды
Полиаккорд — это такое комплексное созвучие, сложное единство, составляющими элементами которого являются аккорды, имеющие в рамках целого конкретную схему взаимосвязей.
Генетически поли-
Однородные полиаккорды
1. Однородные полиаккорды включают терцовые и нетерцовые формации. Среди терцовых полиаккордов большое распространение получили трезвучные полиаккорды, состоящие из
А. Шнитке. Гимн IV
Среди терцовых полиаккордов встречаю
Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3
Сталкиваясь с такого рода явлениями
Аккордика и стилистика музыкально-поэтического языка
1. Рассматривая единицы гармонического языка со стороны их внутренней организации, мы попутно касались образно-выразительного аспекта в связи с творческим методом того или иного автора. Аккордика
Методические рекомендации
Интерпретация и оценка художественного произведения — многоступенчатый процесс.
Анализ гармонического материала, точнее единиц гармонического языка, представленных в основном аккордикой р
Типология ладообразований
В настоящее время представляется нецелесообразной группировка ладов по какому-либо одному основанию. Важно выделить существенные признаки, характеризующие предмет с разных сторон. Такой под
В. Увеличенный лад
«Заимствование» может служить целям стилизации, создания определенного ладофонического эффекта. Но не только. Весьма
Б. Чайковский. Камерная симфония, II ч.
2. По устойчивости, вернее п
Диатоника и хроматика
Проблемная ситуация возникла и здесь: появилось противоречие между термином и понятием, точнее, между означающим и означаемым. М. Тараканов отмечает: «Если вопрос о том, что такое диатоника, запут
Moderato
При анализе сочинений важнее, видимо, определять структуры используемых звукорядов, чем устанавливать, являются ли он
Ладовый профиль произведений
Модальность как особый аспект структуры звуковысотной системы и музыкальная композиция — это область сложных и разнообразных • взаимодействий, в целом примыкающих к процессуальной и «кристаллическ
Нестилизационное подражание и модальность
1. Нестилизационное подражание и модальность могут быть рассмотрены на многих музыкальных произведениях XX века, и особенно, может быть, его второй половины в связи с развитием тенденций к
Стилизационные подражания,
2. Стилизационные подражания, основанные на фольклорной ладовой интонационности, — область творчества, которая тесно смыкается с той или иной авторской стилевой системой.
В самом д
Методические рекомендации
Необходимость рассмотрения модальной техники диктуется необычно возросшей ролью экстра-мажоро-минорных ладовых структур в современной музыке. В ряду существенных причин этого — усиление интереса
Определение понятий
Понятие «тональность»
Понятие «тональность» (Tonalität — нем., tonality — англ., tonalité — фр., tonalità — итал., to
Принципы новой тональности
1. Принципы новой тональности могут быть выведены из сочинений разных направлений и индивидуальных стилей начала, середины и последней четверти XX века. Феномены, относимые теорией в свое в
Типология тональности в музыке XX века
2. Типология тональности в музыке XX века — проблема не только не разрешенная, но и не представленная во всей своей определенности. Имеющиеся понятия «мелодическая тональность», «гармоническ
Тональный центр
1. Наличие тонального центра, «центрального элемента» (Холопов) — необходимое условие функционирования тональной системы. Что такое тоника в современных музыкальных текстах — предмет для специаль
А. Скрябин. Ор. 57 № 1
Приведенную выше типологию тональных центров можно было бы подтвердить гораздо большим количеством музыкальных образцо
А. Скрябин. Ор. 63 № 1
Звуковысотная формула 0, 1, 2, 4, 6, 9, 10 + 1, 5, 7, 9, 11 построена по принципу комплементарности, хотя и есть повто
Новая тональность и гармонический синтаксис
1. Проблема соотношения аккордов решалась в классической теории музыки в рамках различных концепций — ступеневой, басо-фундаментальной, функциональной. Существует точка зрения, что объяснение факт
Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч.
Реприза общей трехчастности имеет черты видоизмененной симметричной конструкции: аккорд-удар, сохраняя структуру, пер
Б, в, г
Логика композиции и драматургия этой прелюдии выявляется главным образом через высотный параметр, который в отличие о
Политональность
1. Политональность обычно определяется как одновременное сочетание двух или более «строев», что нуждается в уточнении и дополнении прежде всего, политональное письмо является составной частью новот
Б. Барток. Багатель № 7
Таким образом, в музыкальном мышлении политональность и фактура — взаимосвязанные начала; из трех координат вертикаль
О. Мессиан. Фантазия-бурлеска
Определяя модальную структуру политонал
Д. Мийо. Концерт
Д. Шостакович. Соната № 2
Здесь драматический узел создается и сочетанием различных тем, и сплетением их тональностей, логически подготовленных
Методические рекомендации
1. Суммируем теоретические положения, касающиеся современной тональной организации, с тем чтобы выработать инструментарий анализа конкретных музыкальных текстов и определить методические подходы.
Sehr langsam
Кроме согласования интонационного плана
Гармонический материал
1. Как использовалось то, что было завоевано в процессе освоения гармонических ресурсов? Какова функция гармонии в стилевой системе нововенской школы? В целом не будет преувеличением сказать, что з
А. Веберн. Ор. 7 № I
Б. А. Берг. Четыре пьесы для кларнета и ф-п.
Такого рода материал характерен для гармонии «Воццека», например: ц. 150 (I д., сц. 1) — «несвязные» трезвучия в двух
А. Шенберг. Ор. 17
По вертикали, включая все элементы фактуры, иногда образуются симметричные аккорды.
В № 6, лучшей из пьес ор.
А. Берг. Ор. 5
На взаимодействии квартовой и терцовой гармонии, как и соответствующих интонаций в мелодии, построена Колыбельная
А, б. А. Веберн. Ор. 12
Итак, в подходе к гармоническому материалу — в поисках новой сонорности, отвечающей закономерностям 12-тоновой органи
А. Берг. Ор. 5 № 2
Методические рекомендации
Атональность в ее «свободном» варианте, как мы это пытались показать, — это звуковысотная организация, в которой, во-первых, еще не исчезли различные связи с тональностью и, во-вторых, наметились
Предварительные сведения
«Метод композиции на основе двенадцати тонов, соотнесенных друг с другом» (Шёнберг), получивший название додекафонного, серийного, — одна из возможных техник в арсенале современной музыки. Однако
Серия и ее назначение в композиции
1. «Я всегда преследовал цель сознательно базировать структуру моей музыки на унифицирующей идее, которая генерирует другие идеи, включая аккорды, „гармонию"»4, — писал Шёнберг. «Ря
Структура и систематизация серий
В теоретической литературе, посвященной серийной композиции, предпринимаются попытки классификации рядов, например по количеству тонов (длинные и короткие, 12-тоновая и «парциальная»), по качеств
Б. Б. Шеффер. Вариации
3) совпадение ряда с мелодией, выявляющей прогрессию двенадцати тонов и их интонационное содержание или «растворение»
A, b, c, d
Булез описывает ее как 4-сегментную, имеющую в составе а (четыре звука), b (один звук), с (четыре зв
Серийные формы и транспозиции
1. «Итак, ряд есть, — писал Веберн. — Тотчас начинается его видоизменение, развитие. Как эта система строилась дальше? Комбинирующая фантазия нашла следующие формы: противодвижение (рак), обраще
Пермутация -
Пермутация — принцип, который применяется не только к музыкальным феноменам. Согласно формуле, как уже упоминалось, общее количество перестановок в 12-тоновой серии приближае
Гомофонно-полифонический склад
Гомофонно-полифонический склад — это, по-видимому, тот способ «выражения мыслей», который Веберн считал синтезирующим приемы полифонического письма с достижениями классической
Тоновая гармония
1. Термин «12-тоновая гармония» обычно применяется в связи с 12-тоновой музыкой, серийной композицией, хотя мог бы, по существу, содержать и признаки, выходящие за пределы объема и содержа
А. Шнитке. Квартет, III ч.
б) вертикальные формации, скомбинированные из одной или не одной формы серии по принципу комплементарности, наприм
А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч.
Таким образом, при анализе серийной гармонии методологически важно обращать внимание и на такие единицы гармонического
Б. Шеффер. Вариации
Однако такой способ формирования аккорд
А. Веберн. Кантата ор. 29
б) на исчезновение и появление гармонического фактора, возвращение «парящей» аккордики в коде III ч., но в иной интерв
Комбинаторика единиц гармонического языка в серийных композициях
1. Каково взаимодействие единиц гармонического языка в сериальной композиции? С разрушением тонального единства, функциональной структуры, основанной на иерархии звуковысотных отношений, е
А. Веберн. Вариации ор. 27, I ч.
Трихордная сегментация серии — ([сол
А. Веберн. Вариации ор. 27, II ч.
А. Веберн. Вариации ор. 27, III ч.
А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч.
Тот же принцип находит наиболее рельефн
Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3
Своеобразие структуры этого сочинения,
А. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
Все это дает возможность организо
Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 30
(Заметим, что аккорды в такте дви
Методические рекомендации
Приступая к анализу гармонии в серийной композиции, необходимо прежде всего составить общее суждение о произведении — его содержании и художественной ценности, его стилевом облике и коммуникативн
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
...Несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств...
П. Чайковский
В этой книге
Новости и инфо для студентов